«Благодаря появлению «Эсмеральды» крейсера увеличили скорость, лишились парусов, а Армстронг — разбогател», — сказал главный строитель Королевского флота сэр Натаниэль Барнаби. Не в бровь, а в глаз! Именно так всё и было.Уильям АрмсронгНачнём с начала. Во второй половине XIX века Чили в Латинской Америке считалась известным «возмутителем спокойствия»: страна успела поучаствовать во всех латиноамериканских войнах, ряд из которых сама и развязала. О пользе минеральных удобрений агрономы уже успели узнать, но производить искусственно химики их ещё не научились, поэтому Чили с запасами калийной селитры и «гуано» — птичьего помёта — стали резко богатеть. А богатея, местные элиты начали «хотеть странного» — отжать что-нибудь у соседей. Уделяя много внимания оснащению армии и флота.
Джон РенделПоскольку своей судостроительной промышленности страна практически не имела, корабли чилийцы стали заказывать английской фирме Армстронга, имевшей верфи в Эльсвике. Правда, главный конструктор мистера Армстронга, Джон Уайтвик Рендел, занимался в основном канонерками, а чилийцам нужно было что-то посерьёзнее. Поэтому Рендел спроектировал, а Армстронг построил по чилийскому заказу крейсер «Артуро Прат» — 1380 тонн водоизмещения, скорость 16,5 узлов, стальной корпус с тараном, разделённый на водонепроницаемые отсеки, вооружение: 2х1 254-мм пушки в носу и в корме, 4х1 130-мм орудий по бортам, 2 торпедных аппарата. Брони, по мнению большей части историков, корабль не имел (упоминания карпасной палубы есть, но сомнительны). Зато нёс пару мачт с косым парусным вооружением. Корабль спустили на воду в 1879 году, а готов он был уже в 1880-м, но чилийцы, видя, что очередной войны с Перу не случилось, продали корабль японцам. А китайцы заказали Армстронгу пару таких же для своего флота.Крейсер «Артуро Прат», он же «Чаоюн».Но в начале 80-х вновь выяснилось, что война не за горами, и в Чили начали сбор средств по подписке на строительство нового корабля. Имя подобрали знаковое! В Чили «Эсмеральда» — что «Варяг» в России: корабль, героически погибший в неравном бою с монитором «Уаскар», причём командир корабля и национальный герой Артуро Прат попытался взять перуанский корабль на абордаж и погиб. В общем, максимально духоподъёмная история. Поэтому деньги на строительство новой «Эсмеральды» собрали быстро.«Эсмеральда» в доке.После чего вновь отдали заказ Ренделу с Армстронгом. Требования выставили стандартные для Латинской Америки: сильное вооружение, высокая скорость, но чтоб недорого. И англичане, не чувствуя над собой контроля заказчика, дали волю инженерной мысли! 5 апреля 1881 года начато строительство, 6 июня 1883 года корабль был спущен на воду, а в 1884 году — введён в эксплуатацию. Что это был за корабль! Стальной корпус с гладкой палубой и таранным форштевнем. Две трубы, полное отсутствие рангоута, 18,3 узла скорости на мерной миле! При этом на корабле была и броня, хоть и слабенькая: карпасная бронепалуба, уходившая скосами под ватерлинию по всей длине корабля. Над погребами толщина брони — 51 мм, над машинами — 25 мм, в оконечностях — 12,7 мм. Дополнительную защиту давали расположенные на скосах бронепалубы угольные ямы и коффердам, заполненный пробкой. Вооружение — 2х1 254-мм казнозарядных орудия в носу и в корме, расположенных в барбетах, 6х1 152-мм орудий на станках Вавассера, защищённых двухдюймовыми бронещитами, для защиты от миноносцев — две 57-мм пушки и пятиствольная 37-мм пушка Гочкиса, боевая рубка — защищена дюймовой бронёй. И всё это — уместили в 2800 тонн водоизмещения!Будущий Эдуард VII а пока - просто принц Уэльский...Уильям Армстронг умел в пиар: интервью он давал пачками, при этом не стеснялся превозносить своё детище, называя «Эсмеральду» «самым быстрым и хорошо вооружённым крейсером в мире», при этом она, по его словам, была «почти полностью защищена от самых разрушительных снарядов». К кораблю было привлечено внимание не только моряков, но и монарших особ: 22 августа 1884 года на борт поднялся принц Уэльский — будущий король Эдуард VII, что добавило ещё больше популярности кораблю. Очарован «Эсмеральдой» оказался и Степан Осипович Макаров, назвавший крейсер «идеальной боевой машиной».«Эсмеральда» во всей красе.Армстронга корабль озолотил! «Элсвикские крейсера» стали стандартом, 12 стран заказало верфи 51 клон «Эсмеральды». Они служили по всему миру — от Китая до Чили, от Бразилии до Турции и Румынии. Тем более, что боевой опыт использования «Эсмеральды» поначалу вдохновлял. В 1885 году, воспользовавшись очередной Гражданской войной в Соединённых Штатах Колумбии (была на тот момент такая страна — СШК), на побережье высадилась американская морская пехота. Чилийцы сильно не любили, когда США вмешиваются в дела Латинской Америки, и отправили разрулить ситуацию новенькую, пахнущую свежей краской «Эсмеральду». Эффект был потрясающий! Не успел крейсер бросить якорь у побережья Панамы (она тогда входила в состав СШК), как американцы поспешили ретироваться. «Эсмеральда» могла уничтожить все наши корабли, расположенные в Панаме, одновременно, даже без потерь», — писали американские газеты.«Эсмеральда» и «Магеллан» обстреливают войска президента Бальмаседы, 1891 год.Потом было участие в Гражданской войне в самом Чили: в 1891 году не смогли договориться президент Хуан Мануэль Бальмаседа и Национальный Конгресс. Большая часть флота, включая «Эсмеральду», стала на сторону Конгресса, армия поддержала президента. 254-мм орудия крейсера были весомым аргументом, сильно деморализовавшим верных президенту, что привело к победе Конгресса в войне. В 1894 году Армстронг предложил модернизировать крейсер — поменять котлы и артиллерию, обшить тиком, добавить полуют с полубаком... Но чилийцы отказались. И продали крейсер Японии. Почему?На волнении нос «Эсмеральды» захлёстывало волнами...Тут нужно заметить, что «эльсвикские крейсера» не заказала себе ни одна из крупных морских держав. Бразилия с Румынией заказывали, а Россия, Германия или Франция — нет. Разгоняли рекламу крейсеру представители «молодой школы» (взгляды, близкие к которой, высказывал и С. О. Макаров), считавшие подобные корабли «линкорами будущего». А британское адмиралтейство крейсер не заинтересовал. В чём тут дело? Ну, начнём с того, что «Империи, над которой никогда не заходило Солнце», требовался крейсер помореходнее. А «Эсмеральда» с её высотой надводного борта 3,6 метра завидной мореходностью не отличалась. Да и дальность плавания в 2200 миль что для Роял Нэви, что для Российского Императорского флота была явно недостаточной.Кроме того, опытные моряки понимали, что корабль в 2800 тонн водоизмещением — не самая устойчивая платформа для 254-мм орудий. Тем более что скорострельность этих орудий — 1 выстрел в 3 минуты для любого уважающего себя флота в конце XIX века была слишком низкой. Да и, учитывая низкую мореходность, возможность ведения огня из носовой десятидюймовки в ветреную погоду ставилась под сомнение. При этом для выполнения основных задач, стоявших перед крейсерами: разведки, защиты своей торговли и уничтожения вражеской, 254-мм не скорострельные монстры были и вовсе не нужны. Совсем!HMS «Mersey»Поэтому то же британское Адмиралтейство поставило на другой проект крейсеров второго ранга — класс «Мерси». Головной корабль серии из четырёх крейсеров вошёл в строй в 1887 году — всего на три года позже «Эсмеральды». По скорости он несколько уступал «звезде подмостков», показав на мерной миле всего 17 узлов, но дальность хода у него была в четыре раза больше — 8750 миль! При этом корабль нёс, при водоизмещении в 4050 тонн, два 203-мм орудия и десять — 152-мм: по пять в спонсонах по каждому борту. Для защиты от миноносцев имелись три скорострельных 57-мм «6-фунтовых» орудия Гочкиса и три скорострельных 47-мм «3-фунтовых» орудия той же фирмы. При этом броня у крейсеров данного проекта была куда серьёзнее, чем у «Эсмеральды» — карпасная бронепалуба толщиной 51–102 мм, а боевая рубка была и вовсе бронирована по-взрослому: 229 мм!Винтовой корвет «Рында»Россия же большого внимания бронепалубным крейсерам и вовсе не уделяла, предпочитая развивать крейсера броненосные. Тем не менее, практически одновременно с английскими крейсерами типа «Мерси» в строй вошла пара «винтовых корветов»: «Витязь» и «Рында», так же снабжённых бронепалубой, а через пару лет в Сент-Назере был построен бронепалубный крейсер «Адмирал Корнилов». Это были корабли, вооружённые 152-мм орудиями главного калибра, имевшие броню не толще 76 мм, но к работе по защите собственной торговли и разрушению чужой приспособленные гораздо лучше. Бронепалубный крейсер «Адмирал Корнилов»В целом, оценивая проект «Эсмеральды», можно отметить наличие множества прогрессивных технических решений, которые Рендел и Армстронг вложили в проект. «Эсмеральда» определила облик кораблей своего класса на десятилетия вперёд, но назвать проект удачным... Если иметь в виду коммерческую удачу Уильяма Армстронга, то он, несомненно, выстрелил. Но основой успеха стало то, что корабль стал оптимальным вариантом с точки зрения «цена-качество» для флотов второстепенных морских держав. Игроки покрупнее предпочитали менее прорывные корабли, с более сбалансированными характеристиками.
Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Публично это объясняют необходимостью усилить противовоздушное прикрытие и контроль за ключевыми объектами, но по сути речь идёт о политической реакции на появление «неопознанных беспи