Даймлер — человек, мотор, автомобиль. Начало эпохи
2025-03-23, 04:21
Всегда в нашей жизни были и есть вещи, которыми ежедневно, ежечасно, ежесекундно, на протяжении последних двух столетий, пользуются люди. Пользуются и зачастую даже не знают, а кто же всё это сначала представил в своей голове, потом сконструировал, превратил в реальную, действующую «штуковину», а потом поставил это «нечто» на производственный поток. Ну а дальше, подобно тому, как маленький ручеёк превращается в бурную реку, так и маленькие ручейки технических открытий позапрошлого века превратились сегодня в необъятный поток всего того, что ранее казалось немыслимым, и мы несёмся в этом потоке вперёд, в будущее, и даже представить не можем, чем удивит нас завтрашний день.Одним из тех людей, которые стояли у истоков технической революции XIX века, и был Готлиб Даймлер — талантливый инженер и конструктор, предприниматель и руководитель.
Готлиб Даймлер (Gottlieb Daimler) в молодостиГотлиб Даймлер, человек, имя которого непосредственно, через века, связано с тем, что сегодня ездит, летает и плавает, что движимо «пламенными моторами», чья компания Daimler произвела революцию в мире двигателей внутреннего сгорания, умер 125 лет назад, 6 марта 1900 года, на 66 году жизни в Каннштатте (Cannstatt), в Германии. Даймлер родился 17 марта 1834 года в Шорндорфе (Schorndorf) под Штутгартом и был вторым сыном трактирщика и мастера-пекаря Иоганна Фридриха Доймлера (1801–1875) и его жены Вильгельмины Фредерики Доймлер, урожденной Фестерер (1803–1864). Да-да, именно под фамилией Доймлер (Däumler) родился мальчик, крещеный под именем Готлиб Вильгельм.После латинской школы, а по воскресеньям он посещал также школу рисования, что говорит о его техническом таланте, в 1848 году, в возрасте 14 лет, Готлиб начал учиться на оружейника в Шорндорфе. Это дало ему очень хорошую базовую подготовку в области точной механики и работе со взрывчатыми и легковоспламеняющимися веществами.Но парень явно чувствовал, что он способен на что-то большее, его технический талант и амбиции не давали ему покоя.Будущий основатель Daimler-Motoren-Gesellschaft (DMG) Готлиб Даймлер начал свою трудовую деятельность в 1853 году в машиностроительной компании Elsässische Maschinenbau-Gesellschaft Grafenstaden (EMBG) в городе Графенштадт, где он проработал четыре года. В нерабочее время Даймлер посещает теоретические занятия (что-то вроде подготовительных курсов в ВУЗ) и готовит себя к продолжению обучения. Результаты его подготовки настолько хороши, что в 1857 году он поступает сразу на третий курс обучения на инженера в Политехнической школе в Штутгарте и получает освобождение от платы за обучение! Хотя это учебное заведение и называлось школой, это было аналогом сегодняшнего института.В середине 1860 года молодой инженер переехал в Париж для работы на заводе Périn в Париже. С весны 1861 года до конца 1862 года он также знакомился с британской машиностроительной промышленностью на машиностроительных заводах в Олдхэме и Лидсе, на двух предприятиях-производителях локомотивов в Манчестере и на станкостроительном заводе в Ковентри.B 1862 году он начал работать конструктором на фирме Metallwarenfabrik Straub в Гайслингене-ан-дер-Штайге (Geislingen an der Steige), а через год молодой инженер-конструктор становится инспектором мастерской на машиностроительном заводе Bruderhaus в Ройтлингене (Reutlingen), где в 1864 году он знакомится с Вильгельмом Майбахом. С того времени Майбах стал компаньоном Готлиба Даймлера и сопровождал его на каждом этапе профессиональной жизни.Но тогда ещё ни тот, ни другой даже представить себе не могли, какое влияние окажет их знакомство на развитие мирового технического прогресса.Готлиб Даймлер (17.03.1834 – 06.03.1900) и Вильгельм Майбах (09.02.1846 – 29.12.1929)Естественно, кроме учёбы и работы, была у Готлиба Даймлера и личная жизнь. В 1867 году Даймлер женится на дочери фармацевта Эмме Паулине Курц (1843–1889), которая рожает ему пятерых детей. Семья Даймлеров. Слева сам Готлиб Даймлер, рядом тёща Марие Курц, сыновья Пауль и Адольф, тесть, фармацевт Курц, младший сын Вильгельм, жена Эмма, дочери Эмма и Марта. Супруга, Эмма, умерла в 1889 году, и через четыре года Готлиб Даймлер женится на вдове Лине Хартманн, урожденной Швенд (1855–1932), от которой у него было двое детей. Лина была моложе Готлиба на 22 года.Начиная с 1865 года, в течение последующих семнадцати лет, Готлиб Даймлер занимает ведущие должности на предприятиях различных фирм в области машиностроения.В декабре 1868 года Даймлер становится руководителем мастерской фирмы Karlsruher Maschinenbaugesellschaft, где вскоре начинает работать техническим чертежником и его знакомый и партнёр Вильгельм Майбах. И что удивительно, на этом же предприятии несколькими годами ранее, после окончания учебы, простым слесарем работал Карл Бенц. Поистине, не предприятие, а «кузница кадров»!Через три года Даймлер перешел на завод по производству газовых двигателей Deutz, где Николаус Отто (Nicolaus Otto), совладелец и один из основателей предприятия, изобретатель и конструктор первых двигателей внутреннего сгорания, поручил Даймлеру управление производственным процессом. В 1872 году Даймлер назначается техническим директором по управлению Gasmotoren-Fabrik Deutz AG, специализирующемся на производстве газовых двигателей. После строительства нового завода в Дойце и преобразования фирмы в акционерное общество, Готлиб Даймлер занимается внедрением упорядочения производственных процессов и созданием технического отдела для разработки и проектирования. Работу эту он осуществляет в тесном сотрудничестве с Вильгельмом Майбахом, который также перешёл в Deutz в 1872 году и был назначен главным конструктором в январе 1873 года. Даймлер и Майбах запускают в серийное производство четырехтактный двигатель, разработанный Отто, и, как результат, показатели производства и продаж, а также надежность и экономичность двигателей значительно выросли. С 1875 по 1877 годы Отто разрабатывает несколько новых видов газовых моторов. В том числе в 1876 году Отто изобретает очередной усовершенствованный четырехтактный газовый двигатель, который запускают в серийное производство те же Вильгельм Майбах и Готлиб Даймлер. Этот двигатель был представлен как «Новый двигатель Отто» и защищен немецким рейхспатентом DRP 532 в 1877 году. Конструкционная база именно этого газового двигателя и стала основой для построения двигателей внутреннего сгорания по сей день.В 1884 году Отто изобрёл электрическое зажигание для своих газовых моторов. Вот это нововведение и позволило в дальнейшем использовать жидкое топливо в качестве альтернативы газу.То есть Отто предлагал идею, а Даймлер и Майбах превращали эту идею в изделие из металла. Николаус Отто (10.06.1832 – 26.01.1891) В Германии и по сей день бензиновые автомобильные двигатели называют «Оттомоторами».Но жизнь Николауса Отто, гениального самоучки и изобретателя, это совсем другая история.Вернёмся же к Готлибу Даймлеру, который накапливает инженерный опыт и буквально «созревает» к тому, чтобы создать что-то новое и прорывное. К тому же, по всей видимости, Даймлер стал чувствовать себя скованно на вторых ролях у гениального Отто, и между ними стала пробегать чёрная кошка размером с немецкую свинью.В конце сентября 1881 года, по поручению Gasmotoren-Fabrik, Готлиб Даймлер отправляется в Россию, чтобы изучить возможности сбыта газовых двигателей и состояние местной промышленности. Наблюдательный совет Gasmotoren-Fabrik под давлением Отто предложил Даймлеру после его возвращения в декабре 1881 года открыть филиал в Петербурге и расторг с ним трудовой договор с 30 июня 1882 года.К сожалению, переговоры о дальнейшей деятельности в России не увенчались успехом, и Готлиб Даймлер покинул компанию в июне 1882 года. На тот момент Даймлеру было 48 лет, и он накопил гигантский опыт работы на руководящих должностях в крупных индустриальных компаниях, да и деньжат смог накопить, чтобы иметь возможность начать самостоятельную предпринимательскую деятельность.