Встреча противниковРанним утром 14 мая 1905 г. 2-я Тихоокеанская эскадра под руководством вице-адмирала З. П. Рожественского вошла в Цусимский пролив. Главные силы были построены в две колонны. Стоял туман, видимость не превышала 6…7 миль (11,1…13 км), дул западно-юго-западный ветер силой 4…5 баллов, создавая волнение в 3 балла.
Примерно в 6:30 на правом траверзе был замечен неприятельский крейсер «Идзуми». Позже подошли и разместились по обеим сторонам от русской эскадры японские корабли из 3-го, 5-го, 6-го отрядов. Командующий японским флотом адмирал Х. Того, получив сообщение о местоположении и курсе противника, вышел с главными силами из Мозампо. В 1-м боевом отряде под его руководством находились броненосцы «Микаса», «Сикиси-Ма», «Фудзи», «Асахи», крейсеры «Касуга» и «Ниссин». Во 2-м боевом отряде вице-адмирала Х. Камимуры следовали крейсеры «Идзумо», «Адзума», «Токива», «Якумо», «Асама» и «Ивате».Около 11:15 З. П. Рожественский приказал эскадре перестроиться в одну колонну. В это же время комендор случайно произвёл выстрел из 6-дм орудия «Орла» по находившимся слева примерно в 40 кабельтовых (7,4 км) крейсерам 3-го боевого отряда, который многие русские корабли приняли за начало боя и открыли огонь. Противник произвёл несколько ответных выстрелов, увеличил ход и резко отвернул в противоположную сторону. Примерно через 5 минут перестрелка безрезультатно завершилась.Главные силы русской эскадры, завершив перестроение в одну кильватерную колонну, в 12:00 повернули на курс NO23. В 12:30 1-й броненосный отряд: «Князь Суворов», «Император Александр III», «Бородино» и «Орел» перестроился вправо, в отдельную колонну. В левой колонне остался 2-й броненосный отряд: «Ослябя», «Сисой Великий», «Наварин», «Нахимов», и 3-й броненосный отряд: «Император Николай I», «Адмирал Сенявин», «Адмирал Ушаков», «Генерал-адмирал Апраксин». В 13:21 Х. Того установил визуальный контакт с русской эскадрой и через минуту повернул вправо, чтобы занять наилучшее для ведения огня из казематов наветренное положение. Почти одновременно З. П. Рожественский обнаружил японские броненосцы впереди, несколько правее собственного курса. Однако вскоре противник исчез в тумане. Русская эскадра не предприняла никаких манёвров, продолжив движение курсом NO23 со скоростью 9 узлов. В это время 1-й броненосный отряд выдвинулся вперёд так, что «Орел» находился примерно на траверзе «Осляби», а расстояние между колоннами составляло около 12…15 кабельтов (2,2…2,8 км).Японский флот пресёк курс противника и в 13:32 увеличил ход до 15 узлов. На «Микасе» взвился сигнал: «Величие и падение Империи зависит от одной этой битвы, пусть каждый постарается приложить ещё больше энергичных усилий!» «Ослябя» готовится к боюКоманда «Осляби» заняла места на боевых постах. В боевой рубке находились: командир корабля В. И. Бэр, старший офицер Д. Б. Похвистнев, старший артиллерийский офицер С. Э. Генке, старший штурманский офицер И. В. Дьяченков, флаг-офицер Ф. М. Косинский, флагманский штурман А. И. Осипов, рулевой И. Спрогис. На компасной площадке у дальномера стоял младший штурман В. П. Палецкий. В верхних носовых казематах расположились: с правого борта — командир 1-й группы орудий младший артиллерийский офицер П. А. Колокольцев, с левого борта — командир 2-й группы орудий С. В. Горчаков. Носовой башней руководил В. В. Майков, кормовой — Б. П. Казьмичёв.Старший минный офицер М. П. Саблин следил за генерацией и передачей электричества.За живучесть корабля отвечал трюмный механик П. Ф. Успенский. Пожарно-трюмным дивизионом командовал старший марсовый Ф. С. Лебедев. На открытых или не защищённых бронёй постах остались только те матросы, чьё присутствие требовалось для ведения боя, остальных отправили в жилую палубу. Два перевязочно-операционных пункта были готовы принять раненых. В стационарном находился старший врач Г. С. Васильев. Во временном, развёрнутом в помещении бани, – младший врач Г. Р. Бунтинг. Завязка сражения (13:41-13-49)Схема маневрирования в Цусимском сражении 13:41-13:49Примерно в 13:41 главные силы японского флота снова вынырнули из тумана уже слева по курсу. Решив, что противник собирается атаковать его левую колонну, З. П. Рожественский около 13:42 приказал 1-му броненосному отряду увеличить скорость до 11 узлов и повернуть «все вдруг» на 4 румба (45 градусов) влево. Х. Того планировал перед началом боя занять выгодную позицию, осуществить охват головы противника и открыть огонь с дистанции 6 000 метров (32 кабельтова). Для этого требовалось на встречных курсах сблизиться с русской эскадрой до 8 000 м (43 кабельтова), а затем круто развернуться и лечь на попутный сходящийся курс. В 13:44 «Микаса» повернул в сторону противника. В 13:47 стоявший у дальномера старший артиллерийский офицер А. Киёказу сообщил, что дистанция до «Князя Суворова» достигла 8000 м (43 кабельтова). Х. Того тотчас же приказал начать крутой поворот влево – свою знаменитую «петлю». Петля Того в исполнении японских броненосцев. Кадр из фильма «Тучи над холмами»В это время перестроение русской эскадры было ещё далеко от завершения. Броненосцы типа «Бородино» в строе пеленга сближались с левой колонной. З. П. Рожественский, заметив манёвр японского флагмана, немедленно повернул «Князя Суворова» вправо, а затем отдал приказ 2-му броненосному отряду, чтобы он вступил в кильватер 1-му броненосному отряду. В 13:49 «Микаса» уже завершил «петлю» и стал на курс NO67. В ту же минуту в его сторону произвели первые выстрелы: сначала «Ослябя», а затем «Князь Суворов». З. П. Рожественский немедленно отдал приказ всей эскадре сосредоточить огонь на 1-м корабле противника. Русские броненосцы открывают огонь по противнику. Кадр из фильма «Тучи над холмами»Начало сражения. Формирование боевых линий. (13:49-14:04)Схема маневрирования в Цусимском сражении 13:49-14:04С каждой минутой падения русских снарядов становились кучнее и ближе, вынудив противника открыть огонь до формирования боевой линии. В 13:52 «Микаса» с дистанции 6400 м (35 кабельтов) начал пристрелку по «Князю Суворову». Для всех остальных кораблей 1-го отряда самой близкой и удобной целью стал возглавлявший левую колонну высокобортный трёхтрубный броненосец под флагом Фелькерзама. После завершения «петли» последовательно огонь по «Ослябе» открыли: в 13:52 – «Сикисима», в 13:53 – «Фудзи», в 13:54 – «Асахи» и «Касуга», в 13:57 – «Ниссин». Броненосец «Микаса» ведёт огонь. Кадр из фильма «Тучи над холмами»«Сикисима» уже в первые минуты боя наблюдала непрерывные попадания своих снарядов в «Ослябю» и вспыхнувшие на нём многочисленные пожары. «Фудзи» в 13:56 отметил поражение цели одним или несколькими 12-дм снарядами, сбитую фок-мачту и большой пожар. Многие крейсеры отряда Х. Камимуры в начале боя также выбрали целью «Ослябю». «Ивате» с 13:54 и до разворота в 14:01 вел по нему огонь левым бортом. Завершив разворот, последовательно открыли огонь по головному кораблю левой колонны: в 13:57 – «Идзумо», в 13:59 – «Токива», в 14:00 – «Адзума», в 14:04 – «Якумо».