В Китае правильно усвоили уроки Второй Мировой в плане Тайваня
2025-01-17, 04:21
Чем дальше в море – тем больше кажется, что у Тайваня в перспективе большие проблемы. Китай, конечно, не декларирует намерений присоединить островные территории силовым путем, но слова иногда напрочь перечеркиваются делами.А дела идут, надо сказать, интересно. Собственно, многие занервничали после того, как в Интернете засветились изображения вроде бы китайского коммерческого парома с горизонтальной посадкой (RO/RO), соединённого с временным причалом баржей с выдвижными опорами. Что такого? Да в принципе, не повод для беспокойства, но…
Эти фото появились после появления спутниковых снимков, на которых видно несколько похожих, но тем не менее разных барж с выдвижными опорами на разных стадиях строительства на верфи на юго-востоке Китая. Военно-морской флот Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК) все чаще демонстрирует свою способность использовать якобы невоенные морские ресурсы для поддержки десантных операций, особенно возможного вторжения на Тайвань.Не совсем понятно, где была сделана последняя серия фотографий, но независимый военно-морской аналитик Х. И. Саттон, пишущий для Naval News, первым на прошлой неделе сообщил о строительстве новых барж на международной верфи Гуанчжоу (GSI) на острове Лунсюэ к юго-востоку от города Гуанчжоу. GSI является дочерней компанией государственной Китайской государственной судостроительной корпорации (CSSC).И в итоге мы можем иметь удовольствие наблюдать за тем, как китайцы строят некие порталы для перемещения какой-то техники, которая будет перевозиться по морю при условии удаления от берега. Это очень интересный ход. Сегодня в мире вообще немногие страны имеют реально плавающую военную технику, способную преодолеть по морю расстояния от 200 до 1000 метров, а что говорить о больших дистанциях…Использование баржи с домкратом в качестве опоры для временного пирса или моста имеет смысл, поскольку стойки обеспечивают дополнительную устойчивость. Это, в свою очередь, обеспечивает дополнительный запас прочности. Кратковременное использование американскими военными системы временных пирсов для увеличения потока гуманитарной помощи в секторе Газа в прошлом году подчеркнуло потенциальную уязвимость таких сооружений в суровых погодных условиях. Шквал разрушил этот пирс менее чем через две недели после начала работ, и потребовалось больше недели, чтобы его восстановить. Плохая погода продолжала мешать его эксплуатации и после этого.Китайская баржа, изображённая на фотографии, которая сейчас распространяется в интернете, имеет две заметные выдвижные опоры на одном конце, но есть ли у неё дополнительные опоры в других местах, не ясно. Это заметно отличается от того, что видно на недавних спутниковых снимках верфи GSI на острове Лунсюэ, где видны баржи с четырьмя, шестью и восемью выдвижными опорами. По крайней мере, у некоторых из этих барж есть собственные встроенные пандусы, которые в определённых обстоятельствах могут полностью устранить необходимость во временной системе причалов/дамб. Это также может ускорить и упростить создание таких узлов для перехода с корабля на берег.Важно отметить, что баржи с домкратами не являются чем-то новым, как и их использование в сочетании с временными системами пирсов/дамб. Особенно известным военным примером этого является использование так называемых «гаваней Малберри» союзными войсками после высадки в Нормандии во Франции во время Второй мировой войны.НОАК уже как минимум десять лет демонстрирует свою способность использовать полупогружные и подъёмные баржи в качестве интермодальных узлов между судами, в том числе коммерческими паромами, и временными пирсами/дамбами. Некоторые из подъёмных барж, которые использовались в предыдущих экспериментах и учениях, очень похожи на ту, что изображена на фотографии, которая сейчас распространяется в социальных сетях. Это позволяет предположить, что «новая» фотография была сделана некоторое время назад.Также стоит отметить, что верфь GSI на острове Лунсюэ наиболее известна производством крупных коммерческих судов, в том числе полупогружных судов и плавучих платформ, хотя она также производит военные суда. Кроме того, в прошлом году GSI спустила на воду ещё один очень любопытный корабль с большой открытой лётной палубой, но с коммерческой, а не военной маркировкой.Вполне возможно, что новые баржи с выдвижными опорами, которые сейчас строятся на верфи GSI, могут быть не военного назначения. В то же время наличие встроенных аппарелей указывает на то, что они могут использоваться для перехода с корабля на берег в военных целях. Как бы то ни было, всё это подчёркивает тонкую и зачастую несуществующую грань между Народно-освободительной армией Китая и коммерческими и гражданскими предприятиями. Как уже отмечалось, НОАК в течение многих лет все чаще использует паромы RO/RO и другие коммерческие морские суда в десантных учениях.Вообще, НОАК неуклонно и значительно расширяет размер и сферу применения своего флота, в том числе и десантных средств, но коммерческие суда, очевидно, по-прежнему рассматриваются как ценные дополнительные возможности. Если траловый рыболовецкий флот Китая может дать до тысячи противолодочных судов, то почему грузопассажирские паромы не могут встать в один строй с десантными кораблями?Хотя корабли, построенные по коммерческим стандартам, будут более уязвимы для всех способов противодействия, их количество все равно могло бы быть очень полезно для поддержки вторжения на Тайвань, особенно после создания первоначального плацдарма. План мог бы предусматривать использование смешанных военно-гражданских десантных сил для будущих военных операций в других местах, а также для ликвидации последствий стихийных бедствий и оказания гуманитарной помощи внутри страны и за рубежом. НОАК также использовала коммерческие паромы RO/RO для обычной морской логистики в мирное время в Южно-Китайском море.«В последние годы амфибийный флот КНР сосредоточился на приобретении небольшого количества океанских десантных кораблей-доков (LPD) и десантных кораблей-амфибий (LHA). В настоящее время нет никаких признаков того, что КНР значительно увеличивает количество танкодесантных кораблей и десантных судов среднего размера», — говорится в последнем ежегодном отчёте Пентагона о развитии военной мощи Китая, опубликованном в декабре. «ВМС НОАК не создавали большого количества десантных кораблей и средних десантных судов, которые, по мнению аналитиков, понадобились бы НОАК для крупномасштабного нападения на Тайвань. Возможно, командование НОАК считает, что у них достаточно возможностей для высадки десантов, и осуществляет инвестиции в другие оперативные возможности, такие как гражданские суда двойного назначения и винтокрылые летательные аппараты, чтобы в необходимый момент оказать поддержку военным десантным кораблям. И в НОАК уверены в том, что судостроительная промышленность КНР способна быстро производить необходимые соединительные элементы между кораблями и берегом».Отчёт независимого Китайского института морских исследований, опубликованный в прошлом году, поддерживает это мнение: «Возможность переправы через сушу, такая как плавучая дамба, станет критически важной при вторжении на Тайвань, позволяя Народно-освободительной армии Китая обходить повреждённые или разрушенные порты и гавани с помощью независимой, перемещаемой береговой погрузочно-разгрузочной платформы. По крайней мере, до 2030 года резервный гражданский торговый флот НОАК, вероятно, не сможет обеспечить значительные возможности для высадки морского десанта или морскую логистику в суровых или сложных условиях, необходимых для крупномасштабного вторжения на Тайвань через Тайваньский пролив. Тем не менее, если нынешние тенденции в обучении и учениях сохранятся, к середине 2030-х годов НОАК сможет эффективно использовать гражданское морское судоходство в достаточно больших масштабах для поддержки крупной десантной операции».На самом деле, до 2030 года времени не так много, как кажется. Всего каких-то пять лет. Том Шугарт, старший научный сотрудник Центра новой американской безопасности (CNAS), в статье для War On The Rocks в 2022 году дал оценку возможностям китайского десантного флота, и в этом материале есть интересные подробности:«В первой волне десанта традиционные десантные корабли китайского флота могли доставить примерно столько же снаряжения, сколько требуется для одной тяжёлой бригады, либо для большего количества более лёгких десантных бригад общим числом около 21 000 военнослужащих. Это меркнет по сравнению с возможностями его гражданского флота».И в этом американец абсолютно прав. Если НОАК станет использовать паромы, которые смогут быть задействованы для переброски войск, то эти суда могли бы доставить оборудование для двух дополнительных тяжёлых бригад, при этом амфибийные транспортные средства доставлялись бы непосредственно на берег по модифицированным пандусам, а другие транспортные средства — по временным дамбам или через захваченные порты. Если бы для китайских военных транспортных судов были доступны временные причалы или захваченные порты, они могли бы доставить оборудование как минимум для пяти дополнительных тяжёлых бригад при помощи гражданских грузопассажирских паромов.По-прежнему многие на Западе считают, что существуют серьёзные опасения, что НОАК может начать военную интервенцию против Тайваня до конца десятилетия. В ежегодном отчете Пентагона перед Конгрессом США говорится о том, что в официальных СМИ Народно-освободительная армия Китая регулярно выявляет недостатки в боевых и командных возможностях своих вооружённых сил. Эти критические замечания определяют её усилия по модернизации, но, несмотря на быстрый прогресс, вооружённые силы Китая пока не продемонстрировали возможностей логистики на больших расстояниях, которые, вероятно, потребуются для операций против Тайваня.Вот… Вот вам и новые направления логистики. Если верить снимкам и рисункам, то НОАК всерьез рассматривает возможность наведения транспортных коридоров-дамб путем соединения в одно целое нескольких барж с домкратами и выдвижными мостами, что позволит производить выгрузку техники и высадку десанта на расстояниях до 600 метров от берега. Цифра более чем серьезная, стоит признать.Если одна страна в своих планах имеет виды на десантные операции в условиях мелководья, то командование армии как минимум обязано продумать вопрос доставки боевой техники на берег. Это могут быть плавающие танки и БТР/БМП, это могут быть суда на воздушной подушке, которым не страшно мелководье, это могут быть такие мосты-дамбы и баржи, которые будут их перевозить.Народно-освободительная армия Китая, безусловно, продолжает расширять использование коммерческого флота, в том числе плавучих кранов и паромов, чтобы усилить десантные возможности, которые могут быть полезны, по мнению западных экспертов, как для вторжения на Тайвань, так и для для операций в других местах, таких как многочисленные спорные территории.Нельзя не признать, что это весьма логичный и выгодный ход: понадобятся или нет десантные корабли – это вопрос политики. А вот паромы и баржи точно найдут применение в том случае, если вдруг захват Тайваня будет отложен или вообще отменен.
Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Судя по карте, коридор для отступления всё-таки есть, но только для тех, кто умеет плавать, при чём в очень холодной воде.