Покинув Deutz AG, Даймлер переезжает в Каннштатт, где основывает в садовой теплице своего поместья, купленного за 75 000 золотых марок, экспериментальную мастерскую компании Daimler. В апреле 1882 года Даймлер заключает трудовой договор со своим давним компаньоном Вильгельмом Майбахом, и, как результат, на свет появляется высокоскоростной четырехтактный двигатель, абсолютно революционно-технологичный для того времени.То самое поместье, где рождались первые двигатели DaimlerЭто теплица-оранжерея, переоборудованная в мастерскую, где творили два технических генияЦель Даймлера — создание целого ряда небольших, лёгких, высокооборотных двигателей, которые были бы достаточно мощными, чтобы их можно было использовать в качестве силовых установок для различных транспортных средств — экипажей (так тогда называли автомобили), железнодорожных транспортных средств, лодок и дирижаблей. 15 августа 1883 года мастерская по отливке колоколов из Штутгарта по заявке Даймлера изготавливает для него детали первого газового двигателя «Даймлер» с горизонтальным расположением цилиндра и системой зажигания от трубки накаливания. Этот двигатель явился прототипом последующих высокооборотных моторов. Через пять месяцев, 16 декабря, Даймлер внедряет регулировку числа оборотов посредством управления выхлопными клапанами и подаёт заявку на основной патент на революционный усовершенствованный одноцилиндровый высокоскоростной четырёхтактный двигатель, разработанный совместно с Майбахом. Патент DRP Nr. 28022, 28243 от 4 и 27 августа 1884 года.Радикальным усовершенствованием явилось изменение метода зажигания и управления клапанами, и, как результат, появилась возможность регулирования мощности и оборотов двигателя.Восстановленная рабочая копия двигателя Даймлера 1970 год. Оригинал сгорел при пожаре 1903 годаОдноцилиндровый двигатель весил около 60 килограммов, имел рабочий объем 100 см³ и выдавал при 600 оборотах в минуту мощность около 1/4 л.с.Очередной инновацией явился переход от горизонтального расположения цилиндра к вертикальному. В 1883 году сбылась мечта Даймлера и Майбаха – они запустили первый бензиновый двигатель. «Motorle» развивал мощность 0,25 лошадиные силы и был намного легче газового двигателя. Это стало настоящей сенсацией.Следующий, изобретённый и изготовленный в первой версии в 1884 году, был еще более усовершенствованный экспериментальный двигатель, вошедший в историю техники как Standuhr или «Напольные часы», уже выдавал около 1 л.с. (735 Вт) при 600 оборотах. Standuhr, версия с 1886 года, с рабочим объемом 462 куб. см и мощностью 1,1 л.с. (0,8 кВт) при 650 об/мин. Вес 92 кг.3 апреля 1885 года Даймлер подал заявку на патент на новый двигатель, который впервые имел масло- и пыленепроницаемый закрытый картер, как «газовый или нефтяной двигатель».25 марта 1886 года Даймлер получает патент на карбюратор как «аппарат для испарения нефти для нефтяных двигателей», что позволило использовать бензин в качестве топлива.Ну а дальше, как говорится, и пошло, и именно поехало!В том же году Даймлер и Майбах создают Reitwagen, первый мотоцикл с деревянной рамой и бензиновым двигателем мощностью в половину лошадиной силы. Небольшой по размеру одноцилиндровый двигатель по образцу «напольных часов» был установлен вертикально под водительским сиденьем. Это «транспортное средство с газовым или бензиновым двигателем» было защищено патентом DRP 36423 от 29 августа 1885 года. И этот мотоцикл стал первым в мире средством передвижения, оснащенным двигателем внутреннего сгорания.Предположительно, идея разработки двухколесного транспортного средства в качестве недорогого повседневного транспортного средства пришла от Вильгельма Майбаха. До сих пор сложно окончательно ответить на вопрос о том, какие достижения и заслуги принадлежат Готлибу Даймлеру, а какие Вильгельму Майбаху. Но именно это тесное сотрудничество двух разных по характеру людей, идеально дополняющих друг друга, обеспечило феноменальный для того времени результат.Reitwagen. По-немецки Reiten — скакать или ехать верхом (например, на лошади). Wagen — машина, транспортное средствоВ октябре 1886 года Даймлер и Майбах установили уже удачно зарекомендовавший себя двигатель «Напольные часы» на гужевую повозку.8 марта 1886 года Даймлер в качестве подарка на день рождения жене Эмме заказал гужевую повозку «Американ» у компании W. Wimpff & Sohn в Штутгарте. Изготовленный в Гамбурге и собранный в Штутгарте подарок был тайно доставлен 28 августа и спрятан в поместье Daimler ночью. И вот тут, вероятно, Даймлера осенило, а не превратить ли эту повозку в нечто самодвижущееся. И вот на машиностроительном заводе в Эсслингене, снова под руководством Майбаха, на эту карету устанавливается двигатель Daimler, а также поворотная платформа. И именно эта «моторная повозка» Daimler, через несколько месяцев после патента Карла Бенца, становится первым четырехколесным автомобилем в мире.Да-да, автомобилем номер один, правда, трёхколёсным, стало изобретение Карла Фридриха Бенца (Carl Friedrich Benz), запатентованное 29 января 1886 года. И на таком автомобиле в августе 1888-го его супруга Фрау Берта Бенц совершила поездку в качестве водителя этого транспортного средства из города Mannheim в город Pforzheim, преодолев фантастическое расстояние в 106 километров. Карл Бенц (25.11.1844 - 04.04.1929)А вот получила ли в конце концов Эмма Даймлер причитающийся ей подарок, доподлинно неизвестно. Мужики же «гоняли» на этой повозке с удовольствием.Моторная повозка (Motorkutsche) Даймлера, управляет ей Вильгельм МайбахЗатем последовала установка двигателя на лодку длиной шесть метров. В августе 1886 года Даймлер и Майбах испытали моторную лодку на реке Неккар близ Каннштатта, которая приводилась в движение всё теми же «напольными часами», что вызвало всеобщий интерес зевак. Моторную лодку так и называли тогда — «Лодка Даймлера» (Daimler Boot)В 1887 году Даймлер установил двигатель на выставочном трамвае . Трамвай Даймлера на выставке в ПалермоВскоре после этого Даймлер построил грузовик и дрезину с двухцилиндровым V-образным двигателем (1888). Дрезина Даймлера. И снова мы видим Даймлера и Майбаха вместеА это уже, реальный грузовой автомобиль. И снова два технических гения рядом.И что примечательно, к абсолютно инновационным дорожным транспортным средствам публика привыкла очень быстро, но особого покупательского интереса не проявляла, а вот лодками, железнодорожным транспортом, радикально отличающимся от паровозов, да и стационарными двигателями Даймлера народ хотел пользоваться вовсю. А раз народ этого хочет, значит, всё это нужно производить уже не в штучных экземплярах, а ставить на поток. Ещё одна фотография из серии «Даймлер сотоварищи на фоне грузовика»В июле 1887 года Даймлер расширяет производственные мощности своей фирмы и меняет дислокацию, цех в теплице у поместья абсолютно не подходил для серийного производства требуемой продукции, и фирма нанимает дополнительно ещё 23 работника. В 1888 году Даймлер оснащает гондолу воздушного шара своим двигателем, вращающим пропеллер, таким образом был создан один из первых дирижаблей. Вот и сбылось то, о чём мечтал Готлиб Даймлер: на земле, на воде и в воздухе!Но на этом он не остановился и продолжал извергать идеи, которые помогал внедрять в жизнь его верный деловой партнёр Вильгельм Майбах.В июле 1888 года в Ганновере он представил публике первую в мире пожарную машину, оснащенную водяными насосами. Этот агрегат приводился в действие двухцилиндровым двигателем внутреннего сгорания мощностью 4 л.с. Пожарная машина Daimler-Motorspritze, Patent Nr-46779В 1886–1889 годах Майбах, по заказу и идее Даймлера, создаёт Stahlradwagen или Motor-Quadricycle, автомобиль, премьера которого состоялась на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. Это был действительно автомобиль, первое полностью не связанное ни с какими «повозоками» транспортное средство, мощностью 1,5 л. с. и скоростью до 18 км/ч. Stahlradwagen или Motor-Quadricycle. Если переводить на русский, «Транспортное средство со стальными колёсами» или «Моторный четырёхколёсник», немного странно звучит...На Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году Даймлер представил модифицированную версию этого транспортного средства, которое впоследствии довольно широко было востребовано и эксплуатировалось в «продвинутой» Северной Америке, в отличие от консервативной Германии. Персональный пропуск Готлиба Даймлера на Всемирную выставку в ЧикагоНо я немного хронологически забежал вперёд.А пока что недостаточные капитальные ресурсы для завода такого размера вынудили Даймлера искать инвесторов. Вот тут-то, вероятно, «проснулся» в нём Даймлер-оружейник, и он находит инвесторов в генеральном директоре порохового завода в Кёльне-Ротвайле, тайном советнике по торговле, Макса Дуттенхофера (Max Duttenhofer) и его друга по бизнесу, Вильгельма Лоренца (Wilhelm Lorenz), владельца завода по производству патронов в Карлсруэ. 28 ноября 1890 года все трое основали акционерную компанию под названием «Daimler-Motoren-Gesellschaft» (DMG). Рекламный плакат DMG, 1980 год. В нём полное олицетворение мечты Готлиба ДаймлераВильгельм Майбах продолжает работать в DMG в должности технического директора, но новые совладельцы компании, абсолютно не понимая, что имеют дело с техническим гением, пытаются заключить с ним неприемлемый для Майбаха трудовой договор, и 11 февраля 1891 года он покидает фирму.Совпадение это или нет, но после ухода Майбаха особых экономических успехов DMG не достигла. Консервативная Германия скептически относилась к автомобилям, и запрос на них был относительно невелик. Что поддерживало фирму на плаву, так это прочные международные контакты самого Даймлера. Во Франции начали лицензионное производство его двухцилиндровых V-образных двигателей, как и производство двигателей Daimler в США и Канаде.Кстати, по поводу двухцилиндровых двигателей, в 1892 году Даймлер и Майбах, который уже не работал на DMG, разработали первый двухцилиндровый рядный двигатель.На этом снимке 1893 года запечатлены работники токарного цеха DMG. В центре, на переднем плане, можно видеть тот самый двигатель «Напольные часы». Ну а новые компаньоны, Дуттенхофер и Лоренц, тем временем буквально «наехали» на Даймлера, вынудив его в октябре 1894 года отказаться от своей доли акционерного пакета на астрономическую по тем временам сумму в 200 000 марок, да ещё к этому «отстегнуть» им треть дохода от прав на изобретения. В противном случае эти «умники» грозились обанкротить компанию.И Даймлер ушёл...Не понимаю, на что рассчитывали эти два «эффективных менеджера», но без Майбаха и Даймлера процесс гибели DMG приобрёл катастрофический характер. Через год, подёргавшись в конвульсиях, Дуттенхофер и Лоренц попытались вернуть на фирму Майбаха, но тот заявил, что вернётся только вместе с Даймлером. А тут ещё и британцы объявили о желании заплатить DMG невероятные 350 000 марок за лицензионные права на изобретения Даймлера, двигатель Phoenix, но при одном условии: Даймлер возвращается в DMG.Даймлер вернулся... Вернулся он в ранге эксперта-советника и генерального инспектора наблюдательного совета, получил выплату 66 666 марок и назад свои 200 000. Вместе с ним вернулся и «Майбах».Их возвращение привнесло в DMG новую творческую и инновационную атмосферу и, как следствие, экономический успех.В марте 1897 года Готлиб Даймлер занимает пост председателя наблюдательного совета Daimler-Motoren-Gesellschaft, но жить ему, к сожалению, оставалось всего три года.За год до смерти, в 1899 году, он поручил Майбаху построить гоночный автомобиль, первый легковой автомобиль с четырехцилиндровым двигателем, созданный Daimler-Motoren-Gesellschaft, названный Daimler Phönix. Объём двигателя составлял 2,1 литра, мощность 8 л.с. (5,9 кВт) при частоте вращения 720 об/мин. Максимальная скорость автомобиля достигала 24 км/ч. Именно Daimler Phönix и получил имя Mercedes, которое в июне 1902 года было зарегистрировано в виде товарного знака.Вот он, легендарный Daimler Phönix, впоследствии ставший «Мерседесом». На фотографии версия 1897 года, за рулём Эмиль Елинек (Emil Jellinek), давший ему это имя.А это фотография, сделанная где-то в 1901-1903 годах, тот же Елинек за рулём «Мерседеса». Прошло всего несколько лет, а какой технический прогресс!6 марта 1900 года Готлиб Даймлер скончался.В местной газете фирма Daimler-Motoren-Gesellschaft опубликовала короткий некролог: «Сегодня утром председатель нашего наблюдательного совета Готлиб Даймлер был освобожден от тяжелых страданий легкой смертью».Его похоронили на кладбище Уфф-Кирхенхоф в Бад-Каннштатте, рядом с его первой женой Эммой.Скромная семейная могила ДаймлеровВ июне 1902 года, в память о Даймлере, инженере, изобретателе и конструкторе, Ассоциация немецких инженеров (VDI) установила мемориальную доску: рельефное изображение, встроенное в валун, рядом с оранжереей, в которой собирались его первые двигатели. Мемориальная доска в память о Готлибе Даймлере. На заднем плане теплица-оранжерея, где создавались первые двигатели Даймлера и Майбаха. В месте рождения Готлиба Даймлера в Шорндорфе и той самой теплице-оранжерее в Бад-Каннштатте теперь находятся музеи, посвященные пионеру автомобилестроения и основателю компании DMG.Ну а как же Вильгельм Майбах, верный соратник и деловой партнёр?После смерти Даймлера он снова становится жертвой интриг в DMG. Как сейчас бы сказали, «его просто съели». В 1907 году он покинул компанию и в дальнейшем посвятил себя строительству дирижаблей в Фридрихсхафене. Майбах умер 29 декабря 1929 года. Его также похоронили на кладбище Уфф. Даже после смерти он остался верным спутником Даймлера и покоится в непосредственной близости от своего близкого по духу партнера.Казалось бы, вот и вся история Готлиба Даймлера, одного из плеяды неординарных людей, имена которых известны сегодня любому мало-мальски образованному человеку.Но его претворённая в реальность мечта «властвовать» на земле, воде и в воздухе была реально осуществлена, живёт и развивается дальше, через столетия. В 1926 году Daimler-Motoren-Gesellschaft объединилась с компанией Benz & Co Rheinische Gasmotorenfabrik, руководимой Карлом Бенцем. Так появился на свет концерн Daimler-Benz AG, он же, позже, Mercedes-Benz Group AG, он же Daimler-Benz AG, Daimler-Chrysler AG, затем просто Daimler AG, а сегодня это Mercedes-Benz Group AG.Судьба распорядилась таким образом, что Карл Бенц и Готлиб Даймлер при жизни ни разу не встретились. Бенц жил и творил в Манхайме (в России произносят как Мангейм), а Даймлер в Каннштатте. Расстояние по прямой около 100 километров, всего или целых 100...Более подробно о «Мерседесе», о его истории, о людях, его создававших, и о самом предприятии я писал год назад в статье «Mercedes – капут?», она была опубликована 3 февраля на нашем сайте. Я тогда перерыл кучу интереснейшего материала, рекомендую прочесть.Мерседес - капут?ПослесловиеТак уж «карта легла», что Готлиб Даймлер родился в Германии.Готовя данный материал, для меня абсолютно не важна была страна, где жил и творил Даймлер и его соратники. Мне хотелось, чтобы читатель, так же как и я, вгляделся в уникальные фотографии того давнего времени, в лица людей, тогда живущих, чтобы ещё раз проникнуться глубиной и могуществом истории, объединяющей всех нас. Мне бы очень хотелось, чтобы у каждого, кто прочтёт эту статью, так же, как и у меня, в очередной раз где-то глубоко внутри возникло чувство уважения, почтения и благодарности к людям той дальней эпохи, создававшим в своих областях — техники, медицины, искусства и т. д. — нечто, чем мы, не задумываясь, пользуемся и сегодня. Во всех странах и на всех континентах. Надеюсь, у меня получилось.
Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.