В первые минуты боя «Ослябя», не меняя курса, вёл вперёд левую колонну. Справа в 5…6 каб. (0,9…1,1 км) медленно выдвигался вперёд 1-й броненосный отряд. Дистанция до противника стремительно сокращалась и достигла в 13:59 5100 м (28 кабельтов) до «Асахи», а в 14:00 4800 (26 кабельтов) до «Фудзи» и 4700 (25 кабельтов) до «Касуги». С каждой минутой японский огонь становился всё интенсивнее и точнее. Почти через каждые 30 секунд в «Ослябю» попадал новый залп, преимущественно в носовую часть. Всплески воды и дым от разрывов поднимались так часто, что японские комендоры с большим трудом ловили в прицел свою цель. Для того чтобы выполнить приказ З. П. Рожественского и занять своё место в строю, в 14:00 «Ослябя» круто повернул вправо и резко уменьшил ход, пропуская вперёд «Орла». Следовавшие за ним корабли 2-го броненосного отряда, избегая столкновение, вышли из строя. В 14:04 «Ослябя» повернул в кильватер «Орлу» и увеличил ход. В результате перестроения «Ослябя» отдалился от японских кораблей отряда Того, в связи с чем в 14:01 «Асахи», а в 14:03 «Фудзи» перенесли огонь на другие цели. В это же время «Князь Суворов» начал сближение с «Микасой», но попал под град снарядов, отвернул и лёг на параллельный противнику курс примерно на траверзе «Асахи». Русская эскадра сконцентрировала огонь на «Микасе», который в первые 15 минут боя получил 19 попаданий. По всей видимости, наибольший вклад в это достижение внёс «Князь Суворов», который смог нащупать верную дистанцию. Артиллеристы же других кораблей не могли различить падения своих снарядов среди стены всплесков и вели неточный огонь, опираясь на показания дальномера. Броненосец «Микаса» ведёт огонь. Кадр из фильма «Тучи над холмами»Первые повреждения «Осляби»«Ослябя» оказался ближе всех к противнику и первым начал пристрелку, поэтому, возможно, смог добиться нескольких попаданий в «Микасу» 6-дм снарядами. Однако уже через три минуты после начала боя японские корабли открыли ответный огонь…Первый выпущенный по «Ослябе» снаряд лёг с недолётом примерно в 30 м. Второй снаряд упал с небольшим перелётом. Третий, по-видимому, 12-дм снаряд целиком вырвал левый клюз и повредил стопор цепи. Якорь с лязгом полетел за борт, вытравил цепь и висел на жвака-галсовой скобе, пока матросы не расклепали цепь. Сразу после попадания в клюз несколько 6-дм снарядов одновременно разорвались в носовой части. Пристрелку японских кораблей по «Ослябе» из кормовой башни «Орла» описал мичман О. А. Щербачев:Сначала недолёт около 1/2…1 каб. (93…185 м), потом такой же перелёт, снова недолёт в 1/2 кабельтов (93 м) и потом — попадания. Попавший снаряд рвался о борт облаком чёрного дыма. Вслед за попавшим снарядом следовал со стороны неприятеля залп, и несколько снарядов попадали в судно или рвались у его ватерлинии. … Снова 3...4 пристрелочных выстрела, попадание и залп.Усиливающийся огонь противника и его последствия наблюдал с нижнего носового мостика «Осляби» гальванёр К. С. Болтышев:Снаряды стали сыпаться градом, непрерывно разрываясь у ватерлинии в носу... Каждый новый корабль, делая поворот, посылал нам без промаха свой первый привет. А мы покорно подставляли свои бока и ничего не предпринимали, стараясь только удержать строй. Когда «Орел» прошёл у нас под носом, «Ослябя» уже имел в не защищённой броней носовой части несколько пробоин и начал быстро садиться носом.Только наиболее запоминающиеся попадания остались в памяти участников сражения. Один из первых снарядов попал в правое крыло переднего мостика, ранил Ф. М. Косинского и контузил А. И. Осипова. Другой снаряд сбил гафель, после чего кормовой флаг подняли на левом ноке грот-рея. Крупный снаряд разорвался на навесной палубе, снёс ростры и вызвал первый большой пожар. Второе крупное возгорание возникло на батарейной палубе около хлебопекарни. Затем огромное пламя разгорелось на юте. Пожарно-трюмный дивизион самоотверженно вступил в борьбу с огнём и потушил эти пожары. 12-дм снаряд разорвался на батарейной палубе около шпилевых приводов. Всё носовое отделение наполнилось густым и удушливым дымом, вокруг подачной трубы разогрелся большой пожар. Электрическая проводка оказалась замкнута на корпус, что временно обесточило носовую часть корабля. К этому моменту носовая башня успела сделать всего три выстрела. Другой 12-дм снаряд попал чуть ниже предыдущего и разворотил борт на жилой палубе около 1-й переборки. Вода начала поступать в пробоину и распространяться по соседним отсекам. На место попадания прибыли Д. Б. Похвистнев и П. Ф. Успенский, которые вызвали пожарно-трюмный дивизион для заделки пробоины. Минно-машинный кондуктор В. Н. Заварин, находившийся в помещении подводных минных аппаратов, закрыл броневой люк и приказал заглушить трубы вентиляции, через которые вода проникала из жилой палубы вниз. Два 12-дм снаряда залпом попали во 2-ю угольную яму на жилой палубе. Образовалась пробоина размерами с ворота, которую безуспешно пыталась закрыть щитами аварийная партия во главе с корабельным инженером К. А. Змачинским. Два других снаряда пробили броню около ватерлинии. Один вызвал затопление 10-й, а другой – 16-й угольной ямы. Возник заметный крен на левый борт, для борьбы с которым включили турбины водоотливной системы и начали контрзатопление. Носовая башня на ручном управлении не успела произвести ни одного выстрела. Вскоре в неё одновременно попали два 12-дм снаряда. Один оторвал левый ствол, второй пробил крышу над амбразурой и разорвался внутри. В. В. Майков и большая часть расчёта были убиты, башня вышла из строя.Один японский снаряд перебил грот-стеньгу, которая упала за борт. Другой – разорвал в кормовой части 3-метровую брешь и произвёл большой пожар. В отсеках, не защищённых броней, как будто воцарился ад. Один за другим японские снаряды разрывали борта и палубы, наполняли помещения удушливым дымом. То здесь, то там вспыхивали пожары. Оказавшись в этом аду, практически невозможно было остаться невредимым. Перевязочные пункты быстро наполнились ранеными. Комендоры и прислуга 75-мм орудий левого борта несли большие потери, но продолжали вести огонь. На замену убитым и раненым приходили расчёты орудий правого борта. Внешний вид «Осляби» в момент вступления в кильватер «Орлу» врезался в память О. А. Щербачеву:Через какие-нибудь 10–15 минут после начала боя у «Осляби» не было грот-стеньги, трубы были настолько изрешечены осколками, что казались чёрными, а не жёлтыми. Крылья ходового мостика свисали вниз, как крылья опущенного семафора. Горели койки, развешенные в качестве защиты. В носу зияло не меньше 10–15 громадных пробоин. Палуба была пробита в нескольких местах.Бой на параллельных курсах (14:04-14:22)Схема маневрирования в Цусимском сражении 14:04-14:22В 14:04 «Ослябя» на значительном удалении вступил в кильватер «Орлу», и русская эскадра сформировала боевую линию. «Ослябя» увеличил ход и вскоре примкнул к группе головных кораблей, но другие корабли 2-го и особенно 3-го отрядов сильно отставали. К этому времени «Князь Суворов» уже получил большие повреждения и был охвачен многочисленными пожарами. Дальномеры, приборы управления артиллерией и средства связи были разбиты. Орудийный огонь ослаб. Из рубки нельзя было вести наблюдение и руководить боем из-за дыма и осколков от непрерывно разрывающихся снарядов. З. П. Рожественский уже никак не мог передавать приказы эскадре. Он мог только вести её в кильватере за «Князем Суворовым».