Реконструкция храма бога Гора в Эдфу. Цветная иллюстрация из набора картин для учителей средней школы 1956 года выпуска. В детстве очень любил их рассматривать, а вот этот храм хотел даже сделать, но как и из чего, не мог себе даже представить…Когда строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его.Третья книга Царств,6:7
История своими глазами и руками. Сегодня мы познакомимся с уникальным памятником древнеегипетского зодчества. Причем впервые на основе только что сделанных фотографий, любезно предоставленных мне вернувшейся из Египта четой наших читателей. Фотографии выполнены исключительно профессионально и позволяют в деталях представить такой уникальный памятник, каким является храм бога Гора в Эдфу, сохранившийся до наших дней. Впрочем, до настоящего времени в Египте сохранился не только он. Известны четыре храма фараонов в Дендере, Эсне, Эдфу и Ком-Омбо. Интересно, что все они относятся к периоду Птолемеев (династия Птолемеев, преемников Александра Македонского, правившая между 304 и 30 гг. до н. э.) и к римскому периоду (между 30 г. до н. э. и 395 г. н. э.), хотя и были построены на месте более старых храмов в тех же местах. И мы совершенно точно знаем, когда было начато строительство, так что никакие спекуляции в отношении древних атлантов, якобы их возводивших, тут невозможны.А вот так этот храм выглядит сегодня. И эта фотография, и все последующие — Ирины и Сергея Валовых.Так, первый камень храма Гора в Эдфу был заложен 23 августа 237 г. до н. э., и только лишь сто лет спустя, 10 сентября 142 г. до н. э., его официально освятили в присутствии Птолемея VIII Эвергета и его супруги Клеопатры. При нем же в него торжественно внесли статую Хора. Второе освящение храма после его достройки произошло в 70 г. до н. э., но монументальная дверь из ливанского кедра была установлена только в 56 г. до н. э. Вновь построенные храмы в целом следовали древней традиции. При этом их стены украшались барельефами, на которых греческий правитель представал в облике фараона.Здесь кругом рельефные изображения богов и фараоновХрам в Эдфу был посвящён богу Хору, изображавшемуся в виде человека с головой сокола. Это был второй по величине храм Древнего Египта после храма в Карнаке (и самый большой храм в честь Хора и Хатхор). И, по счастью для нас, именно он сохранился лучше других. Храм Хора в Эдфу. Голова ХораГород Эдфу (Эджбо) находился во II номе Верхнего Египта и в текстах Среднего царства называется Бехдет. Поэтому и в текстах самого храма бог Хор называется Хор Бехдетским. Впрочем, известно и то, что культ Хора в Эдфу был принесен еще во времена Древнего царства из города Бехдет (сегодня — Тель-эль-Баламун), расположенного в Дельте. Древние греки отождествляли Хора с Аполлоном, из-за чего город Эдфу они назвали Аполлонополь Магна.Просто невероятны объемы труда, затраченные на все эти резные изображения…Равно как и многочисленные надписи… От более раннего храма к моменту начала строительства нового храма уцелел только наос (центральная часть храма), где сохранились картуши фараона Нектанеба II. Какие-то фигуры, видимо, пытались уничтожить…После первого освящения храма его строительство в 140 году до н. э. продолжалось: с юга к нему пристроили два зала с колоннами, гипостильный двор, фундаментальный пилон и окружающие его стены. Во время правления Птолемея X Александра (107-88 гг. до н. э.) храм наконец-то был открыт и повторно освящен в 70 году до н. э. Но лишь при Птолемее XII Неосе Дионисии в 47 г. до н. э. его строительство, длившееся почти 200 лет, было закончено целиком и полностью. Так что строили храм не только египетские, но также и греческие мастера. То есть он явился своего рода сплавом египетского и греческого строительного искусства при несомненном доминировании первого, национального.Колонны с капителями в виде пальмовых листьев подпирают плиты потолкаКак культовому месту конец этому храму ознаменовал эдикт 391 года императора Феодосия, запретившего языческие культы на территории Римской империи. Часть убранства храма была попросту уничтожена, и на полторы тысячи лет он был погребен под 12-метровым слоем песка и речных отложений Нила. Когда в 1798 году французские ученые оказались в Египте вместе с Наполеоном, они увидели лишь верхушки пилонов, торчавшие из песка. Работы по его расчистке начал египтолог Огюст Мариетт в 1860 году и вел их на протяжении нескольких лет. Часть колонн прекрасно сохранилась!Длина храма составляет 137 м, а ширина — 79 м при высоте пилонов в 36 м. Ориентирован он с юга на север, «от Ориона к Большой Медведице». Оба пилона украшены надписями и вырезанными на камне изображениями. На них Птолемей Дионис приносит врагов в жертву Хору и Хатхор и молится местным богам; здесь же вслед за царем и царицей показана процессия людей разных народов, которые несут в храм дары. На верхнюю площадку пилонов ведут две лестницы, в которых насчитывается 242 ступени и 14 промежуточных площадок.Среди колонн нет ни одной гладкой! Все они покрыты сложной вязью изображений и надписейЗа пилонами расположен большой четырёхугольный двор с 32 колоннами; на стенах его — надписи о его постройке и размерах (47,25 м длина, 42 м ширина). Затем идет гипостильный зал, и в нем 18 колонн; направо от входа — помещение для библиотеки (на стене начертан её каталог), налево — для молитвы царя; потолок украшен астрономическими изображениями. Следующая зала, с 12 колоннами, называлась процессионной. Здесь, в одной из её комнат, помещалась храмовая лаборатория (на стенах этой комнаты нанесены надписи с рецептами благовонных мазей). Жертвенник находился в следующем зале. Потом шла главная часть — святая святых храма, по периметру которой располагались 10 приделов для изваяний разных богов. Специалисты отмечают, что архитектура храма сочетает в себе как античные, так и древнеегипетские формы, и уже отмечена определенными чертами эклектизма.От внутренних помещений храма до сих пор веет не только прохладой, но и таинственностьюОчень важно, что стены храма и внутри, и снаружи покрыты многочисленными надписями и рельефами. Здесь и текст мифа о Хоре, который побеждает врагов, имеющих облик крокодилов и гиппопотамов, во главе с богом Сетхом. Тексты гимнов Хору, а еще отчет о строительстве храма; и даже календарь и правила местных праздников. Группы туристов движутся там одна за одной!В Эдфу Хора обычно изображали в виде сокола, человека с головой сокола или крылатого диска. В надписях в храме Эдфу он также называется Хором-Ра (Ра-Хорахти). Подчеркивается его тесная связь с отцом Осирисом, за убийство которого он отомстил Сетху, своей матерью Исидой и супругой Хатхор (Хатор), статую которой ежегодно возили по Нилу из Дендеры. Интересно, что Хор представлен на рельефах сразу в трёх лицах, причем иногда одновременно: это Хор Бехдетский, Хор-Ра и Хор, сын Осириса и Исиды.Некоторые из гидов выглядят весьма примечательно и, кстати, хорошо говорят по-русски!Так что надписи храма Эдфу имеют большое значение для египетской филологии, так как представляют собой одно из самых больших собраний иероглифических текстов греко-римского времени. Причем о подделке такого огромного количества надписей не может идти и речи, заявлять о таком может разве что только ненормальный. Имеется и полный перевод этих надписей, над которым работают немецкие специалисты из Edfu-Project.Колонны внутри храма, колонны снаружи… Невероятные объемы труда были затрачены на создание всех этих сооруженийХрам в Эдфу произвел столь сильное впечатление на наших современников, что его оформление использовалось и в современных сооружениях. Например, на льнопрядильной фабрике в Лидсе и в египетском зале Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.Обложка бумажного набора «Египетский храм»Произвел он очень сильное впечатление и на меня. И я подумал, что такое наглядное пособие, как древнеегипетский храм, пригодится любой нашей пензенской школе. Подумал так и сделал, тем более, что сегодня есть сразу несколько наборов макетов египетских храмов из бумаги, с готовыми цветными выкройками, которые остается только лишь вырезать и склеить. Особенно хорош набор «Египетский храм» (Usborne), в котором имеются выкройки для создания бумажной модели древнеегипетского храма в масштабе 1/87.А вот так выглядит макет этого храма в авторском исполнении, с насаженными вокруг него пальмами… Фотография автораВпрочем, я не стал воспроизводить этот макет в точности, а выполнил его в стиле «по мотивам». Захотелось дополнить макет растениями и убрать с него те детали, которые могут вызывать вопросы у детей, например, черные полоски на крыше храмовых зданий. Кроме того, «усборнский» макет, на мой взгляд, был слишком велик – в какой школьный шкаф такую громадину поставишь? Поэтому я уменьшил масштаб, распечатав все выкройки на листах формата А4, что примерно соответствует масштабу 1/100. Все строения храма благодаря этому прекрасно разместились на подиуме из пресс-картона размером 28 на 39 см.Вид на авторский макет спереди. Фотография автораВсе детали вырезались и склеивались по инструкции, при этом линии сгиба слегка надрезались, так как бумага для их распечатки использовалась достаточно плотная. Клей использовался ПВА, но к основанию собранные детали приклеивались также суперклеем. Отдельные швы дополнительно подклеивались полосками коричневого шпона. Не понравились печатные детали выступов и углублений на фасаде пилонов. Вместо печатных изображений на их место были наклеены объемные детали из покрашенных в желтый цвет палочек-мешалочек для кофе. Шесты для флажков были сделаны из проволоки. Шары на них – из «позолоченных» бусинок. Сами флажки – из батиста, окрашенного в красный цвет и пропитанного клеем ПВА, после чего они были выгнуты «по ветру».Обелиски нужно вырезать и склеивать очень осторожно, а швы надрезать поглубже, особенно если бумага имеет значительную толщину. Чтобы белые линии на сгибах были не заметны, по ним следует пройтись жидко разведенной желтой охрой. Фотография автора.Пальмы покупные, в качестве поверхности внутреннего двора использована одна из выкроек из набора.Фотография автора На некоторых деталях храма были нарисованы деревья и кусты. Все эти рисованные детали были заменены «настоящей» зеленью из наборов травы и кустиков для создания диорам. Пальмы – набор из Китая, некие пустынные растения – сухие цветоножки от помидорок черри из магазина «Магнит». Для покраски ландшафта использовалась акриловая краска «охра».Чтобы сделать дверь пришлось еще раз посмотреть художественный фильм «Фараон» (1965) и собрать ее из тонких полосок орехового шпона. Фотография автораP.S. Автор и администрация сайта выражают глубокую признательность Ирине и Сергею Валовым за предоставленные ими фотографии исторических объектов Древнего Египта.
Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.