Главная » Новости » Статьи

Миннезингеры в шлемах с птичьей клеткой и стилизованными топорами
2025-01-07, 04:07
Хвала и мужу и жене,
Когда они живут в любви.
Их душу с телом наравне
На каждый час, господь, благослови!
И в полном счастье пусть их жизнь пройдет.
Сомненья нет, блажен и тот,
Кто добродетель чтит в себе,
Как в той, кого избрал одну,
И кто на радость взял жену,
Подругу в жизни и судьбе.

Вальтер фон дер Фогельвейде [1160(?) — 1228(?)]
Перевод Вильгельма Левика


История и культура. Сегодня мы продолжаем рассказ о миннезингерах из «Манесского кодекса», который, как и раньше, будет проиллюстрирован «картинками» из этого манускрипта и фотографиями «солдатиков» работы ЕК Castings и Silver Dream Studio.
 



Интересно, что читателей ВО очень заинтересовал вопрос о том, а будет ли изготовлена фигурка едва ли не самого знаменитого из рыцарей-миннезингеров – Вальтера фон дер Фогельвейде, на гербе которого и, соответственно, на шлеме, была изображена золотая птичья клетка и сидящий в ней соловей.
 


Вальтер фон дер Фогельвейде. «Манесский кодекс»


В своё время пензенский художник В. Корольков нарисовал, как мог бы этот рыцарь выглядеть в действительности, но так это или не так, сказать очень трудно.
 


Вот эта иллюстрация к книге «Рыцари. Замки. Оружие» (Росмэн, 2005). На ней рыцарь Вальтер фон дер Фогельвейде изображён в самом центре


Проблема тут, видимо, заключается в том, что отлить фигурку из белого металла в масштабе 1:30 с таким вот украшением на шлеме исключительно трудно. Невозможно практически! Что можно? Можно отлить фигурку с основанием клетки на шлеме и сидящей на нём «птичкой», а затем уже вручную, насверлив по окружности отверстия диаметром 0,7-0,5 мм, вставить в них «прутья решётки» из тонкой проволоки, а потом закрепить на них верхнюю часть клетки. В любом случае работа эта будет очень сложной и трудоёмкой, из-за чего стоимость такой фигурки резко возрастёт. Но, может быть, фирма ЕК Castings всё-таки решится на подобный эксперимент? Потому что иначе коллекция «Рыцари «Манесского кодекса» выходит неполной!

Но чем так уж прославился этот рыцарь, почему его просто нельзя проигнорировать «по техническим причинам»? А всё дело в том, что он очень известен и является автором множества впечатляющих литературных произведений.

О нём известно, что он принадлежал к рыцарскому сословию, но своего замка и земли не имел. И лишь на склоне лет и, по сути, прямо перед самой смертью (1228) император Фридрих II дал ему в награду небольшой лен. И то после многочисленных просьб пожаловать ему лен, поскольку его бродячая жизнь исключительно тяжела.

Родился поэт около 1160-1170, в юности находился при дворе австрийского герцога Леопольда V, где и научился слагать стихи. А с 1198 года он занялся тем, что путешествуя от одного замка к другому и от сеньора к сеньору, служил им в качестве министериала — наёмного рыцаря. Причём куда его только судьба не заносила, включая и завоёванную крестоносцами Палестину.

В начале своего творческого пути Фогельвейде по моде того времени писал о «высокой любви», но потом выработал свой собственный стиль и манеру изложения. Также менялись и его политические взгляды: какому сеньору он служил и от кого надеялся больше получить землю, того воззрения он и разделял.

Так, в 1198 он поддерживал Филиппа Швабского, но не получив от этого никакой выгоды, перешёл к его врагу Оттону IV, а после его поражения в 1214 году перебрался под крыло Гогенштауфенов и начал восхвалять Фридриха II. При этом в это же самое время он умудрился сменить ещё и несколько сеньоров более низкого ранга, нисколько не скрывая при этом корыстной подоплёки своей преданности. Высказался об этом он так:
 

«Всегда милей мне будет тот, кто добр ко мне.»


Но и щедрость сеньоров Вальтер восхвалять очень даже умел. Например, за бриллиант, полученный от Дитера III Катценельбогена около 1214 года, он отблагодарил его в стихах:
 

«Бриллиант, благородный камень, дал мне один прекраснейший рыцарь.»


Поместье своё он обустроил неподалёку от Вюрцбурга и при этом настойчиво убеждал немецких рыцарей участвовать в крестовом походе 1228 года, и даже, вполне возможно, сам вступил в армию крестоносцев и сопровождал её до Тироля. Умер он в 1228 году и, по легенде, завещал кормить птиц на своей могиле.

