БПЛА V-BAT, предположительно, во время испытаний на Украине. Полезная нагрузка скрыта цензуройУкраина получает от зарубежных партнёров беспилотные летательные аппараты разных типов. Недавно стало известно, что Киеву передали разведывательные беспилотники V-BAT, произведённые американской компанией Shield AI. Утверждается, что эти беспилотники уже использовались в боевых условиях и получили высокую оценку. Теперь украинские формирования хотят получить новые партии такой техники.
Больше не секретноДо недавнего времени БПЛА V-BAT отсутствовали в открытых списках американской военной помощи, оказываемой Украине. О поставке таких изделий стало известно лишь несколько дней назад. При этом с момента их отправки прошло уже несколько месяцев.Информацию о передаче такой техники опубликовало 31 октября американское издание The Wall Street Journal. От своих источников в Пентагоне оно узнало, что в начале лета партия беспилотников V-BAT была отправлена на Украину для проведения опытной эксплуатации в зоне боевых действий. По сути, это был новый этап войсковых испытаний, в ходе которого планировали собрать максимум новой информации.WSJ приводит некоторые сведения об эксплуатации американских БПЛА на Украине. В частности, отмечается, что беспилотники показали высокую устойчивость к воздействию средств радиоэлектронной борьбы. Кроме того, описывают один из эпизодов боевого применения, якобы имевший место в августе. Впрочем, эта информация вызывает справедливые сомнения и вопросы.Издание также цитирует представителей компании-разработчика Shield AI. Они утверждают, что их беспилотники хорошо показали себя в зоне боевых действий и успешно справились с поставленными задачами. Более того, они предоставили украинским формированиям совершенно новые возможности разведки и целеуказания.Руководство компании утверждает, что её продукция и результаты применения поразили украинских боевиков. В связи с этим Киев выразил желание получить большое количество БПЛА V-BAT и массово внедрить их в эксплуатацию. По данным WSJ, Украина хочет сотни таких беспилотников.Дальнейшая судьба поставок остается неясной. Вряд ли у Киева есть средства для закупки большого количества американских БПЛА на коммерческой основе. Нынешние американские власти могут предоставить беспилотники в качестве помощи, однако ситуация в Вашингтоне начинает меняться. Будущие поставки V-BAT в значительных количествах остаются под вопросом.В опытной эксплуатацииПочти одновременно с новостями о поставке БПЛА на Украину в открытый доступ попал американский отчёт о проводившейся опытной эксплуатации. Значительная часть документа подверглась военной цензуре, однако оставшийся текст позволяет составить общее представление о результатах этих мероприятий.В целом, опыт использования БПЛА в украинских частях оценили положительно. Местным расчётам, которые работали с помощью американских специалистов, удалось раскрыть большую часть потенциала этих аппаратов. Утверждается, что беспилотники эффективно вели разведку, в том числе на большой глубине, а также выдавали целеуказания штабам и огневым средствам.Отмечалась простота эксплуатации беспилотника. Аппарат может перевозиться любым доступным транспортом и взлетать с площадки минимального размера или с автомобиля. Он способен нести различную разведывательную аппаратуру и передавать данные практически в режиме реального времени.V-BAT на испытаниях в СШАВ публикации издания WSJ описан эпизод боевого применения V-BAT, якобы имевший место в августе этого года. Утверждается, что разведывательный беспилотник взлетел на расстояние около 40 км от линии соприкосновения, а затем отправился на российскую территорию и примерно в 100 км от фронта обнаружил российский ЗРК. Затем беспилотник передал целеуказание системе залпового огня M142 HIMARS, и якобы украинские ракетчики смогли поразить российский ЗРК.Правдива ли эта история, неясно. Однако украинское командование заинтересовалось новым БПЛА, что может указывать на наличие тех или иных преимуществ. Впрочем, дело может быть и в желании Киева получать любые доступные образцы вооружений и техники. В случае с V-BAT он пытается не потерять шанс на бесплатные или льготные поставки.Вертикальный взлётПерспективный разведывательный БПЛА V-BAT разрабатывался в середине прошлого десятилетия. В 2017-18 гг. компания-разработчик запустила рекламную кампанию. Материалы по проекту, полноразмерные макеты и опытные образцы регулярно демонстрировались на различных иностранных выставках.Параллельно с этим шёл поиск потенциальных заказчиков, и первым из них стал Пентагон. Ведомство заказало партию БПЛА для проведения испытаний в различных частях. Эти испытания начались не позднее 2020 г. Кроме того, беспилотники V-BAT несколько раз использовались для ведения разведки в локальных конфликтах.