СВО предъявила новые требования к армейским топливозаправщикам
2025-01-15, 05:03
Топливная спецоперацияВо все времена топливозаправочная техника была в приоритетных списках целей противника. Собственно, как и любые другие средства хранения ГСМ. Машину с сотнями литров солярки или бензина можно уничтожить даже из стрелкового оружия, не говоря уже о тяжелом вооружении. Помимо того, что горит быстро и ярко, так ещё и оставляет сухими баки у боевой техники, которой топливо предназначалось. Так было во всех военных конфликтах, которая вела Россия и Советский Союз. Бензовозы жгли в Афганистане, жгли в ходе Чеченских кампаний и, разумеется, на Украине. Служба горючего Российской Армии пришла на спецоперацию в полной боевой готовности, однако опыт прошлых конфликтов оказался совершенно неучтённым. Машины также шли в составе колонн наравне с бронетехникой, при этом не обладая даже символической защитой. Ситуация усугубилась с появлением у противника дронов-камикадзе, для которых бензовоз был и есть самая лакомая цель.
Пример блиндирования бензовоза АЦ-7-4310 на второй год СВОПервым откликом на далеко не новые угрозы для техники Службы горючего стало блиндирование автотопливозаправщиков. Известен сюжет Министерства обороны, в котором продемонстрировали работу тщательно защищённого бензовоза АЦ-7-4310. Топливная цистерна на 7000 литров горючего защищена решётчатыми экранами со всех сторон, и это кажется очень интересным решением. Несмотря на то, что топливные танкеры на колёсах мы традиционно именуем банзовозами, на самом деле в цистернах преимущественно солярка. Все интересующиеся бронетанковой техникой знают о хороших противокумулятивных свойствах этого вида топлива. В своё время даже проходили натурные испытания противокумулятивных экранов, заполненных дизельным топливом. И они оказались достаточно эффективными. Именно поэтому можно говорить об условной полезности противокумулятивных экранов вокруг цистерны топливозаправщика. При удачном стечении обстоятельств преждевременный подрыв боеприпаса действительно может уменьшить его поражающее действие. Повторимся, при очень удачном стечении обстоятельств. В остальном блиндирование, пожалуй, самого известного на СВО бензовоза вполне традиционное – стальные плиты защищают кабину с трёх сторон, оставляя открытой крышу. Бензовозы ВСУ – приоритетные цели для Армии РоссииУ противника с бензовозами дела обстоят не лучшим образом. Практически в каждом пакете помощи от Запада топливозаправщики идут десятками, если не сотнями экземпляров. Поставляют тяжелые и экзотические Oshkosh HEMTT M978 A4 8x8 из Соединенных Штатов, немцы отгружают топливные цистерны на базе Mercedes-Benz Zetros, а французы – свои TRM 10000. Последние оснащены дугами над цистернами, что позволяет натянуть тент и скрыть от вражеских глаз ведомственную принадлежность машины. Масштабные поставки бензовозов Украине из-за рубежа могут свидетельствовать о большом расходе машин. Парадокс в том, что на многочисленных свидетельствах с фронта крайне мало бензовозов ВСУ. Либо противник выработал очень эффективную тактику маскировки и работает преимущественно по ночам, либо машины уничтожаются на дальних подступах к фронту. Oshkosh HEMTT M978 A4 8x8 и TRM 10000 для ВСУАвтотопливозаправщик массовой выдачи АТЗ-12-10-63501 на шасси КамАЗ-63501. Фото – Lex KitaevАдаптировать тактику использования топливозаправщиков пришлось и российским военным. Дозаправка бронетехники вблизи линии фронта проходит исключительно по ночам. Хочется добавить, что все водители бензовозов оснащены приборами ночного видения, но это будет лукавством. Время и место дозаправки известно строго ограниченному кругу лиц. Ни о каких очередях к бензовозу речи быть не может – строго одна машина к одной цистерне. Это ставит под вопрос целесообразность использования автотопливозаправщиков массовой выдачи АТЗ-12-10-63501 на шасси КамАЗ-63501 «Мустанг». Эти гиганты появились в армии в 2019 году и способны работать мобильной АЗС, заправляя одновременно до десяти машин. Только делать это необходимо уже совсем в глубоком тылу – такое скопление техники не может не привлечь внимание противника. Для поражения цистерны на 12 тысяч литров топлива ВСУ не пожалеет и пакета HIMARS.Период адаптацииРабота по адаптации техники Службы ГСМ под реалии СВО в военном ведомстве ведётся масштабная. Одним из примеров может служить автотопливозаправщик для проведения специальных военных операций АТЗ-8-4320М на шасси Урал-4320-40. Машина стала квинтэссенцией решений, повышающих живучесть бензовоза и его экипажа. Используется капотное шасси Урала, что автоматически повышает его противоминную стойкость. Как ни крути, но подрыв на мине КамАЗа – это почти всегда фатальные травмы как минимум для одного человека из кабины. Урал в этом смысле безопаснее. Бензовоз выпускается на НПО «Вектор» в Челябинской области и уже с завода оснащается бронированной кабиной. В отличие от полевого блиндирования упомянутого выше бензовоза АЦ-7-4310, новейшая машина имеет противодроновую решётку на крыше кабины. Автотопливозаправщики для проведения специальных военных операций АТЗ-8-4320М на шасси Урал-4320-40. Фото – Lex KitaevАТЗ-8-4320МНе менее важным преимуществом бензовоза является тент, скрывающий цистерну от вражеских глаз и БПЛА. Из серийных машин это, похоже, первый бензовоз, мимикрирующий под менее жирную цель для дрона. Из примечательных особенностей изделия АТЗ-8-4320М можно усмотреть максимально смещённую к корме цистерну с топливом. Насосное оборудование теперь позади кабины. Такая компоновка призвана ещё больше удалить взрывоопасное топливо как от кабины с бойцами, так и горячего двигателя. Всё это повышает шансы экипажа вовремя покинуть воспламенившийся бензовоз. Отказались разработчики от противодроновых решёток на цистерне, заменив их на сплошные взводные экраны, расположенные с минимальным зазором. Есть надежда, что сама цистерна бронирована по минимальному уровню. Интересен стеллаж с 20-литровыми канистрами, размещённый сразу за кабиной. Доставка топлива на фронте не ограничивается только бензовозами – на переднюю линию подвозить бензин с соляркой могут даже на мотоциклах. И раздача канистр у бензовоза здесь как нельзя кстати. Топливозаправщик на базе «Тайфун-К». Фото – Журнал «Материально-техническое обеспечение ВС РФ»Вакантной остаётся ниша по-настоящему бронированного бензовоза. Именно он может работать не просто вблизи фронта, но и под обстрелом доставляя горючее – нередко это может быть решающим в ходе сражения. В металле пока такие идеи не реализованы, но имеются макеты и патенты. Например, у сотрудников Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва есть целая серия интересных проектов, опубликованных Федеральной службой по интеллектуальной собственности. Один из них – автотопливозаправщик на базе броневика «Тайфун-К». Машина хорошо защищена от осколков и подрыва 6 кг тротила, а также от бронебойных пуль калибра 7,62-мм. Если в просторном десантном отделении разместить бак на несколько тысяч литров топлива, то получится неплохой доставщик солярки на переднюю линию фронта. Например, танкистам. Одного такого бронированного танкера точно хватит на заправку пары танков.[center]Мотоцикл-бензовозВ 2022 году в Академии имени А. В. Хрулёва запатентовали мотоцикл, у которого в коляске размещён… топливный бак. Как пишут авторы,«представленный мототопливозаправщик обладает новизной и новыми техническими характеристиками и существенно отличается от прототипов, обеспечивая оптимизацию и удешевление процесса подвоза и заправки небольшим количеством горючего стационарных агрегатов и технических средств потребителей.»Ёмкость цистерны в коляске предполагается небольшая – до 250 литров. Идея хорошая, но осталось только возобновить производство мотоциклов «Урал», на которые и рассчитана разработка. И вот тогда «данный мототопливозаправщик может быть использован в Вооруженных силах Российской Федерации или других силовых структурах при подвозе и заправке потребителей небольшим количеством горючего». Также среди патентов можно отыскать идею размещения топливных цистерн в легком броневике «Тигр» и даже постройке топливозаправщика-амфибии.Полёт фантазии авторов из Академии имени А. В. Хрулёва. Пояснения в текстеТакже в предложениях присутствует бензовоз на воздушной подушке. Его работа заключается в «обеспечении возможности передвигаться в условиях зимнего бездорожья по маршруту, имеющему в том числе реки, на которых происходит ледостав или ледоход и отсутствуют мосты (переправы), к тому же в сложных метеорологических условиях, и осуществлять транспортировку и заправку горючим технических средств малых мобильных групп, действующих в отрыве от основных сил в полевых условиях на местности с постоянным высоким снежным покровом.» Но самый экзотический проект предлагает десантируемый топливозаправщик на базе БТР-МД «Ракушка». Похоже, авторы всерьёз предлагали сбрасывать с парашютом подобное изделие, да ещё и под завязку заполненное соляркой. Впрочем, броня «Ракушки» позволит использовать бензовоз исключительно в сухопутных операциях вблизи линии фронта. Техника ВДВ уже давно спускается на землю с парашютами, и это хорошо – современные условия военных конфликтов это никогда не позволят. В конце материала остановимся на платформе «Армата», которая, надеемся, дойдёт до войск широкой серией. Разработчики предлагают не ограничиваться танком, тяжелой БМП и БРЭМ, а дополнить линейку топливозаправщиком. В описании изделия можно найти такое: «Цистерна для горючего и технологическое оборудование установлены и жестко зафиксированы внутри бронированного корпуса российской бронированной машины на базе тяжелой универсальной гусеничной платформы Т-15 «Армата». Особенность бронирования данного топливозаправщика заключается в расположении экипажа с органами управления в изолированной бронекапсуле, отделенной от остальной части бронированной переборкой. Отсек моторно-трансмиссионного отделения также отделен бронированной переборкой от технологического оборудования. Предположительно, это делает бронированный топливозаправщик необычайно живучим даже в случае множественных повреждений брони. Броня с керамическими вставками поглощает энергию снаряда за счет разрушения керамического элемента и на перемещение остальных керамических элементов в плоскости брони, что приводит к преобразованию осевого ударного импульса в импульс в плоскости брони.»Эволюция вооружений на СВО продолжается, и сложно даже представить, во что она выльется в итоге.
Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.