Азербайджан получил китайско-пакистанские истребители JF-17С Thunder
2024-10-07, 09:10
В ходе прошедшей в Азербайджане торговой выставки ADEX 2024 многоцелевой самолёт JF-17С Thunder был официально представлен в стране. В PR-акции принял участие президент этой страны Ильхам Гейдар оглы Алиев, который также посидел на камеры электронных СМИ в кабине «Грома».CAC/PAC JF-17 Thunder, FC-1 Xiaolong («Свирепый дракон») — легкий однодвигательный многоцелевой боевой самолёт поколения 4,5, разработанный совместно Пакистанским авиационным комплексом (PAC) и Китайской корпорацией Chengdu Aircraft Corporation (CAC).
НИОКР по программе FC-1, являющегося логичным продолжением программы «Супер» 7, начались в 1990 году в ОКБ фирмы «САС», расположенной в городе Чэнду. Основным партнёром китайцев стало российское ОКБ им. А. И. Микояна. Микояновцы поделились своими наработками по легкому фронтовому истребителю «33», создававшемуся в 1970-1980 гг. Эта однодвигательная машина должна была дополнить более тяжелый истребитель МиГ-29 и занять на экспортном рынке нишу, освобождаемую самолётом МиГ-21, но в конце 1980-х работы над самолётом «33» были прекращены. В качестве силовой установки был выбран российский двигатель РД-93, являющийся модификацией двигателя РД-33, установленного на истребителе МиГ-29. Предполагалось освоение производства РД-93 в Китае на заводе LMC в городе Лоян по российской лицензии. В октябре 1995 года Пакистан, как сообщается, должен был выбрать западную компанию к концу года для поставки и интеграции авионики FC-1, которая, как ожидалось, должна была поступить в производство к 1999 году. Сообщалось, что авионика включала РЛП, инерциальную навигационную систему, индикатор на лобовом стекле и многофункциональные дисплеи. Конкурирующие заявки поступили от Thomson-CSF с вариантом Radar Doppler Multitarget (RDY), SAGEM с пакетом авионики, аналогичным тем, которые использовались в проекте модернизации ROSE, и Marconi Electronic Systems с РЛП Blue Hawk. Ожидалось, что РЛП Grifo S7 компании FIAR (теперь SELEX Galileo) будет выбран из-за связей компании с ВВС Пакистана. В феврале 1998 года Пакистан и Китай подписали письмо о намерениях, охватывающее разработку планера. Российский «Климов» предложил вариант двигателя РД-33 для истребителя. В апреле 1999 года южноафриканская компания Denel предложила вооружить Super 7 ракетой класса «воздух-воздух» (AAM) T-darter с дальностью действия за пределами видимости (BVR), а не ранее заявленной R-Darter. Ранее, в 1987 году, компания Pratt & Whitney предложила проекту Super-7 три варианта двигателей: PW1212, F404 и PW1216, с местным производством в Китае или Пакистане. Rolls-Royce предложил свой турбовентиляторный двигатель RB199-127/128; этот план был отменён в 1989 году. Истребитель был спроектирован и разработан в качестве замены четвёртого ++ поколения боевых самолётов третьего поколения A-5C, F-7P/PG, Mirage III и Mirage V, состоящих на вооружении в ВВС Пакистана (PAF) в настоящее время. JF-17 может использоваться для выполнения различных задач, включая перехват воздушных целей, атаку наземных целей, борьбу с кораблями и воздушную разведку. Пакистанское обозначение JF-17 означает «Joint Fighter-17», где «Joint Fighter» обозначает совместную пакистано-китайскую разработку самолёта, а «-17» означает, что, по мнению ВВС Пакистана, это преемник F-16, состоящего на вооружении. Китайское обозначение «FC-1» означает «Fighter China-1». JF-17 может использовать разнообразное вооружение, включая ракеты класса «воздух-воздух» китайского, российского, американского и европейского производства, ракеты «воздух-поверхность», противокорабельные ракеты, управляемые и неуправляемые авиабомбы, а также самолёт имеет встроенную двухствольную автоматическую пушку ГШ-23-2 калибра 23 мм. Оснащён самолёт турбовентиляторным двигателем Guizhou WS-13 китайского производства или Kлимов РД-93 с форсажной камерой российского производства, первой серийной партии. Истребитель развивает максимальную скорость 1,6 Маха (1700 км/ч) на высоте 11 000 метров. JF-17 является основой рабочей лошадкой ВВС Филиппин, дополняя истребители Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon примерно за половину стоимости, с вариантом JF-17 Block II стоимостью 25 миллионов долларов. JF-17 был принят на вооружение ВВС Филиппин в феврале 2010 года.