Попадание в броненосец «Князь Суворов». Кадр из фильма «Тучи над холмами»Японская боевая линия сформировалась почти одновременно с русской, когда в 14:02 «Ивате» завершил петлю и открыл огонь правым бортом. Отряд Х. Того благодаря преимуществу в скорости над противником (15 узлов против 11 узлов) начал выдвигаться вперёд. В 14:07 «Касуга» перенесла огонь с «Осляби», который в этот момент находился уже далеко за её траверзом. Флагман Х. Камимуры следовал за «Ниссином», но не в кильватере, а немного левее и на некотором удалении. «Идузмо», «Адзума», «Токива» и «Якумо» продолжали вести огонь по «Ослябе», который в это время шёл почти параллельным курсом напротив них. Дистанция изменялась медленно, поэтому «Адзума» и «Токива» отметили высокую точность своей артиллерии и многочисленные попадания в цель. В 14:09 русский снаряд нарушил рулевое управление «Асамы», из-за чего корабль вышел из строя, но уже через 6 минут исправил повреждения и направился полным ходом за своим отрядом. «Микаса», оказавшись впереди противника, начал охватывать его голову небольшими поворотами вправо и в 14:18 уже держал курс на восток. Некоторые японские корабли перенесли огонь с «Осляби» на головные корабли русской эскадры: в 14:17 – «Идзумо», в 14:20 – «Якумо», в 14:22 – «Ниссин» и «Токива». «Сикисима» и «Адзума» свою цель не изменили. «Ослябя» на пути к катастрофеВ 14:04, когда «Ослябя» вступил в кильватер «Орлу», почти вся его артиллерия, за исключением носовой башни, ещё сохранила боеспособность. Дальномер сообщал дистанцию до цели, которой последовательно становились проходившие траверз крейсеры «Касуга», «Ниссин» и «Идзумо». Орудия вели частый, но мало результативный огонь. По японским данным, из трёх перечисленных выше кораблей только «Идзумо» в 14:09 получил попадание 6-дм снарядом. В связи с тем, что большинство кораблей отряда Х. Того перенесли огонь с «Осляби», интенсивность попаданий, особенно в носовую часть, уменьшилась. Теперь основной урон наносили корабли отряда Х. Камимуры, снаряды которых преимущественно попадали в центральную часть корабля. К 14:20 все 75-мм орудия верхней и нижней батарей левого борта вышли из строя, полупортики были разбиты, в небронированном борту зияли многочисленные пробоины. Оставшаяся в живых горстка артиллеристов укрылась за бронёй в жилой палубе. На батарейной палубе был тяжело ранен осколками в ноги Д. Б. Похвистнев. Оба перевязочных пункта оказались переполнены ранеными. Доктора не успевали даже осматривать раны. Пострадавших складывали на брезент в жилой палубе около минных аппаратов. Получили повреждения и вышли из строя три из пяти 6-дм орудий левого борта. Два снаряда последовательно попали в броню верхнего носового каземата над амбразурой. Первый ослабил, а второй сорвал крепление брони. Тяжёлая плита съехала вниз и защемила орудийный ствол. Нижний носовой каземат также был разрушен. Орудие и расчёт среднего каземата были выведены из строя снарядом, влетевшим через амбразуру и разорвавшимся внутри. 8…12-дм снаряд полностью снёс верхний мостик и разбросал тела находившихся там дальномерщиков и В. П. Палецкого. Дальномер был уничтожен, и комендорам пришлось самостоятельно нащупывать дистанцию до цели. Огонь «Осляби» стал редким и неточным. Примерно в 14:25…14:30 12-дм снаряд попал в борт у самой ватерлинии напротив носовой башни. Образовалась большая пробоина, через которую вода затопила 1-й и 2-й отсеки жилой палубы. Носовая часть погрузилась до уровня клюзов. Крен достиг 12-ти градусов, из-за чего замолкли последние действовавшие орудия. К 14:30 «Ослябя» представлял из себя жалкое зрелище. Обе мачты были сбиты. Дымовые трубы изрешечены снарядами и осколками. Полубак выглядел как бесформенная горящая груда металла. Носовая башня была сорвана с креплений и наклонена на бок. Стволы, один целый, а другой отбитый, под разными углами смотрели в небо. Верхняя палуба превратилась в непроходимые руины. Большие пожары охватили весь корабль. Вокруг обломков переднего мостика горели койки, на рострах – шлюпки и запасы дерева, в кормовой рубке и офицерских каютах – отделка и мебель. Из внутренних помещений через люки и пробоины вырывались вверх языки пламени, валил густой дым. Пожары уже никто не тушил: водопровод был перебит, все шланги разорваны, в пожарно-трюмном дивизионе почти не осталось людей. Не действовал ни телефон, ни переговорные трубы. Команды из боевой рубки с большим трудом доходили до машин. Поэтому «Ослябя» то отставал от «Орла», то сближался с ним до 50-ти метров. Броненосец уже утратил боевую ценность, но стойко держал место в строю, принимая на себя новые и новые удары.Решающий момент сражения (14:22-14:37)Схема маневрирования в Цусимском сражении 14:22-14:37Спустя полчаса после начала сражения японский флот добился подавляющего позиционного перевеса. Головные корабли русской эскадры оказались под перекрёстным огнём с двух направлений. Отряд Х. Того подрезал курс и поражал спереди продольным огнём. Отряд Х. Камимуры приблизился с траверза на дистанцию открытия огня из 3-дм орудий. Броненосец «Микаса» ведёт огонь. Кадр из фильма «Тучи над холмами»Некоторые корабли русской эскадры ещё пытались исполнять приказ З. П. Рожественского и из носовых орудий вели малорезультативный огонь по «Микасе». Но большинство уже поняло бесперспективность сосредоточения огня на ушедшем далеко вперёд японском флагмане и выбрало себе более удобную цель. Строй русской эскадры настолько сильно растянулся, что концевые корабли оказались на огромном расстоянии от противника и практически выпали из сражения. На «Князе Суворове» был сосредоточен огонь большей части японского флота. Броненосец был окружен фонтанами от падающих снарядов, окутан густым дымом от пожаров и бесконечных попаданий. Зачастую японские артиллеристы не могли различить контуры корабля, поэтому либо делали паузы, либо переносили огонь на другие цели. Под непрерывным градом снарядов «Князь Суворов» превратился в жалкое зрелище. Носовой и кормовой мостики были разрушены, бак полностью поглощён огнём. Вести редкий огонь могли только две кормовых башни. Большие повреждения получил «Александр III». Он был охвачен многочисленными пожарами, носовая башня замолкла, а другая артиллерия лишь изредка отвечала противнику. В 14:23 или 14:24 «Бородино», на котором ещё не были заметны какие-либо значительные повреждения, вышел из строя и через несколько минут оказался на правой раковине от «Орла» всего в нескольких десятках метрах.Броненосец «Бородино» вышел из строя. Кадр из фильма «Тучи над холмами»Около 14:25 З. П. Рожественский решил повернуть на 4 румба (45 градусов) вправо, чтобы выйти из-под сосредоточенного огня. Но в этот момент крупный японский снаряд повредил связь между штурвалом и рулевым механизмом. «Князь Суворов» по широкой дуге покатился вправо. «Император Александр III» сначала пошёл за флагманом, но, поняв, что тот потерял управление, примерно в 14:29 взял курс на восток. За ним последовал сначала «Бородино», а затем и «Орел», сформировав новую кильватерную колонну правее линии кораблей 2-го и 3-го броненосных отрядов. Х. Того заметил замешательство среди кораблей противника и в 14:25 и 14:29 дважды повернул вправо с целью поставить им «палочку над Т». Из-за дыма или увеличения дистанции до головных кораблей в 14:28 «Идзумо» и «Якумо» перенесли огонь на «Ослябю», который в это время поворачивал вправо и опасно сблизился с «Орлом». В 14:32 крупный снаряд попал в боевую рубку, разбил штурвал, убил рулевого кондуктора И. Спрогиса, нанёс ранения В. И. Бэру, А. И. Осипову, С. Э. Генке и Ф. М. Косинскому. Корабль, оставшись без управления, покатился вправо. Броненосец «Ослябя» вышел из строя. Кадр из фильма «Тучи над холмами»«Ослябя» описал окружность, вернулся на прежний курс и попытался вернуться в строй. Через несколько минут он снова развернулся через правый борт, направился к концевым кораблям эскадры, сбавил ход и остановился. Броненосец «Ослябя» идёт вне строя. Кадр из фильма «Тучи над холмами»Около 14:33 «Князь Суворов» прорезал и смешал строй 2-го броненосного отряда. Избегая столкновения, «Сисой Великий» дал полный ход и оставил флагмана за кормой, а «Наварин», пропуская, вышел из строя влево. «Князь Суворов» завершил циркуляцию и, с трудом управляясь с машинами, двинулся на север. «Император Александр III», возглавив эскадру, тут же попал под сосредоточенный огонь противника и примерно в 14:35 вышел из строя. Броненосец был охвачен большими пожарами. Во многих местах чёрная краска уже полностью выгорела и виднелись красные пятна суриковой грунтовки. Борта, мачты и трубы были все изрешечены снарядами. Огромная пробоина зияла под носовой башней. После выхода из строя «Императора Александра III» головным кораблём оказался «Бородино», который почти сразу же круто повернул на север, чтобы за кормой противника прорваться в направлении Владивостока. К этому времени уже три из пяти новых русских броненосцев — «Князь Суворов», «Император Александр III» и «Ослябя» — получили тяжелейшие повреждения и находились вне строя. Боевая линия распалась на отдельные группы кораблей 1-го, 2-го и 3-го броненосных отрядов. Командующий эскадрой З. П. Рожественский был тяжело ранен и периодически терял сознание. Флагманский корабль лишился всех средств связи: телеграфа, сигнальных фалов, сигнальных фонарей. Доступ на открытые палубы для подачи сигналов был закрыт из-за больших разрушений и пожаров. Приказ о передаче командования Н. И. Небогатову не был передан вовремя, и русская эскадра осталась без руководства. Исход Цусимского сражения фактически уже был решён. Гибель «Осляби»В 14:32 «Ослябя» начал циркулировать вправо, и вскоре его крен увеличился настолько, что вода начала вливаться в батарею через орудийные порты. Закрыть створки полупортиков не получилось – они оказались разбиты. Тогда команда попыталась остановить потоки чемоданами, койками и досками, но безуспешно – волны раз за разом выбивали их. Крен на левый борт и дифферент на нос увеличивались с каждой минутой. Броненосец «Ослябя» тонет. Кадр из фильма «Тучи над холмами»В. И. Бэр отдал команду «спасаться», а сам решил разделить свою судьбу с броненосцем и простился с офицерами. В это время люди из нижних помещений рванули наверх. Бежали, схватив спасательные круги, нагрудники, койки и просто любые плавающие предметы. Толкались в проходах, на трапах, спотыкались и сбивали друг друга с ног, падали, поднимались и бежали дальше. Страшный вой поднялся у перевязочных пунктов: раненые умоляли вынести их наверх и цеплялись за ноги пробегающих мимо. Машинная команда оказалась запертой под тяжеленными броневыми люками, которые так и не смогли поднять. Выбравшись на верхнюю палубу, одни прыгали в воду и старались как можно дальше отплыть от обречённого корабля. Другие до последнего оставались на борту. Командир корабля с окровавленной повязкой на голове и папиросой в зубах стоял на обломках мостика и отдавал распоряжения. Теперь он думал только о спасении людей.Команде спасаться! Разбирай койки! Спасайтесь быстрее!Ужасную картину гибели броненосца с проходящего в нескольких сотнях метров «Адмирала Апраксина» наблюдал Г. Н. Таубе:Несколько сот человек толпилось на правом борту, не зная, откуда ждать помощи, некоторые были совсем голые, другие только наполовину разделись. В эту группу погибающих людей то и дело попадали японские снаряды и рвались в ней… И вдруг, как по команде, все люди, толпившиеся на правом борту, бросились вниз. Одни, стоя, соскальзывали на ногах, другие падали и катились им под ноги, третьи скатывались на животе головой вниз. Большинство из них разбивалось о боковой киль и попадало в воду уже искалеченными, в воде же образовалась невообразимая куча тонущих, взывающих о помощи и топящих друг друга тел, над которыми всё время не переставали рваться неприятельские снаряды.Около 14:49 «Ослябя» лёг на левый борт. Носовая часть стремительно погрузилась в воду, корма чуть приподнялась, обнажив медленно вращающиеся винты, и быстро скрылась в пучине. Место гибели было заполнено всевозможными обломками, среди которых, вцепившись в спасательные круги, койки или любые другие крупные предметы, плавали люди. Броненосец «Ослябя» тонет. Кадр из фильма «Тучи над холмами»Спасение экипажа «Осляби»К ещё тонущему броненосцу устремились находившиеся рядом эсминцы «Буйный», «Бравый», «Бедовый», «Быстрый» и крейсер «Изумруд». «Буйный» подошёл почти вплотную к «Ослябе», когда тот был ещё на поверхности, сбросил утопающим койки и спасательные круги. Моряков, плавающих около борта, вытаскивали на борт верёвками. Для сбора оказавшихся далеко спустили вельбот. «Буйный» подобрал офицеров: А. И. Осипова, С. В. Горчакова, Б. П. Казмичёва, А. А. Бертенёва, К. П. Ливена, трёх кондукторов и ещё 196 матросов. Спасение продолжалось до тех пор, пока эсминец не попал под огонь японских крейсеров. «Бравый» оказался около «Осляби» почти одновременно с «Буйным». Его командир, лейтенант П. П. Дурново, оставил описание происходившего: Я же, как только броненосец скрылся под водой, вошёл в его обломки и начал вытаскивать тонущих людей прямо себе на борт, бросая им концы. … Картина была ужасная: в куче обломков, коек и остатков разбитых шлюпок кишела масса людей, которые неистово кричали и перебивали друг у друга концы, подаваемые с борта. Неприятельские снаряды густо ложились в этом месте и добивали плававших людей. «Бравый» спас офицеров: М. П. Саблина, П. А. Колокольцева, П. С. Бачманова, Б. П. Иванова, двух кондукторов и 163 матроса. Эсминец подбирал людей до последней возможности и ушёл только после того, как в него попал японский снаряд. «Бедовый» приблизился к утопающим, застопорил машины на несколько минут, но так и не приступил к спасению, дал задний ход, развернулся и двинулся к вышедшему из строя «Александру III». «Быстрый» подошёл позже остальных, остановился в стороне, подобрал всего 10 человек и быстро ретировался. «Блестящий» получил пробоину и, чтобы её заделать, был вынужден остановиться недалеко от утопающих. За это время к нему подплыли и были подняты на борт 8 человек. «Изумруд» без остановки проскочил место гибели «Осляби» и только лишь сбросил пустой вельбот, койки и буйки. Благодаря вовремя отданной В. И. Бэром команде «оставить корабль», а также смелым и решительным действиям командиров и экипажей находившихся рядом эсминцев, спаслись 405 из почти 900 человек команды «Осляби».Логичным продолжением описания участия «Осляби» в Цусимском сражении станет разбор обстоятельств и причин его гибели, которому будет предшествовать статья, посвящённая непотопляемости броненосца.
Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.