Макет загородного дома вельможи Мекетра. Египетский музей, КаирЛот посмотрел и увидел, что вся иорданская долина до самого Цоара хорошо орошается, как сад Господа, как земля египетская.Книга Бытие, 13:10
Египетские самоделки. А было так, что в проходе к гробнице Мекетре, который служил при фараоне Небхепетре Ментухотепе II, царе XI династии эпохи Среднего царства, была найдена уникальная модель сада, которая ему и принадлежала. А был Мекетре главным царским управителем Древнего Египта. Но эта находка не была единственной. На тот свет Мекетре собрался, захватив с собой целую кучу ушебти, а ещё макеты различных хозяйственных построек и даже модели лодок, плававших в его время по Нилу. Благодаря всем этим артефактам, датируемым 1981-1975 годами до н.э., ученые получили возможность заглянуть в мир Древнего Египта, как если бы они смотрели его фотографии.Свою карьеру Мекетре начал при царе Небхепетре Ментухотепе II из XI династии, но затем он продолжил свою службу сменяющим друг друга фараонам и в первые годы правления XII династии.Макет скотобойни из гробницы Мекетра. Метрополитен-музей, Нью-ЙоркПричем именно пруд с садом обращает на себя, пожалуй, особое внимание. На макете мы видим пруд, который находится в центре сада, в окружении смоковниц с красными плодами на ветвях. Сам пруд облицован медью – вот даже как. То есть Мекетре был явно человеком богатым.«Теленок появляется на свет». Ну, очень реалистичная миниатюра… Метрополитен-музей, Нью-ЙоркВ сад выходит крыльцо дома, на котором высятся два ряда колонн, поддерживающих крышу. Сделаны они из разделенных на половинки стволов пальм. Задние колонны имеют капители в форме связанных вместе стеблей папируса, тогда как капители передних колонн изображают пучки лотоса. То есть эстетом был «наш» Мекетре, по-другому и не скажешь. Дожди в Верхнем Египте идут редко, но все же идут, о чем говорят три предусмотренных водостока. В задней части портика устроены две двери и решетчатое окно. «Всенародный учет и контроль»: справа у входа сидят писцы и записывают каждую меру высыпаемого слева зерна! Метрополитен-музей, Нью-ЙоркИнтересно, каким образом и этот макет, и все остальные находки попали в руки ученых. Все комнаты в гробнице Мекетре были разграблены еще в древности; но в начале 1920 года археолог Герберт Винлок решил снять точный план гробницы для своей карты захоронений XI династии в Фивах, и он приказал рабочим скопившийся в проходах мусор убрать. И вот тогда-то там и нашли небольшую скрытую камеру, наполненную двадцатью четырьмя практически идеально сохранившимися моделями. Грабители их или не заметили, или они не проявили к ним интереса. Вот они и остались там в неприкосновенности, дожидаясь своего часа. Находки из гробницы принялись делить и в итоге разделили таким образом, что половина из них оказалась в каирском Египетском музее, а вторая половина уехала в Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Сад Мекетре. Красиво, не правда ли? Метрополитен-музей, Нью-ЙоркНадо сказать, что историкам как раз с макетами древних египтян особенно повезло. Ведь они стали результатом их религии, требовавшей окружить умершего предметами, служившими ему при жизни, или хотя бы их уменьшенными копиями. Требовались и фигурки «служителей-заменителей» — ушебти, само название которых переводится как «Я здесь». Так должен был отвечать умерший на земле и оживший на том свете правоверный египтянин всякий раз, как только боги призывали его на работу. То есть, чтобы самому не работать, он брал с собой как можно больше ушебти, в идеальном случае 365, чтобы они за своего хозяина работали бы круглый год.Пекари должны были для него печь хлеб, лодочники — ловить рыбу, забойщики скота — забивать и расчленять скот, ткачихи — ткать красивые и тонкие ткани. И все эти занятия отражались в соответствующих макетах. Конечно, не все египтяне, даже и состоятельные, могли себе это позволить. Нужно принимать во внимание и личные вкусы и пристрастия умершего, которому вполне могли нравиться все эти красивые «безделушки», тогда как кто-то предпочитал, скажем, украшения из золота и сосуды из алебастра или же просто красивую роспись на стенах в дополнение к канопам со своими забальзамированными внутренностями. Сад Мекетре крупным планом. Метрополитен-музей, Нью-ЙоркВ любом случае находки из гробницы Мекетре дали ученым ценные знания о жизни Древнего Египта. Ну и, конечно, на их основе вполне можно было бы сделать целый набор наглядных пособий для школы. Только фигурки для таких наборов нужны не грубые и примитивные, а анатомически правильные и в соответствующем для педагогических целей масштабе. То есть максимальный размер фигурок для копий макетов из гробницы Мекетре должен быть не более 50-60 мм. Позы, естественно, у них должны соответствовать оригиналам. Но какие-то фигурки вполне могут быть и точными копиями египетских, чтобы дети могли увидеть особенности работы древних резчиков по дереву или же мастеров лепки из глины.Понятно, что создать такую диораму у автора данной статьи просто не было возможности, но и оставлять ребят, учащихся 5-го класса, без наглядного пособия тоже, в общем-то, не хотелось. Поэтому пришлось остановиться на масштабе 1:72. Тем более, что в этом масштабе имелись фигурки фирмы «Атлантик», изображающие воинов древнего Египта.Египетская барка. ЛуврВ качестве образца для макета был выбран дом зажиточного египтянина, занимающегося выпечкой хлеба на продажу. Хранилища зерна и печи для выпечки находятся у него прямо в усадьбе, а вот лавка, где продается хлеб, скорее всего, где-то на рынке, чтобы не устраивать шум и гам у хозяина дома под окнами.Дома у простых египтян были одноэтажные, крытые камышом. Однако люди зажиточные, жившие непосредственно в черте города, имели и двух-, и трехэтажные дома, построенные из саманных кирпичей и побеленные известью. Кирпичи делали из нильской грязи с наполнителем из рубленого тростника, и материал этот был очень прочным. Крыша, как правило, была плоской и служила для работы и отдыха, а от жарких лучей солнца над ней натягивали тент или устраивали опять же тростниковую крышу.Вот такой трехэтажный дом я и решил построить, обнести его высокой стеной, а внутри расположить соответствующие службы. И вот, что из этого получилось. Макет усадьбы зажиточного египтянина. Размеры подиума сделанного из канцелярских линеек: 31х19 см. Фотография автораМатериал для работы использовался самый доступный – картон от упаковок из магазина «Магнит». Решетки на окнах куплены на «Али-Экспрессе» – это детали для судомоделей. Растительность? Это какой-то «румбокс», оставшийся в деталях от детских лет внучки. Лестница с крыши внутрь дома вылеплена из самотвердеющей скульптурной глины…Вот эта лестница. На фотографии крыши дома её практически не видно, но она есть![Амбары, печи и колодец – та же полимеризующаяся глина. Интересно устройство египетских амбаров: они загружались сверху через окно, закрытое ставнями, а зерно брали через небольшое отверстие снизу, также закрытое дверцей. Такое устройство делало амбар недоступным для крыс и мышей, не говоря уже о защите в виде кошек, живших при домах, которых в Египте любили и берегли. Справа – амбар с ещё не прорезанными окнами и не обработанный наждачной бумагой. Естественно, оба амбара внутри пустые и вылеплены с тонкими стенками/center][center]Количество деталей растет: вот золоченый стул для госпожи, вырезанный из бристольского картона, шадуф для подъема воды из колодца, пуфик, дверь, лестницы и посудина с цветами – обычным древесным мхомА это образцы древнеегипетской мебели…Ложе для крыши с шарами из золоченых бусинок…Теперь посмотрим на двор…Вид на двор с другой стороны. Раннее утро и все за работой. Некто достает воду из колодца, рядом стоит ведерко с водой. Её выливают в бассейн у стены коровьего загона, откуда она течет через отверстие в поилку для коров у него внутри. Волам брошена охапка свежей зелени. Рабочий по лестнице лезет в амбар... А домашний управитель с жезлом не поленился забраться на крышу рабочей пристройки посмотреть вышли ли на работу женщины…Вид на двор сверху. Крыша навеса сделана из льняной дратвы, которая используется для герметизации резьбы на водопроводных трубах. Естественно, её нужно покрасить в желтый цвет и пропитать клеем ПВАА это крыша хозяйского дома. Хозяйка дома сидит под навесом, а слуга обмахивает её опахалом. Хозяин стоит у стены, смотрит вниз и, видимо, что-то говорит управителю. Вокруг на полу растения и цветы в керамических ёмкостях, а также красиво расписанные кувшины. Немного виден и ход в полу с лестницей, уходящий в нижнее помещение дома…Для отделки макета использовались акриловые краски. У фигурок воинов были отрезаны копья, луки, щиты и топоры, а руки и ноги соответственно изогнуты. Кисти рук, сжатые в кулаки, просверлены сверлом 0,5 мм и в них вставлены посох, рукоятка опахала и жердь от шадуфа, взятые из тонких стебельков хозяйственного веника! Все тонкие детали склеивались суперклеем. Массивные детали и картон – склеивались ПВА.
Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.