В течение нескольких последующих лет БПЛА прошёл основные этапы испытаний в вооружённых силах. В 2021-2022 гг. были начаты полноценные войсковые испытания как на полигонах, так и в рамках развертывания подразделений-эксплуатантов. Несмотря на новизну и технические риски, V-BAT не вызвал особых нареканий. В настоящее время решается вопрос о принятии этого БПЛА на вооружение разных родов войск. В строй он поступит под официальным обозначением MQ-35A.Применение беспилотника с грузового автомобиляТехнические особенностиС точки зрения конструкции, V-BAT представляет собой беспилотный самолёт средних размеров. Для уменьшения требований к взлётной площадке, он построен по схеме «тейлситтер». Перед взлётом он устанавливается носом вверх и стартует вертикально. Посадка выполняется на хвост. При этом полет производится горизонтально с использованием крыла.БПЛА имеет удлиненный обтекаемый фюзеляж с носовым отсеком для аппаратуры. В центре, ближе к хвосту, расположено прямое крыло, а в хвосте находится кольцевой канал с воздушным винтом. Длина изделия (или высота во взлётном положении) составляет около 2,7 м, а размах крыла — примерно 2,95 м. Максимальная взлетная масса не превышает 57 кг.Беспилотник оснащен двухцилиндровым бензиновым двигателем Suter TOA 288 мощностью 24 л.с. Воздушный винт находится в кольцевом канале, что повышает его эффективность и даёт возможность вертикального взлета и посадки. Максимальная скорость полёта достигает 90 км/ч, а продолжительность — до 10 часов.Схема «тейлситтер» упрощает подготовку к взлету. Для уверенного подъёма в воздух или посадки беспилотнику требуется площадка размером не более 3,7 х 3,7 м. Кроме того, в ходе испытаний и войсковой эксплуатации V-BAT без затруднений работал с грузовой платформы автомобиля.В носовом отсеке V-BAT несёт до 11,35 кг полезной нагрузки. Разработчик предлагает несколько типов оптико-электронных станций и других приборов. Основная задача этого БПЛА — воздушная разведка в интересах штабов или огневых средств.Испытания V-BAT в ВМС СШАБеспилотник получил систему управления с несколькими режимами работы и повышенной устойчивостью к внешним воздействиям. В зависимости от поставленной задачи, V-BAT может лететь по заранее загруженной программе или выполнять команды оператора. Утверждается, что беспилотник продолжает выполнять свою задачу даже при подавлении радиоканалов связи. Как именно в этом случае осуществляется управление, не сообщается.В прошлом году компания Shield AI анонсировала разработку новой системы управления с функциями групповой работы. БПЛА с такой системой управления способны работать в составе «роя» и вместе решать задачи, распределяя между собой разные роли.Практический потенциалПентагон продолжает испытания БПЛА V-BAT, которому в будущем предстоит поступить на вооружение под обозначением MQ-35A. При этом некоторое количество таких беспилотников отправили на Украину для проверки в зоне реальных боевых действий. В обоих случаях техника получила хорошие отзывы, и две страны планируют принять её на вооружение.Интерес к V-BAT вполне объясним. Этот БПЛА обладает высокими взлётно-посадочными характеристиками и способен к длительным полетам с полезной нагрузкой. Он может нести различные средства наблюдения и разведки, а в перспективе может получить и другие функции. Наконец, компания-разработчик активно рекламирует особую систему управления, которая, как утверждается, делает БПЛА уникальным.В целом, V-BAT представляет собой достаточно удачное средство воздушной разведки, сочетающее высокие рабочие, лётные и экономические характеристики. Его потенциал неоднократно демонстрировался в ходе испытаний Пентагона, а недавно был проверен и на Украине.Беспилотник в полётеОднако, не стоит переоценивать V-BAT. У него есть несколько недостатков, которые могут негативно влиять на эксплуатацию или создавать риски. Прежде всего, стоит отметить его размеры и массу. Трёхметровый БПЛА является лёгкой мишенью для современной противовоздушной обороны, и его легко обнаружить и поразить. Общая хрупкость конструкции и наличие жидкого топлива на борту также снижают шансы беспилотника на выживание.Особые возможности системы управления известны только из заявлений компании-разработчика и потенциальных заказчиков. Реальный потенциал этой системы пока под вопросом. Возможно, средства связи и другие приборы беспилотника не способны противостоять современным системам РЭБ, и даже самые оригинальные алгоритмы работы не решат эту проблему.Неоднозначные перспективыТаким образом, США продолжают использовать Украину в качестве полигона для испытания современной военной техники различных классов. Этим летом подобные испытания на украинской территории прошёл перспективный БПЛА V-BAT / MQ-35A. Сообщается, что он справился с поставленными задачами и хорошо показал себя.Однако представленные данные об этих испытаниях вызывают множество вопросов и сомнений. Тем не менее, Киев вполне доволен полученными беспилотниками и хочет, чтобы их поставки продолжились. Какой будет расплата за доверие сомнительным отчётам, покажет время.
Там не только можно встретить украинские дроны, но и со всего мира.
Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.