В предыдущем материале был поднят вопрос того, что Швеция собирается воевать с Россией. И в этой войне штатному самолету ВВС этой страны, а именно его последней версии Gripen E отводится весьма значимая роль.В данном обзоре мы попробуем противопоставить JAS.39 Gripen серии Е российским самолетам. Некоторым, с которыми будет больше всего шансов встретиться. Все точно брать не стоит. Например, не стоит брать МиГ-31. Летит быстрее, видит дальше, и был бы «Грифон» малозаметным, так нет… Про ракеты молчим, 31-й та еще Фрекен Бок с выбивалкой против Карлсона, и встреча этих двух самолетов будет фатальной для шведского. Но МиГ-31 встречается в небе далеко не каждый день, потому мы поговорим о тех самолетах, с которыми шансов встретиться больше.
Вообще в мире принято сравнивать самолеты одних классов. То есть, схожих по размерам, массе, количеству двигателей и вооружению. И вот тут бывают несостыковки.Например, если взять ВВС Кении в конфликте с США за… ну несложно представить, за что США могут «нагнуть» африканскую страну. Так вот, у Кении на вооружении F-5Е/F родом из 70-х годов прошлого века. И ничего они «Супер Хорнетам» не сделают, даже если будут очень стараться. Разный класс. Но это не значит, что американцы начнут по закромам шарить и реликты прошлого века на войну отправлять, наоборот, с удовольствием разнесут летающие раритеры.Вот и в нашем случае, JAS.39 надо бы сравнивать с МиГ-29, а лучше с МиГ-35, но что делать, если один ушел в историю, а второй не пришел на службу по независящим от него обстоятельствам? И «Грифону» придется иметь дело с Су-30 или Су-35?Вообще в интернете можно найти материал, в котором JAS.39 сравнивают с Су-27. Это была бы интересная работа, если бы не некоторые аспекты этого сравнения, которое, кстати, очень неплохо так разошлось на той стороне. Конечно, на Западе всем понравилось, что JAS.39 оказался чуть ли не на голову выше русского самолета, но вот беда: Saab JAS-39 сравнивали не с Су-27, а с китайским Shenyang J-11, аргументируя это тем, что J-11 это 100% копия Су-27.Вообще, конечно, да, J-11А построен на основе планера от Су-27СК, но оснащен китайским двигателем WS-10A и имеет большую долю китайского БРЭО.Это вот как приехать на гоночную трассу «прохватить» не на Porsche Macan, а на его копии Zotye SR9. На китайской, понятное дело. Внешнее сходство один к одному, а вот начинка… Ну и результаты будут соответсвенные.На самом деле действительно, в 2015 году в Китае прошли учения «Falcon Strike», в ходе которых J-11А сошлись в учебных боях с тайскими JAS.39C/D и по мнению судей, китайцы бои проиграли. JAS-39C Gripen ВВС ТаиландаНо, как и во всяком сложном деле, здесь есть нюансы. Вообще в ходе учений китайские и тайские летчики обнаружили друг друга практически одновременно. Вопрос в оценке и подсчете, но тем не менее: китайский истребитель оказался ничуть не хуже шведского.Если же мы говорим о противостоянии Швеции и России где-то там, у шведских берегов, как об этом повизгивают скандинавы, то даже Су-27 в противники JAS.39 вряд ли достанется. Причина та же самая, по которой мы не сравниваем JAS.39 с МиГ-29: отсутствие самолетов, постепенно выводимых с вооружения ВКС РФ.Так что, увы – но Су-30 и Су-35. Как говорится, при всем богатстве выбора, с альтернативой слабовато, но, согласитесь, это уже проблема шведов. Подбор самолетов под «рыцарский» поединок – это глупейшая глупость.Итак, поднимаем самолеты в воздух и начинаем крутить-рассматриватьМассогабаритные характеристики.Самолеты, как уже говорилось, совершенно из разных классов, Су-35С пустой весит больше, чем JAS.39 в максимальной загрузке на взлете. Российские самолеты вдвое больше в плане размера и веса, и в этом у JAS.39 больше минусов, чем плюсов. Конечно, небольшой самолет обнаружить несколько сложнее, но вот тут вопрос, а что полезнее.Двигатели.Двигатель у JAS.39 один, мощностью 6 560 кгс в нормальном режиме и 9 990 кгс на форсаже. Двигатели российских самолетов, а их по два, у Су-30СМ2 это АЛ-31Ф1С, мощность в обычном режиме 7 770 кгс, на форсаже 12 500 кгс у каждого.