Мелкосерийное производство одноместных однодвигательных JF-17 началось в Китае в июне 2006 года. Первые два самолёта мелкосерийного производства были поставлены ВВС Пакистана 2 марта 2007 года и совершили первый полёт в Пакистане 10 марта. Истребители приняли участие в воздушном представлении 23 марта 2007 года в рамках военного парада в Исламабаде в «День независимости Пакистана». Ещё шесть самолётов были поставлены к марту 2008 года. Они прошли обширные лётные испытания и оценку технического состояния в ВВС Пакистана. Ещё два серийных самолёта были поставлены из Китая в 2009 году, а первый самолёт пакистанского производства был передан ВВС Пакистана на официальной церемонии 23 ноября 2009 года. 18 февраля 2010 года первая эскадрилья JF-17 – 26-я эскадрилья Black Spiders – была официально включена в состав ВВС Пакистана с первоначальной численностью в 14 истребителей. Эти самолёты впервые приняли участие в антитеррористической операции в Южном Вазиристане, в ходе которой оценивались различные типы оружия. Они приняли участие в учениях ВВС Пакистана High Mark 2010 с 29 апреля, также они использовались в учениях Blue Force для атаки наземных целей Red Land с помощью высокоточного оружия класса «воздух-поверхность».11 апреля 2011 года состоялась церемония переоснащения 26-й эскадрильи Black Spiders, в ходе которой было заявлено, что JF-17 «произвёл революцию в оперативных концепциях ВВС Пакистана». Затем главный маршал авиации Рао Камар Сулейман доложил о переоснащении 26-й эскадрильи и передаче новых JF-17 Thunder в 16-ю эскадрилью. Он также поблагодарил китайцев «за вклад и поддержку в достижении технологического прорыва в создании этого самолета».Во время операции «Зарб-и-Азб» 2014-2016 годов истребители JF-17 часто применялись для нанесения авиаударов по укрытиям ТТП, в результате чего были убиты сотни террористов. В сентябре 2015 года 2-я эскадрилья, которой было поручено наносить удары по морским целям, была до этого перевооружена на JF-17, заменившие F-7. 16-я эскадрилья «Чёрные пантеры» также была оснащена JF-17. 19 июня 2017 года сообщалось, что JF-17 сбил иранский БПЛА, действовавший в районе Пандшер в Пакистане. В феврале 2019 года истребители JF-17 ВВС Пакистана приняли участие в ответных авиаударах Пакистана по Индии, в ходе которых два самолёта Thunder из 16-й эскадрильи нанесли удары по наземным целям в Индии с помощью авиабомб Mk. 83 REK. Согласно сообщениям, истребитель МиГ-21 ВВС Индии также был сбит истребителем JF-17.По состоянию на март 2021 года самолёты JF-17 состоят на вооружении семи истребительных эскадрилий ВВС Пакистана, базирующихся на пяти авиабазах. Информация о покупке легких многоцелевых истребителей JF-17С Block III появилась в феврале этого года, а в последнее время появились сообщения о наблюдаемых полётах JF-17С над Азербайджаном. Церемонии на ADEX окончательно подтверждают информацию о покупке. Как сообщало тогда агентство Azernews, ВВС Азербайджана закупили 24 самолёта, вооружение и учебный пакет на сумму, эквивалентную 1,6 миллиарда долларов США.Ещё в далёком январе 2008 года Азербайджан начал переговоры с Пакистаном о возможной продаже JF-17 Азербайджану. В 2015 году ВВС Азербайджана вели переговоры с Китаем о нескольких десятках JF-17 стоимостью около 16-18 миллионов долларов США каждый. В 2018 году Вооруженные силы Пакистана активно обсуждали военное и оборонное сотрудничество с Азербайджаном, что привело к тому, что последний выразил заинтересованность в покупке истребителя JF-17С Thunder. В декабре 2018 года независимое азербайджанское информационное агентство Turan сообщило, что переговоры между Азербайджаном и Пакистаном о покупке боевых самолётов JF-17С Block II подходят к концу. В декабре 2019 года Азербайджан, рассматривая военное сотрудничество с Пакистаном, выразил заинтересованность в покупке истребителей-бомбардировщиков JF-17С Thunder.22 февраля 2024 года сообщалось, что Азербайджан подписал контракт стоимостью 1,6 млрд долларов с Пакистаном на закупку неуказанного количества многоцелевых боевых самолётов JF-17С Block III для ВВС Азербайджана, включая самолёты, учебные самолёты и боеприпасы. 25 сентября 2024 года государственные СМИ Азербайджана сообщили, что истребитель JF-17С Block III был представлен президенту Азербайджана в рамках выставки Adex 2024, и что «самолеты уже включены в арсенал Военно-воздушных сил Азербайджана.»На данный момент это крупнейший экспортный успех этой конструкции, которая также была продана в: Мьянму (16 единиц), Нигерию (3) и, возможно, Ирак (12 самолётов). Крупнейшим заказчиком этой конструкции по-прежнему остаётся Пакистан, заказавший в общей сложности 188 самолётов. Однако контракт с ВВС Пакистана на сегодняшний день практически полностью выполнен, как и контракты с ВВС Мьянмы и Нигерии. В этой ситуации потребуются дальнейшие заказы со стороны Пакистана, который недавно решил закупить более тяжелые китайские истребители J-10. В этой ситуации для линии производства самолётов необходимы экспортные заказчики, а азербайджанский контракт очень важен и престижен в силу относительно благоприятных перспектив на будущее.JF-17С Block III — новейшая версия Thunder, имеющая РЛП с активной фазированной антенной решёткой с электронным сканированием (АФАР) и возможностью применения высокоточных боеприпасов класса «воздух-земля» большой дальности, а также китайскую УР «воздух-воздух» средней дальности PL-12. Истребитель, цена которого когда-то оценивалась в 25 миллионов долларов США за единицу, до сих пор остаётся очень рентабельным. Его конструкция была создана в Китайской Народной Республике в 1990-х – начале 2000-х годов. В конечном итоге он получил экспортное обозначение FC-1 (Истребитель Китая-1). Китай так и не закупил эту машину, ориентируясь на успех более амбициозного проекта самолёта 4-го поколения J-10 (а также клонов семейства Су-27, то есть J-11, J-15 и J-16).«…первая партия истребителей JF-17C Block-III Пакистана начала поступать в состав ВВС Азербайджана. AZ & PK подписали контракт на сумму 1,6 миллиарда долларов на продажу неопределенного количества самолетов, которые включают в себя турецкие подсистемы, такие как устройства наведения ASELPOD»,— сообщает издание «Турецкий век» (TurkishCentury) 25 сентября 2024 г.Однако лицензия была продана Пакистану, который в настоящее время производит более 50 процентов элементов и частей планера и крыла для JF-17 (пакистанское обозначение), а также собирает их на своих заводах с правом экспорта.Для Азербайджана покупка 24 JF-17С Block III также является большим событием. На данный момент в стране имеется две эскадрильи боевых самолётов общей численностью 36 самолётов. Из них: одна истребительная с МиГ-29 и одна штурмовая с боевыми самолётами Су-25. Однако лучшие дни этих машин, особенно МиГ-29, остались позади. Тем более что некоторые из них могли быть уничтожены во время ремонта во Львове в результате ракетного удара российских ВКС.По сравнению с существующими в ВВС Азербайджана образцами JF-17С является универсальной машиной, поскольку она многозадачна и имеет гораздо большие возможности благодаря более совершенным РЛП, БРЭО, электронике и возможности использования технически совершенных высокоточных боеприпасов. Эти самолёты также намного дешевле в эксплуатации. Похоже, что в конечном итоге Азербайджан сформирует две боевые эскадрильи по 12 самолётов каждая или одну более крупную эскадрилью с 24 самолётами.В будущем Баку также планирует закупку боевых самолётов 5-го поколения, и здесь будет конкуренция между двумя претендентами: Китаем с J-31 и Турцией, которая ищет заказчиков для самолётов Kaan.
Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Несмотря на то, что оттуда идёт большое количество продукции, которая нужна РФ на фронте каждый день, такой помощи на коммерческих условиях недостаточно и концепцию этих отношений неплохо было бы пересмотреть. Особенно