БЭК-камикадзе как нерешённая проблема
Когда началась российская специальная военная операция на Украине, то никто и предположить не мог того, что вооружённые силы Украины (ВСУ) смогут противостоять Черноморскому флоту Военно-морского флота Российской Федерации (ЧФ ВМФ РФ).
Как так – ведь у России могучие фрегаты и корветы, подводные лодки, крейсер «Москва», «непотопляемый авианосец» Крым, а что у Украины – пара ржавых лоханей да малоразмерные артиллерийские катера? Все ждали если уж не десанта на побережье Одессы, то полную блокаду Украины с моря.
Но вот появились первые случаи применения украинских безэкипажных катеров (БЭК) камикадзе, оснащённых американскими средствами спутниковой связи Starlink, и отношение к ним сложилось неоднозначное: одни сразу оценили угрозу, другие, как обычно, занялись увлекательным процессом шапкозакидательства.
Автор впервые написал об угрозе, исходящей от БЭК-камикадзе, в мае 2023 года в материале При затягивании СВО уничтожение украинскими морскими дронами кораблей Черноморского флота ВМФ РФ – это всего лишь вопрос времени.
Дальнейшее развитие событий, думается, всем известно. Если бы у автора спросили, кто сейчас владеет инициативой в Чёрном море, то приоритет без сомнения был бы отдан ВСУ, поскольку именно ВСУ проводят наступательные операции, а мы ищем способы защититься от них. Как бы печально это ни звучало, но надо признавать реальность – засовывание головы в песок хорошо подходит только мультяшному страусу.
Однако сейчас речь идёт не о той угрозе, которую БЭК-камикадзе представляют для надводных кораблей и прибрежных объектов, а о том, как с ними решили бороться и к каким последствиям это привело.
А бороться с БЭК-камикадзе ВС РФ решили с помощью боевых вертолётов.
«Вертикальные» против БЭК
То, что идея так себе, было понятно сразу: вертолёты – это не слишком экономичное решение для патрулирования над водной гладью, хотя и более экономичное, например, чем использование для этой цели боевых самолётов типа Су-30СМ, Су-35 или Су-34.
При постоянном использовании вертолётов значительно возрастают риски отказов и последующей посадки / падения на воду, с соответствующими последствиями для экипажа – кстати, такие случаи уже были.
Кроме того, то, что противник будет пытаться противодействовать российским боевым вертолётам, охотящимся на БЭК-камикадзе, было понятно уже давно – это даже не скрывалось, украинские источники вовсю хвастались БЭК-камикадзе, оснащёнными пулемётными турелями и ракетами воздух-воздух, адаптированными для применения с поверхности.
Кадры из видео боя российского вертолёта Ка-29 с украинским БЭК камикадзе, который пытался запустить ракету земля-воздух (доработанную ракету воздух-воздух), но не попал и был уничтожен пулемётным огнём
О всём этом мы подробно говорили в материале от 25 апреля 2024 года Вертолёты против украинских безэкипажных катеров и БПЛА-камикадзе: временное решение с высокими рисками.
В данном материале мы как раз и рассматривали преимущества и недостатки, риски и целесообразность применения боевых вертолётов для охоты на БЭК-камикадзе, а также пути их замены альтернативными решениями.
«Применение боевых вертолётов для поиска и уничтожения БЭК-камикадзе с интегрированными в их конструкцию модулями с малокалиберными скорострельными автоматическими пушками и/или ПТРК может стать слишком рискованным и привести к неоправданным потерям <...>
<...> применение для поиска и уничтожения БПЛА-камикадзе и БЭК-камикадзе, как боевых вертолётов, так и самолётов штурмовиков, является временной мерой, как с точки зрения эффективности и рисков потерь этих боевых машин, так и с точки зрения стоимости эксплуатации <...>
Важно не упустить момент, когда БЭК-камикадзе противника станут оснащаться вооружением, которое может быть применено против наших вертолётов, чтобы избежать неоправданных потерь техники и личного состава.»
В качестве основного средства противодействия БЭК-камикадзе противника предлагалось использовать беспилотные летательные аппараты (БПЛА) «Орион» с их последующим дополнением / заменой на связку БПЛА «Сириус» и БПЛА «Гелиос-РЛД».
БПЛА «Орион» – единственный российский средневысотный БПЛА большой продолжительности полёта, производящийся серийно и принятый на вооружение, он способен не только вести разведку, но и применять управляемое вооружение
Как временное решение – да, вертолёты были вполне эффективны, но, похоже, что их успехи в борьбе с БЭК-камикадзе привели к решению по принципу «работает, да и ладно», и иные способы охоты на БЭК-камикадзе, судя по всему, не рассматривались.
Неопределённые реалии
Теперь в зарубежных источниках появилась информация о том, что над Чёрным морем украинскими БЭК-камикадзе Magura V5 с помощью ракет Р-73 SeeDragon были атакованы два российских вертолёта Ми-8, один из которых, по утверждению противника, был сбит, а второй повреждён.
Пока никаких подтверждений этой информации от российских официальных источников нет, есть только видео предполагаемой атаки, крайне низкого качества, установить по которому достоверность сведений, заявляемых противником, не представляется возможным.
Кадры видео предполагаемой украинской атаки вертолёта Ми-8 с БЭК-камикадзе Magura V5
Кстати, украинские источники также говорят об ещё одном вертолёте – Ми-28, потерянном от дружественного огня, о рисках чего мы также говорили в вышеуказанном материале.
«В частности, при охоте на БПЛА-камикадзе в зоне действия российских ЗРК могут быть случаи «дружественного огня».»
Изображение ТГ-канал fighter_bomber
Официального подтверждения информации о потере российского вертолёта Ми-28 пока нет.
Выводы
Даже если украинские заявления об уничтожении и повреждении российских вертолётов, охотящихся за БЭК, являются ложными, равно как и информация о потере вертолёта Ми-28 от дружественного огня, то рано или поздно эти негативные события обязательно произойдут – это практически неизбежно.
Или всё-таки это уже произошло?
Даже тот пуск ракеты Р-73 по вертолёту Ка-29, оказавшийся неудачным, нельзя было игнорировать, не говоря уже о том, если успешные случаи поражения российских вертолётов БЭК действительно имеют место быть.
Вне зависимости от того, достоверна ли информация, опубликованная противником, или нет, можно не сомневаться только в одном – противник непрерывно совершенствует свои БЭК, и они обязательно будут сбивать наши вертолёты. Как мы уже говорили в вышеприведённом материале, противник обязательно интегрирует противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) «Сгуна-П» в состав вооружения БЭК, а от противотанковых управляемых ракет (ПТУР) средства бортовой самообороны вертолётов не помогают.
«Можно не сомневаться, что в ближайшем будущем на украинские БЭК-камикадзе будет интегрировано и управляемое вооружение, например, противотанковый управляемый ракетный комплекс (ПТРК) «Сгуна-П».»
Для установки на БЭК ПТРК «Сгуна-П» почти не потребуют доработки, поскольку они оснащены дистанционным управлением
И вообще, пожалуй, пора уже говорить не о БЭК-камикадзе, а о многофункциональных БЭК, чьё самоуничтожение противником и не предполагается, а предусматривается использование указанных многофункциональных БЭК для атаки бортовым вооружением тех или иных целей, в том числе и воздушных. Разумеется, многофункциональные БЭК будут действовать в связке с БЭК-камикадзе, согласно распределённым между ними боевым задачам.
По открытым данным, на март 2022 года в России было произведено около тридцати «БПЛА-Орион». Конечно, никаких доказательств того, что эта цифра достоверна, нет, но ведь на дворе уже январь 2025 года, так что какое-то количество указанных БПЛА, наверное, было произведено?
Может, всё-таки стоит направить часть из них для охоты на БЭК-камикадзе над Чёрным морем, а не рисковать дорогостоящими боевыми вертолётами с экипажами?
Впрочем, существуют и другие способы обнаружения и уничтожения БЭК противника, но о них мы поговорим в отдельном материале.