Су-35С несут два АЛ-41Ф1С, мощность в нормальном режиме 8 800 кгс, на форсаже 14 500 кгс.То есть, энерговооруженность российских самолетов в 2-3 раза выше. Отсюда скоростные и полетные характеристики у нас такие:JAS.39 может пролететь до 1 500 км со скоростью 1 400 км/ч у земли и 2 125 км/ч на высоте, забираясь при этом на высоту до 16 000 метров.Су-30СМ2 имеет вдвое большую дальность в 3 000 км при практически таких же показателях скорости в 1 360 км/ч у земли и 2 125 км/ч на высоте, но при этом потолок у российского истребителя 17 500 метров.Су-35С летает по дальности до 3 600 км (причем, без ПТБ) со скоростью 1 400 км/ч у земли, а на высоте 2 500 км/ч. Потолок 18 000 метров.Наблюдаем в цифрах некоторое превосходство, но «Грифону» большая дальность не нужна, шведы планируют работать от обороны. Скорость примерно сопоставима, а вот российские самолеты могут забраться выше, что дает определенные преимущества от наземных ЗРК.Можно было бы говорить о том, что меньший по размерам JAS.39 будет более маневренным, а потому при определенных условиях у него будет преимущество, но двигатель JAS.39 – это немного доработанный под однодвигательный самолет General Electric F414-GE-39E от F/A-18 Super Hornet, двигатель проверенный, надежный, с очень приличным ресурсом, но российские самолеты будут иметь преимущество за счет своих двигателей с управляемым в двух плоскостях вектором тяги.Кроме того, не стоит забывать (а многие эксперты это делают) о том, что мощность двигателя – это не только способность быстро или далеко лететь. Это еще количество вырабатываемой энергии, которую можно потрать на электрические импульсы. Точнее, преобразовать энергию истекающих газов двигателя в электрическую, а ту уже потрать на импульсы, причем, одинаково полезные импульсы мощного и дальнобойного радара или систем генерации помех.Со скоростью и маневром все понятно, равно как и с малозаметностью. Создатели всех трех самолетов совершенно не стали тратить усилий на модную и дорогую малозаметность, уделив ей не так много внимания.Но есть еще один параметр, который, почему-то, не принято обсуждать наравне с остальными. Это способность обнаруживать самолеты противника.На самом деле, малозаметность и способность замечать – стороны одной карты, и, если один параметр принести в жертву другому – карта будет бита. У JAS.39 локатор с АФАР Selex-ES Raven ES-05 на подвижной установке имеет дальность обнаружения целей до 160 км с углом обзора ±100 градусов, что в целом очень даже прилично. Есть еще ИК-локатор, который детектирует нагрев обшивки других самолетов даже при дозвуковых скоростях полета, правда, об уверенной дистанции обнаружения шведы молчат. Но ясно, что весь концерт затеян ради того, чтобы осложнить жизнь «стелсам».Но в нашем случае вся эта электроника хороша, но есть проблема: российские самолеты ну совсем не «стелсы», и более того: сам JAS.39 не «стелс». Данные об ЭПР «Грифона» весьма противоречивы, работы по его уменьшению велись, но в целом JAS.39 «светится» как обычный самолет такого класса. Если принять за обычный самолет такого класса МиГ-29, у которого ЭПР 5 кв.м., а JAS.39 немного меньше, плюс работы по снижению ЭПР, то можно принять за действительную цифру для «Грифона» 2-3 кв.м., пусть даже несколько и польстив.И ситуация не очень приятная: РЛС Н035 «Ирбис», который уже устанавливается на Су-35С и будет устанавливаться на Су-30СМ2 пусть и лишена некоторых бонусов РЛС с АФАР, поскольку фазированная антенная решетка у «Ирбиса» пассивная, зато есть и плюсы:- ФАР «Ирбиса» при помощи электрогидроприводов поворачивается и захватывает угол в 120 градусов;- российская РЛС значительно мощнее итальянской (Selex-ES Raven ES-05 производит итальянская компания Leonardo) и сможет заметить JAS.39 на расстоянии, мягко говоря, некомфортном для шведского самолета.Н035 во время испытаний по Су-27 (да, много больше JAS.39) обнаружил его на расстоянии 300 км, а захват был произведен с дистанции 250 км. На 1 кВт мощности. Полная рабочая мощность «Ирбиса» - 5 кВт (в пике кратковременно – 20 кВт), то есть, будь JAS.39 меньше Су-27 в пять раз (на деле – в 2 раза), дистанция обнаружения была бы фатальной.Вариантов много, но то, что наши истребители увидят и захватят «Грифона», находясь вне зоны работы его РЛС – это очень похоже на правду.Есть, конечно, нюансы. «Грифонам» могут помочь наземные РЛС дальнего обнаружения, могут «подсветить» корабли, которые окажутся в море на тот момент… Хотя это тоже дело такое: на всякую РЛС найдется Х-31 или Х-58 под крылом у Су-35С, а корабль… Нет, у ВМС Швеции очень такие себе приятные корветы типа «Висбю», первые полноценные «стелс»-корабли в мире, вроде как малозаметные, но их радиоэлектронное вооружение, равно как и ПВО, оставляет желать лучшего.Радиолокационная станция Ericsson «Sea Giraffe» AMB неплохо обнаруживает воздушные цели на дистанциях до 100 км, но эту дистанцию нельзя назвать впечатляющей, тем более, что базовый ЗРК RBS 23 Bamse, устанавливаемый на шведских кораблях, имеет дальность полета всего 20 км и по высоте до 15 км.В целом, Су-34 может запросто усмехнуться такой неприятностью, как Х-35 (145 кг ВВ в боеголовке) совершенно с безопасного расстояния. Кстати, эту прелесть (Х-35) может взять и Су-35С. Так вот, запустить Х-35 наши могут со 130 км минимум, то есть, из-за пределов наблюдения.Но это мы немного отвлеклись, по сути вопроса же получается, что Су-35С может запросто наблюдать за всеми эволюциями «Грифона», находясь вне пределов видимости БРЛС шведского самолета. И это неприятно.Но еще более неприятным будет вопрос применения вооруженийУ JAS.39, надо отметить, весьма приличная номенклатура применяемого вооружения. И довольно сбалансированная. Мы посмотрим на все, что можно подвесить под крылья шведскому истребителю и что можно отправить куда-то в сторону этих амбалов со звездами на крыльях.IRIS-T SLM. Очень добротная ракета с хорошей двухрежимной ГСН, неплохой защитой от РЭБ и ИК-обманок, скоростью, может работать как противоракета но… Дальность действия до 40 км.AIM-9 Sidewinder. Классика семейства «воздух-воздух», надежное, неприхотливое, а главное – эффективное оружие, проверенное годами и сбитыми самолетами. Все более совершенная ИК-ГСН делает «змеюку» опасной для любого самолета, но… на коротких (до 20 км) дистанциях.A-Darter. Это детище целого конгломерата, ракету разработали южноафриканский концерн Denel Dynamics (ранее Kentron) и бразильские производители SIATT, Avibras и Opto Eletrônica. Это новая ракета, которая успешно продвигается на рынки военной техники, у нее много плюсов и один на наш взгляд, минус – дальность действия 22 км.AIM-120 AMRAAM. Эта ракета уже смотрится серьезнее, поскольку дальность ее действия от 100 до 120 км. Единственным минусом ракеты, пожалуй, является активное радиолокационное наведение, которому можно противодействовать системами РЭБ. Ну и цена в один миллион долларов за штуку. И это, пожалуй, самое опасное оружие шведского самолета.Meteor. Последнее слово европейской конструкторской мысли, работали на протяжении 20 лет инженеры Великобритании, Германии, Франции, Италии, Испании, Швеции и наконец, у них получился «Метеор», способный лететь на 200 км. Но здесь есть нюанс: самолет, РЛС которого «видит» максимум на 160 км, сможет управлять ракетой, но не на всей траектории полета. Вообще «Метеор» может лететь, как нормальная ракета, по своим датчикам активной радиолокационной системы наведения, на расстояние до 60 км. А чтобы лететь на большие расстояния, нужна будет не только инерциальная система отсчета, но и определенное обновление данных о цели непосредственно в полете.Ну и цена у «Метеора» просто восхищает: 2 000 000 евро за штуку. JAS.39 Gripen – самолет, который может справиться с такой задачей, поскольку электроники в нем более чем достаточно, вывести ракету куда-то в район нахождения противника, где она активирует свою радиолокационную ГСН, и сама найдет, кого надо – это не проблема. Главная проблема – знать, где находится противник.Под крыльями российских самолетов могут висеть неприятности, которые называются Р-37М. Да, когда-то эту ракету мог таскать только МиГ-31Б, но время шло, и Р-37М подружилась и с Су-27, и с Су-35.Принцип работы ракеты абсолютно такой же, как у западной (точнее, это «Метеор» схож с Р-37М), то есть, ракета по своей инерциальной системе летит в район цели, получая подсказки от самолета-носителя, выйдя в район, активирует свои системы наведения, ищет цель и атакует.Либо – все еще проще: если дальность действия радара самолета-носителя превышает дальность действия ракеты, то проблем нет никаких: летчик или оператор (если это Су-30СМ2) контролирует полет ракеты все время, корректируя наведение на цель.В целом же, более дальнобойные радары российских самолетов могут обеспечить летчикам самое главное: возможность увидеть противника первым и отправить ему более дальнобойный привет с высокой гарантией попадания. Сетецентричность JAS.39 и его электронная начинка – это очень даже неплохо, это делает «Грифона» действительно весьма приличным самолетом из класса легких истребителей, может быть, даже лучшим в мире, вот только в случае озвученного шведскими политиками противостояния с Россией, этого может оказаться мало. Российские самолеты могут летать за пределами действий шведских ЗРК, выше шведских истребителей, что в современных конфликтах очень важно, поскольку. как показала СВО, системы ПВО разогнали самолеты со средних высот, то есть, где они максимально эффективны, и самолетам остается работать или с очень больших высот, или на удалении от рубежей противника.И значит, дальнобойность боеприпасов, применяемых с самолетов, играет все более значимую роль, не меньшую, чем дальнобойность РЛС. И здесь «Ирбис», который позволяет «взять» цель с ЭПР 3 кв.м. на расстоянии 350-400 км и ракета Р-37М, которая летит на 300 км, причем, в качестве указчика целей можно использовать А-50, подвешенный где-то в безопасном районе.Шведы, конечно, большие молодцыСоздали отличный самолет, который способен на многое в плане защиты воздушных рубежей страны. Но здесь, наверное, вопрос в том, в какой весовой категории будет идти игра. Если говорить спортивным языком, то шведские хоккеисты – известные мастера своего дела, но вот на ринге боев без правил они будут… несколько неэффективными.Так и с самолетами. Конечно, пойти на войну с Россией или подарить какое-то количество их киевскому наркоману-диктатору, что в принципе, практически одно и то же. Вопрос овеществления шведской государственной паранойи, которая практически стала идеологией: все эти русские подводные лодки у берегов, дроны-разведчики в небесах и приближающийся кошмар русской агрессии…Впрочем, шведы, у которых хороший запас народной мудрости, говорят так: "Det man inte har i huvudet får man ha i benen", что в принципе соответствует нашему «Дурная голова ногам покоя не даёт», а потому мы можем только смотреть, как будут развиваться события.В предыдущей статье я назвал JAS.39 Карлсоном, который вырос и стал злым. Похоже, да, самолет действительно совершил эволюцию, но: герою сказки про летающего разгильдяя не стоит соваться в Полтаву. Это совсем другая сказка, и конец у нее для шведских персонажей был в свое время очень неприятным. Но, что самое забавное, Карлсон, то есть, «Грифон», запросто может попасть именно в Полтаву, которая, правда, теперь не Россия тех времен. Но вот нарваться там на русских и огрести по полной – вот такая история может повториться. Она вообще сложная штука, эта история, особенно тем, что имеет неприятное свойство повторяться. Для нас, например, очень горьким моментом неоднократно становился Харьков, для венгров – небольшой городок Коротояк в Воронежской области, а для шведов – Полтава. Для страны со столь небольшим населением и потенциалом, работа была просто высшего уровня. Шведы смогли не только в приличные авто и грузовики, их самолеты тоже очень уважаемы в мире. И JAS.39 «Грифон» - прекрасный самолет для своего класса, обладающий всем необходимым для работы как самостоятельно, так и вместе с союзниками. Но в том, что «Грифон», пусть и новейшей модификации, сможет победить российские истребители – в этом есть большие сомнения, приведенные выше.Не стоит в Полтаву, честное слово, не стоит…
Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.