В своей поэзии Фогельвейде к каким только темам не обращался. Писал о национальном достоинстве германцев и оплакивал «немецкое серебро, текущее в итальянский ларец». Но в любовной лирике он отошёл от прежних идеалистических традиций изображений любви, а стал писать о ней как о вполне земном и взаимном чувстве влюблённых. Причём вполне разумном чувстве, основанном на социальной близости возлюбленных.
 

Жену из благородных дам
Не каждый хочет взять, однако.
Глупцы не ведают, что нам
И честь и радость от такого брака.
Кто легкомыслен, рад любить
Ту, что легко сумел добыть.
Но, радость возлюбив и честь,
Женись на той, кто познатней,
И если другом стал ты ей,
В том честь уже и радость есть.

Кой толк в любви, когда она
Нам без служенья удалась?
Его ли то, ее ль вина —
Любовью можно ль звать такую связь?
Не жди, себя избавив от служенья,
Достойной дамы уваженья.
Любя воспитанность в мужчине,
Она мужлану далека.
Лишь дура ценит дурака, —
Сказать ли, по какой причине?
Перевод Вильгельма Левика


Впрочем, считал он, при сведении любви с небес на землю требуется соблюдать «меру». А вот «сельскую простоту» Вальтер не жаловал, как не любил и разбогатевших крестьян – ну, с этим всё понятно, почему было так.

Сохранилось от него около 200 стихотворений, то есть поэтом он был очень плодовитым. Пользовался большим уважением среди миннезингеров, многие из которых считали себя его учениками и не стеснялись ему подражать. Так что вполне можно говорить о поэтической школе Вальтера фон дер Фогельвейде.
 


Вольфрам фон Эшенбах. «Манесский кодекс»


Вторым рыцарем-миннезингером, о котором хочется рассказать, является Вольфрам фон Эшенбах (около 1170 – около 1220 года). О нём, кстати говоря, тоже мало что известно, но он много всего написал и именно написанным прославил себя на века. Прежде всего, это куртуазные песни – очень красивые и берущие за душу. Всего известно девять его песен (только лишь одни тексты) и две его мелодии, причём все эти произведения относятся к шедеврам. А ещё он написал три романа в стихах, среди которых и роман «Парцифаль», обессмертивший его имя. Пересказывать содержание этого романа бесполезно – его нужно читать. Но стоит сказать, что это произведение произвело такое сильное впечатление на композитора Рихарда Вагнера, что, основываясь на нём, он написал одноимённую оперу, а самого создателя «Парцифаля» вывел в качестве действующего лица в другой своей опере – «Тангейзер».
 


Вольфрам фон Эшенбах. Фигурка работы ЕК Castings. Правда, не совсем понятно, почему на щите топоры золотые. Ведь на миниатюре из «Манесского кодекса» они чёрные в обоих случаях. Впрочем – красиво, что тут скажешь. А с учётом того, что и в «кодексе» изображение этого рыцаря достоверным не является, почему бы и нет?


Правда, во всём этом есть и один очень важный и одновременно забавный момент. Дело в том, что в то время, когда Вольфрам жил, нашлемных украшений в том виде, в каком они изображены в «Манесском кодексе», ещё просто не существовало, а сам он умер задолго до его написания. То есть изображение фон Эшенбаха на иллюстрации в этой книге полностью фантазийное. Но вот почему средневековый художник надел на великого поэта-рыцаря шлем с двумя стилизованными топорами в качестве геральдической эмблемы, сегодня мы можем только лишь гадать!
 


Шлем с топорами. Реконструкция автора. Дело в том, что в «Манесском кодексе» Вольфрам фон Эшенбах изображён в закрытом рыцарском шлеме. Однако такие шлемы появились несколько позже его смерти. Скорее всего, если уж надевать на него шлем с клейнодами в виде топоров, следует учитывать эпоху. Как раз в начале XIII века в моде были шлемы «таблетки» или «шлемы-кастрюли», либо цилиндрической формы, либо несколько расширяющиеся кверху и с коническим дном. «Ручка» такой «кастрюли» отгибалась вниз и служила наносником. Шлем целиком и полностью сделан из упаковочного картона и покрашен из аэрозольного баллончика. Закрепки отформованы из… хлебного мякиша и тоже покрашены. Данная самоделка использовалась в летнем лагере фирмы «Ростум», во время проведения там «рыцарской смены»…


Продолжение следует…



Категория: Статьи | Добавил: Dmitrij | Теги: топорами, миннезингеры, шлемах, стилизованными, клеткой, птичьей
Просмотров: 52 | | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar
Учётная карточка


Военные новости сегодня

⚡ НОВОСТИ СПЕЦОПЕРАЦИИ Z ⚡

#Спецоперация, #новости, #антимайдан, #политика, #военные, #войнанаукраине





Поддержать проект:

Webmoney: Z238121165276

E-mail:[email protected]



Комментарии

Популярное
Материалов за текущий период нет.


Новости партнёров


work PriStaV © 2012-2025 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх