Главная » Новости » Статьи

Царица Тамара и «Золотой век» Грузии
2024-05-06, 04:40

Царица Тамара и «Золотой век» ГрузииМ. Зичи. Шота Руставели преподносит свою поэму царице ТамареВ предыдущей статье было рассказано о происхождении и молодости знаменитой грузинской царицы Тамары, о её неудачном браке с изгнанным из Руси младшим сыном убитого князя Андрея Боголюбского и втором браке с Давидом Сосланом. Сегодня мы поговорим о Тамаре как о великой царице Грузии и немного о знаменитой поэме Шота Руставели «Витязь в барсовой (тигровой) шкуре».

Тамара во главе ГрузииНадо сказать, что второй муж Тамары – Давид Сослан, не обладал особыми талантами государственного деятеля. По общему мнению всех исследователей, именно Тамара была главной в этом паре, и даже её титул звучал как «мепе» – царь, а не «дедопали» («супруга царя»). А её супруг был всего лишь главнокомандующим грузинской армией. Тем более что в 1207 году Давид умер (по некоторым данным – был убит), и своим номинальным соправителем Тамара назначила сына Георгия. Царица Тамара на иллюстрации книги Е. Маркова «Очерки Кавказа: Картины кавказской жизни, природы и истории»По приказу Тамары была проложена «прямоезжая» дорога из центральной Грузии на юг – в Месхетию, строились монастыри и храмы, мосты и оросительные каналы. Царица Тамара на фреске построенной по её приказу церкви в БетанииБыли одержаны победы в Ширване, Шамхоре, Гяндже и Двине. В Гяндже после победы в битве с войском атабака Абу-Бекра удалось захватить знамя халифа, которое потом в Гелатском монастыре украшало икону Хахульской Богоматери. В летописи приводятся слова, с которыми Тамара обратилась тогда к своей армии:«Братья мои, пусть не затрепещут от страха сердца ваши, если их такое множество, а вас мало, потому что с нами Бог... Только одному Богу доверьтесь, сердца своей правдой крепите перед Ним и упование бесконечное имейте на крест Христа. Устремляйтесь в их страну с помощью Пресвятой Богородицы и направляйтесь на врага силою непобедимого креста.»Золотой крест царицы Тамары, рубины, изумруды, жемчугПриводится и её письмо сельджукскому султану Рума Сулейман-шаху Рукн-эд-дину:«Ты надеешься на множество золота и погонщиков ослов, я же – ни на богатство, ни на силу войска моего, а на силу Вседержителя Бога и святого креста, которого ты хулишь. Ныне я посылаю всё войско моё встретить тебя; да будет надо мною воля Бога, но не твоя, правда Его, но не твоя.»Кроме того, ей приписывается создание гимна «Моление грузин для победы в Шамхоре».О походе в Иран 1210 года в летописи написано: «Никто из грузин не ходил походом до этих мест, ни царь, ни князь.»Профессор Тбилисского университета Н. Бердзенишвили писал в 1971 году, что Тамара«покорила от Понтийского моря до моря Гургенского и от Спери до Дарубанда и всех кавказских имеров и амеров до Хазара и Скифии.» На части армянских земель было создано дружественное Грузии государство братьев Мхаргрдзели (Закаряны). Были завоеваны Карс, Тавриз (Тебриз), Хлат, Казвин, Ром-Гур и Эрзерум, грузинские войска дошли до Синопа и Гераклеи, которые принадлежали Византии – здесь в 1204 году было основано Трапезундское царство, коренным населением которого были грузины-лазы. На его трон Тамара посадила своего племянника – Алексия, ставшего основателем династии Великих Комнинов. Северная граница государства Тамары проходила от Никопсии (близ современного Гантиади) до Дербента, а на юге достигала истоков Тигра и Евфрата. Выступивший против Грузии сельджукский султан Сулейман-шах Рукн-эд-дин (согласно летописям, он потребовал от Тамары принять ислам) потерпел страшное поражение в Басиани (у Эрзерума), был ранен и едва не попал в плен. В 1204 году было подавлено восстание горцев – хевсуров и пшавов (пховцев), которым с тех пор было запрещено строить традиционные башни.В летописи, написанной уже во времена правления сына Тамары – Георгия IV, написано, что она «царство защитила нераздельно, всех примирила и установила мир для всех.»«Витязь в барсовой (тигровой) шкуре»В конце XII века в Закавказье были сочинены две знаменитые поэмы. В 1188 году в Шемахе по заказу ширваншаха Ахситана Низами написал поэму «Лейли и Маджнун». И Руставели её явно читал, поскольку говорит в начале своей поэмы:Эта повесть, из Ирана занесенная давно,По рукам людей катилась, как жемчужное зерно.Спеть её грузинским складом было мне лишь суждено.Свою поэму «Витязь в барсовой (тигровой) шкуре» («Вепхисткаосани») Руставели написал после 1189 года, мы уже немного говорили о ней в первой статье.Советская почтовая марка, выпущенная в честь 800-летия РуставелиОб этой поэме И. Можейко писал: «Вершина западного рыцарского романа, достигнутая не на Западе, шедевр восточной сказки, рождённый в христианском государстве, апофеоз идей гуманизма и идеалов Возрождения, появившийся на свет до эпохи Возрождения.»Героиней поэмы многие считают царицу Тамару, а некоторые даже называют «заказной», ведь Руставели прямо говорит:«Мне приказано царицу славословить новым словом.»А также:«Воспоем Тамар-царицу, почитаемую свято.»Вероятно, Тамаре, также ознакомившейся с поэмой Низами, захотелось иметь что-то подобное. Но вот результат ей, похоже, очень не понравился. Хоть Руставели назвал свою героиню другим именем, его намеки оказались более чем прозрачными:Мне она дороже жизни, беспощадная тигрица.Пусть, не названная мною, здесь она отобразится.Что же могло вызвать гнев Тамары? Например, рассказ о том, как Нестан-Дареджан приказала убить жениха: Не велит рассудок здравый,Чтобы я была причиной этой ярости кровавой.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сделай так, герой отважный, наделённый силой львиной:Жениха, убив украдкой, не сражайся ты с дружиной.Речь может идти об убийстве упоминавшегося в первой статье царевича Демны, влюблённого в Тамару. Совсем уж оскорбительной для Тамары является описанная в поэме реакция тётки героини – Давар (Русудан в реальной жизни), которая избивает (!) её, узнав о смерти жениха:Ты, блудница (!) мирбара (должность Тариэла) на убийство навела!Почему должна я кровью за твои платить дела?……………………………………………………И Давар с великой бранью на царевну напустилась,С криком волосы рвала ей, колотила и глумилась.Солнцеликая царевна лишь вздыхала и томилась.А ведь «Солнцеликая» – это постоянный эпитет Тамары. И сам Руставели, словно понимая, что написал «лишнее», вдруг заявляет во «Вступлении»:Мне пером была тростинка, тушью – озеро агата.Кто внимал моим твореньям, был сражён клинком булата.То есть признает, что перешёл какую-то грань и написал что-то настолько крамольное, что читать его поэму буквально опасно для жизни. Между тем автор великого произведения был достаточно высокопоставленным вельможей, некоторое время даже занимал пост главного казначея Грузии и смог выделить средства для ремонта Иерусалимского монастыря Святого Креста. Шота Руставели на фреске монастыря Святого Креста, ИерусалимБолее того, Руставели постоянно сообщает о том, что был хорошо и неформально знаком с Тамарой, например:«Той, кого я раньше славил, продолжаю я гордиться.»И при этом официальные летописи очень скупо пишут о нём, а его великое произведение не упоминается и не цитируется поэтами-современниками. Некоторые исследователи полагают, что достигнув пика власти, Тамара стала тяготиться прежними соратниками, которые слишком много знали о её молодости, отношениях с отцом и тёткой Русудан, а также – с первым мужем. И потому Руставели мог писать свою поэму в качестве своеобразных мемуаров – уже пребывая в опале и в отставке. И он, опять-таки, прямо намекает на это во «Вступлении»:«Ради той, из-за которой сердце горестью полно.»Да и «тигрицей» (вероятно всё-таки «барсиней») Тамара в поэме названа «беспощадной» – не отважной, не бесстрашной и не мудрейшей. Согласитесь, это очень двусмысленный комплимент, в котором слышится обида обманувшегося в своих ожиданиях поэта. И в дальнейшем чтение великой поэмы Руставели в Грузии не поощрялось, а первое печатное издание «Витязя», изданное в 1714 году, было сожжено по требованию грузинской церкви, иерархи которой считали, что это произведение оказывает дурное влияние на нравственность паствы. Смерть царицыКак ни странно, историкам неизвестна точная дата смерти Тамары: наиболее часто говорят о 1213 годе, но нельзя исключить, что это произошло в 1207 или 1210 году. Скончалась царица в некоем замке Агарани, местоположение которого, опять же, точно не известно. Возможно, это Коджорская крепость, которая находится в Мцхетском районе недалеко от Тбилиси. Неизвестно также место её захоронения; согласно преданию, похороны осуществлялись втайне, поскольку Тамара боялась осквернения своей могилы. Возможно, это было связано с обещанием разбитого в Басианском сражении султана Рукн-эд-дина «добраться до нее хотя бы и после смерти.»Существует совсем уж неправдоподобная легенда о том, что были изготовлены семь (по другим данным – девять) одинаковых гробов, лишь в одном из которых лежало тело царицы: доверенные телохранители Тамары захоронили их в разных местах, а потом покончили с собой (либо пронзили друг друга мечами), чтобы соблюсти тайну. А живший в XIII веке крестоносец Де-Буа писал архиепископу Безансонскому: «Узнал я по слухам, а потом установил истинность этого дела через достойных доверия послов, что из Иберии христиане, именуемые георгенами (грузинами), бесчисленной конницей и пехотой, воодушевленные Божьим содействием, весьма сильно вооруженные, выступили против неверных язычников и быстрым натиском уже взяли триста крепостей и девять больших городов, из коих сильными завладели, а слабые обратили в пепел…Вышеупомянутые идут, чтобы освободить землю священного Иерусалима и покорить весь языческий мир. Царю их знатному шестнадцать лет, он подобен Александру мужеством и добродетелью, но не верой (то есть, не язычник, а христианин). Этот юноша везет с собой кости своей матери, могущественной царицы Тамары, которая при жизни дала обет побывать в Иерусалиме и просила сына своего: если она умрет, не побывав там, отвезти ее кости ко Гробу Господню. И он, помня о просьбе матери… решил перевезти ее останки, захотят того или не захотят язычники.»Но и это свидетельство, как вы поняли, основано лишь на каких-то на слухах. «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» сообщает о грузинской легенде, согласно которой Тамара не умерла, а «спит в золотой колыбели»: она «проснётся и воцарится», когда до неё дойдёт «голос людской скорби». Грузия после царицы ТамарыПериод царствования Тамары называют «золотым веком» Грузии, эта страна достигла пика своего развития, но, возможно, и надорвалась в своих имперских амбициях. Уже 18 января 1223 г. сын Тамары Георгий IV погиб в битве с монголами корпуса Джэбэ и Субэдэя. Георгий IV на фреске монастыря в БетанииЕму наследовала сестра Русудан, при которой Грузия в 1225-1227 гг. потерпела ряд поражений от хорезм-шаха Джелал ад-Дина Манкбурны (он доставил много хлопот даже Чингисхану и его преемнику Угэдэю), а в 1236-м была разгромлена монголами, власть которых вынуждена была признать в 1240 году. Грузинская монета времён царствования Русудан. Изображение Христа с надписью:«Царица цариц, слава мира и веры, Русудан, дочь Тамар, защитница Мессии»Внук Тамары Давид VI стал вассалом государства Хулагидов. Наследовавший ему незаконнорождённый сын Георгия IV Давид VII имел не грузинское, а тюркское прозвище «Улу» – «Старший» (поскольку у него был младший соправитель – сын Русудан Давид Нарин). Давид ездил в Каракорум, вынужден был принимать участие в операциях монголов против ассасинов Аламута и в их походе на Багдад. После того как он отказался выделить войска для войны в Египте, монголы разорили Самцхе. Правнук Тамары Деметре II сохранял власть лишь в восточной Грузии и в 1289 году был казнён в ставке ильхана Аргуна. Его младшему сыну Георгию V удалось на некоторое время объединить страну. Ему наследовал Давид IX, при котором Грузия сильно пострадала от эпидемии чумы, на её территорию несколько раз вторгались монголы. При Баграте V и Георгии VII страна была полностью разорена Тамерланом, что привело к распаду государства на несколько слабо связанных между собой царств и княжеств. Святая ТамараПравославной церковью Тамара была причислена к лику святых, и в Житиях именуется Тамарой Великой. Одна из икон Святой ТамарыФормальным поводом для канонизации стали её заслуги в христианизации кавказских племён и строительство новых монастырей, некоторые из которых были основаны за пределами Грузии – например, Иверский монастырь на горе Афон и Петрицонский монастырь в Болгарии. Кроме того, она «обеспечила епископов и престолы их пожертвованиями, освободив церкви от оброков и податей.»В «Картлис цховреба» (летописный свод, существовавший с VIII столетия и дополнявшийся до XIII века) можно прочитать:«Не только в собственном царстве Тамары царило благополучие, но и для всех христиан. И всех, кто насиловал христиан, она уведомляла, чтобы немедленно покорились, имея страх и любовь к ней.»В настоящее время в Ахалцихе и Тбилиси 14 мая отмечается день царицы Тамары – Тамароба. Памятник Тамаре в АхалцихеПортрет этой царицы можно увидеть и на грузинской купюре достоинством 50 лари:



Категория: Статьи | Добавил: Dmitrij | Теги: царица, золотой, Тамара, Грузии
Просмотров: 59 | | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar
Учётная карточка


Военные новости сегодня

⚡ НОВОСТИ СПЕЦОПЕРАЦИИ Z ⚡

#Спецоперация, #новости, #антимайдан, #политика, #военные, #войнанаукраине





Поддержать проект:

Webmoney: Z238121165276

E-mail:[email protected]



Комментарии

Популярное


Новости партнёров


work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх