Главная » Новости » Статьи

Возможное влияние администрации Трампа на ядерную программу Саудовской Аравии
2025-01-11, 05:24

Возможное влияние администрации Трампа на ядерную программу Саудовской АравииПервый ядерный исследовательский реактор Саудовской Аравии в Научно-технологическом центре короля Абдулазиза на окраине Эр-Рияда, его строительство близится к завершению, но он ещё не запущен. В сентябре 2024 года министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдулазиз Бен Салман Аль Сауд объявил, что королевство подпишет полное Соглашение о всеобъемлющих гарантиях и Протокол о малых количествах — самые основные соглашения о гарантиях, о которых Международное агентство по атомной энергии просило годами. Однако королевство продолжает отказываться подписывать Дополнительный протокол, который позволил бы агентству проводить более тщательный надзор.







Возвращение Дональда Трампа в Белый дом может означать конец режима нераспространения. По мере обострения ирано-израильской конфронтации и нарастания угрозы иранского ядерного прорыва, Королевство Саудовская Аравия может увидеть со второй администрацией Трампа возможность, наконец, получить разрешение на ядерное сотрудничество, о котором так долго мечтали саудовцы.Эр-Рияд очень ясно дал понять, какого рода ядерное партнерство он ожидает. И не секрет, что его предпочтительным вариантом является сотрудничество с Южной Кореей, аналогичное соглашению 123 (документу о ядерном сотрудничестве, устанавливающему правовую основу и предпосылки для ядерных сделок с Соединёнными Штатами). Это позволит ему обогащать уран внутри страны.Проблема, однако, заключается в последней части предложения. В настоящее время Соединённые Штаты настаивают на соглашении, которое требует от саудовцев отказаться от возможностей обогащения и переработки — двух путей к созданию бомбы. Переизбрание Трампа может стать для саудовцев шансом склонить чашу весов в свою пользу.Ядерная программа Саудовской АравииСуществует множество причин, объясняющих желание королевства развивать свои ядерные ноу-хау. Во-первых, саудиты утверждают, что это их право, в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), обогащать уран для внутренних энергетических целей. Они указывают на двойные стандарты, учитывая, что Индия и Япония получили «полное согласие» на поиск возможностей обогащения или переработки в соответствии с их соответствующими 123-м соглашениями.«Посыпая солью рану», в глазах саудитов: их главному сопернику, Ирану, было разрешено обогащать уран в соответствии с Совместным всеобъемлющим планом действий 2015 года (СВПД), также известным как «Ядерная сделка с Ираном». Саудиты стремятся извлечь выгоду из тех же привилегий, развивая собственную ядерную программу.Саудовская Аравия также стремится сократить свою зависимость от внешних поставщиков топлива, видение, которое применимо к её производству урановой руды. Огромные запасы урана Саудовской Аравии, достаточные для внутренних нужд, в настоящее время добываются в сотрудничестве с Китаем. Это было сделано несмотря на то, что Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и Агентство по ядерной энергии Организации экономического сотрудничества и развития описали проект как «крайне нерентабельный».Третьей причиной ядерных амбиций Саудовской Аравии является якобы надвигающаяся ядерная угроза со стороны Ирана. Иран является ядерным пороговым государством: его текущие запасы урана, обогащённого до 60 процентов, оцениваются примерно в 182 килограмма, что при обогащении до 90 процентов было бы достаточным расщепляющимся материалом для четырёх ядерных зарядов.По некоторым оценкам, Иран может достичь 90-процентного порога обогащения менее чем за две недели. Кроме того, возвращение Трампа в Белый дом, возможно, означает вероятное возвращение политики «максимального давления» на экономику Ирана и, возможно, поддержку США израильских атак на иранские ядерные объекты. А Израиль продолжит участвовать в военных действиях против Ирана и его прокси, уменьшая сдерживающие возможности Ирана. Эти факторы создали особенно нестабильную ситуацию, которая может быть фатальной для Ирана и побудить Иран прибегнуть к форсированию своей ядерной программы в качестве сдерживающего фактора. Подобные события, в свою очередь, могут подтолкнуть саудовцев к разработке собственного ядерного потенциала для сдерживания Ирана, о чём ранее заявлял наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед Бен Салман в 2018 году и снова в 2023 году.ГарантииЗа последние несколько лет правительство Саудовской Аравии проявило активность в гражданском ядерном секторе, создав комиссию по ядерному и радиологическому регулированию и холдинговую компанию для разработки и эксплуатации объектов ядерной энергетики. Если Соединенные Штаты продолжат настаивать на том, чтобы саудовцы приняли копию соглашения 123 Объединенных Арабских Эмиратов, также известного как соглашение «Золотой стандарт», в котором ОАЭ добровольно бы отказались от разработки возможностей обогащения и переработки, королевство, скорее всего, расширит своё ядерное партнёрство с Китаем.Саудовская Аравия не желает отказываться от обогащения, пока Иран остаётся пороговым ядерным государством. Такое партнёрство может вызывать беспокойство, учитывая историческую гибкость Китая в отношении соглашений о ядерных гарантиях: в отличие от Вашингтона, Пекин вряд ли потребует, чтобы Саудовская Аравия подписала и ратифицировала Дополнительный протокол Международного агентства по атомной энергии, который предоставляет агентству более глубокие инструменты для проверки.По данным МАГАТЭ, текущие меры безопасности Саудовской Аравии недостаточны для масштаба её ядерной энергетической программы. Агентство годами просило королевство внедрить самые основные соглашения о гарантиях — полное Соглашение о всеобъемлющих гарантиях (CSA) и Протокол о малых количествах (SQP). Королевство только недавно объявило о своих намерениях сделать это, поскольку оно приближается к завершению исследовательского реактора в Городе науки и технологий короля Абдулазиза. Кроме того, саудиты категорически отказались подписывать и ратифицировать Дополнительный протокол (ДП) МАГАТЭ.Королевство не одиноко в такой позиции: Египет, например, отказывается заключать Дополнительный протокол, если Израиль не станет участником ДНЯО и, следовательно, не будет подчиняться соответствующим гарантиям. С другой стороны, саудиты воспринимают протокол как ограничивающий, отказываясь подвергаться дальнейшей проверке, если этого не требует ДНЯО.На данный момент, похоже, единственный способ, которым Саудовская Аравия могла бы подписать соглашение 123, исключающее обогащение и переработку урана, включал бы оборонный договор США, ратифицированный Конгрессом, который включал бы положение в стиле статьи 5 НАТО. Любое такое обязательство США, вероятно, должно было бы включать нормализацию дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Израилем, что в нынешнем контексте кажется крайне маловероятным.Саудовцы полны решимости не выступать в качестве младших партнеров в рамках Авраамских соглашений, которые остаются инициативой, ориентированной на ОАЭ. Кроме того, лидирующая роль Саудовской Аравии в регионе может быть подорвана, если она решит нормализовать отношения с Израилем.Потенциальные путиС возвращением Трампа в Белый дом и контролем республиканцев в Конгрессе сфера возможностей для саудовской ядерной программы может расшириться. Саудовцы исторически были более склонны вести переговоры с республиканцами, которые менее критично, чем демократы, высказываются о нарушениях прав человека в королевстве. Текущая политическая ситуация в США кажется идеальной для саудовцев: они, скорее всего, приложат все усилия для ратификации соглашения о безопасности в первой половине второго президентства Трампа, до промежуточных выборов в США в 2026 году, когда республиканцы могут потерять контроль над Конгрессом.Многие американские эксперты утверждают, что отношения саудовцев с Соединенными Штатами слишком важны для обоих сторон, чтобы потерпеть неудачу на переговорах, что заставляет их полагать, что саудовцы вряд ли будут сотрудничать с Китаем в их ядерной программе. Некоторые из них даже утверждают, что сближение Саудовской Аравии и Китая в области обороны и ядерного оружия просто направлено на то, чтобы подтолкнуть Соединенные Штаты к ещё большему сближению и выполнению оборонных нужд саудовцев. В принципе, так оно и было ранее в прошлом, но теперь саудовцы понимают, что их отношения с Соединенными Штатами не могут защитить их: мягкая реакция США на атаки хуситов на саудовские нефтяные объекты в 2019 году разрушила доктрину безопасности, восходящую к пакту Куинси времён Второй мировой войны, которая вращалась вокруг идеи о том, что Соединенные Штаты обеспечат безопасность королевства в обмен на доступ к его нефти.После вступления Трампа в должность могут развернуться три возможных сценария:• Соединенные Штаты соглашаются на железный оборонный договор, подписанный и ратифицированный Конгрессом, помещая Саудовскую Аравию под свой ядерный зонтик. В обмен на предоставление гарантий безопасности Вашингтон, вероятно, потребует от Саудовской Аравии отказаться от возможностей обогащения и переработки в соответствии с соглашением 123, подписать и ратифицировать Дополнительный протокол МАГАТЭ и нормализовать отношения с Израилем. Однако атаки ХАМАС на Израиль 7 октября и последовавшая за этим война в Газе сделали такую нормализацию маловероятной на данный момент. Трамп мог бы использовать эту ситуацию в своих интересах, выставив себя в качестве главного нарушителя сделки, подталкивая палестинцев согласиться на предложение «Мира ради процветания» из своего первого президентского срока. Сделка позволила бы Израилю аннексировать 30 процентов оставшегося оккупированного Западного берега в обмен на признание палестинской государственности — и, вероятно, означало бы прекращение войны в Газе. Это предложение о двух государствах могло бы предоставить саудовцам необходимый фасад для нормализации отношений с Израилем. Такая сделка позволила бы саудитам прикарманить ратифицированное соглашение о безопасности, сохранив при этом лицо перед арабским миром, якобы защищая палестинцев. Этот сценарий может оказаться наилучшим вариантом для большинства вовлечённых сторон — за заметным исключением – самих палестинцев. Саудитам не пришлось бы ставить под угрозу свою интеграцию в международное сообщество, при этом получив сдерживание, необходимое для отражения любой потенциальной угрозы своей территориальной целостности. Трампа будут рассматривать как главного переговорщика: он предстанет тем, кто наконец-то положил конец войне в Газе, создал давнее урегулирование израильско-палестинского конфликта, снизил риск распространения ядерного оружия в регионе и предотвратил более тесные саудовско-китайские отношения — всё это одновременно. Что касается премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, он, по-видимому, наконец-то нормализовал отношения с Саудовской Аравией и, таким образом, завершил израильскую интеграцию в арабский мир.• Саудовская Аравия и США могли бы подписать обычное соглашение 123, позволяющее саудитам развивать внутренние возможности обогащения и приобретать передовые ядерные технологии. Если Трамп не справится или не захочет предоставить саудитам оборонное соглашение, которое они ищут, или преуспеет в заключении ядерной сделки с Ираном, он может воспринять соглашение 123, позволяющее Эр-Рияду развивать возможности обогащения, как лучший вариант для стабилизации ситуации. Саудовская ядерная программа, всё ещё находящаяся на зачаточной стадии, может стать для США шансом разработать новые механизмы, гарантирующие, что саудиты не будут перенаправлять свои гражданские ядерные материалы на военные цели. Если такое соглашение будет заключено, Вашингтон, скорее всего, будет настаивать на совместном консультативном органе США и Саудовской Аравии для обсуждения таких вопросов, как обогащение и подписание, и ратификация королевством Дополнительного протокола МАГАТЭ.• С соглашением, ограничивающим иранскую угрозу, или без него, Соединенные Штаты могут отказаться от предоставления саудовцам официального обязательства по обороне от внешних атак и позволить им развивать возможности обогащения. В таком сценарии Саудовская Аравия может ожидать высоко транзакционных отношений с Соединенными Штатами, с большим количеством продаж оружия, чем когда-либо прежде, и более широким спектром оружия, доступного им. Саудовцы также могут стать свидетелями большего военного взаимодействия со стороны США, с совместным сотрудничеством в области безопасности и борьбы с терроризмом. В таком сценарии преобладающим мнением в республиканской администрации может стать мнение о контроле над действиями королевства, особенно по отношению к Китаю, полагая, что у них достаточно влияния, чтобы удержать саудовцев от продолжения их блефа и партнёрства с Китаем, как считают американские эксперты, по ядерной программе, которая включала бы обогащение и переработку Урана.• Саудовцы понимают, что вторая администрация Трампа может стать для них лучшей возможностью получить гарантии безопасности, которых они так долго ждали от Соединенных Штатов. Если им не удастся добиться желаемых уступок от Вашингтона, то они могут подумать, что вряд ли когда-либо это сделают. Но если Соединенные Штаты и Саудовская Аравия не достигнут ядерного соглашения во время второго срока Трампа, углублённые саудовско-китайские отношения могут изменить весь ядерный ландшафт Ближнего Востока, особенно если китайцы согласятся на саудовские внутренние возможности обогащения без гарантий против потенциального отклонения ядерной энергетической программы. Такой сценарий может привести к открытию «ящика Пандоры» распространения и ещё больше осложнить более широкие геополитические проблемы в регионе, в том числе с такими странами, как Турция и Египет.• Следующая администрация США должна признать важность национальных возможностей по обогащению урана для Саудовской Аравии и не недооценивать готовность королевства разорвать отношения с Вашингтоном, если США не пойдут на уступки.



Категория: Статьи | Добавил: Dmitrij | Теги: администрации, влияние, Аравии, программу, возможное, Трампа, ядерную, Саудовской
Просмотров: 44 | | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar
Учётная карточка


Военные новости сегодня

⚡ НОВОСТИ СПЕЦОПЕРАЦИИ Z ⚡

#Спецоперация, #новости, #антимайдан, #политика, #военные, #войнанаукраине





Поддержать проект:

Webmoney: Z238121165276

E-mail:[email protected]



Комментарии

Популярное
Материалов за текущий период нет.


Новости партнёров


work PriStaV © 2012-2025 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх