Что ж, некоторое время назад мы вместе еще с несколькими СМИ выразили сомнение в том, что программа развития и строительства гражданской авиации (КПГА) будет реализована так, как это было написано на бумаге постановления правительства. Было много критики со стороны некоторых структур, которые, тем не менее, реально помогли в плане правильности освещения цифрами. Пресс-служба корпорации «Ростех» оказала действительно неоценимую поддержку тогда.
И вот – новый пакет информации. Уважаемый нами «Коммерсант» выяснил, что программу ждут неслабые перетряски, и разработанная в 2022 году программа может быть очень серьезно пересмотрена. Единственное, что удивляет просто до дрожи в конечностях, так это информация о том, что аудит ОАК, Объединенной авиастроительной корпорации, осуществляли консультанты «Газпром Нефти» и Сбербанка. Странно, что в России не нашлось больше компаний, у которых специалисты способны провести аудит государственной корпорации. Так вот, эффективнейшие специалисты Сбербанка и «Газпрома» пришли к выводу, что «экономически оправданный спрос» на самолеты для гражданской авиации… отсутствует! То есть, та самая 1 000 самолетов, в возможности выпуска которой до 2030 года мы сомневались, просто НЕ НУЖНА! Вообще в голове закопошились всякие нехорошие теории заговоров и всего такого. Естественно, в исполнении Сбера (особенно) и «Газпрома». Но не будем спешить с выводами, там все действительно не так просто, как хотелось бы.Профессионалы также выявили ряд определенных рисков в плане «сдвигов вправо» и удорожания самолетов. Кроме того, ОАК может получить предписание совместно с Минтрансом проработать вопрос ценообразования и оценить реально необходимый объем поставок самолетов.Понятно, что в таких условиях планы по выпуску тысячи с лишним самолетов для гражданской авиации, которые были изначально заложены в той программе развития авиационной отрасли до 2030 года, они не просто могут быть пересмотрены в сторону уменьшения количества самолетов, а вопрос может встать так, что потребуется более эффективная программа стратегии развития отрасли, вместо корректировки имеющейся.В общем, пока аудит, проведенный банкирами и торговцами нефтью и газом, вылился (по данным источников «Коммерсанта») в рекомендацию пересмотреть количество необходимых России гражданских самолетов и сбалансировать планы по их производству. А что будет дальше… Но сами итоги аудита и дальнейшие перспективы поставок будут обсуждаться на закрытом совещании у премьера Михаила Мишустина на следующей неделе. Вот что будет дальше.В общем, эксперты Сбера и «Газпрома» по поручению правительства построили «Ростех» и Минпромторг, после того как те объявили о переносе сроков поставок самолетов в марте этого года. В общем, логично всё так выглядит, если бы не одно «НО»: под «раздачу» попадает не только ОАК, но и конкретные производители, как, например, ПАО «Яковлев», как производитель МС-21 и SJ-100. Видимо, там дела совсем печально идут, если идут. Программа развития гражданской авиации разрабатывалась Минтрансом при участии Минпромторга, утверждена Правительством РФ в июне 2022 года. Поставки должны были начаться с 2023 года. Объем программы, утвержденной правительством, оценивался в 1 800 самолетов различных классов и марок, в том числе 342 «Суперджета», 990 МС-21-310 и так далее.Объем программы оценивался в 1 триллион рублей: - 284 млрд руб. — средства ФНБ; - 381 млрд руб.— банковские кредиты; - 123 млрд руб.— средства участников проекта; - 215 млрд руб.— средства федерального бюджет. Но что-то пошло не так, и в мае этого года Минпромторг сократил количество законтрактованных самолетов с 1 800 до 994 штук. Плюс начало поставок было привычно сдвинуто вправо на 2025 год. Здесь кому-то что-то не понравилось, и начались аудиторские проверки. Что ж, вполне ожидаемо: если решили строить самолеты, то надо строить самолеты, а не придумывать отмазки, почему самолеты не строятся.Впрочем, это такая печать современности: суть работы «эффективных менеджеров» не в том, чтобы наладить должным образом работу, а в том, чтобы красиво составить отчет, в котором либо будут названы те, благодаря кому все получилось (как раз эти самые эффективные), либо будет озвучено, почему и по чьей вине программа провалилась.Ну совсем как в том памятном неудачном пуске космического корабля «Прогресс» в землю. Виновной оказалась кладовщица, выдавшая не тот припой. Аудиторы сделали свою работу, и выяснились интересные подробности. Оказывается, «между спросом на авиаперевозки и производством самолетов по утвержденной программе образовался дисбаланс по объемам и типам самолетов, и она (программа – прим.) не соответствует коммерческому спросу». Было запланировано производство от 140 до 270 самолетов в год (что мы в свое время сочли невыполнимым по разным причинам), а реальная потребность, по мнению аудиторов, составила 50-60 самолетов.Более того, выяснилось, что SJ 100 столько вообще не нужно, более того, после отказа «Аэрофлота» от запланированных ранее 89 SJ 100 и 40 Ту-214 в пользу МС-21-300 (глава «Аэрофлота» озвучил это в июне) все вообще очень сильно смешалось. Получился приличный дефицит МС-21, а вот к SJ 100 заказчики тем больше теряли интерес, чем дольше затягивалось дело с двигателями.В ОАК считали, что именно в пассажирском среднемагистральном сегменте у российских авиакомпаний достаточно самолетов для поддержания перевозок на должном уровне, в основном за счет продления ресурса имеющихся в наличии самолетов иностранного производства.Учитывая ту ситуацию, в какой оказались российские авиакомпании с обслуживанием и запасными частями, расчет, скажем так, был весьма и весьма рискованный. Однако в ОАК успокоили всех цифрами, что имеющегося в наличии парка в 880 самолетов более чем достаточно для перевозки 113-115 миллионов пассажиров в год. А именно такой прогноз был просчитан в программе КПГА до 2028-29 года. Вот тут начались внезапности.Получается, что изначально запланированные объемы производства были избыточными? Но они были рассчитаны исходя из опросов, проведенных именно в авиакомпаниях! В общем, аудиторы усомнились в реальности цифр и подсчитали для себя, что такого количества самолетов (а напомним, изначально речь шла о 1 800 самолетах) было бы достаточно для перевозки около 270 миллионов пассажиров в год.В общем, ожидаемо, что по итогам аудита Минтрансу, ОАК и авиакомпаниям предложено разработать новую модель перевозок с оптимальной маршрутной сетью и типами самолетов. То есть, подойти к вопросу выполнения программы модернизации авиации серьезно и профессионально. А главное – реалистично. То есть, не брать цифры с потолка, потому что «у нас много денег», как говаривал один бывший теперь россиянин из черной дыры «Роснано», а взять настоящие показатели по перевозкам и потребностям. С учетом всех изменений, произошедших в стране за последние два с половиной года.Но что получается, программа КПГА была нарисована «на коленке» и не отражала ни возможностей промышленности, ни потребностей авиакомпаний? Да, по крайней мере в том, что касалось ОАК и ОДК. Мы в свое время на расчетах довольно убедительно доказали, что ОДК не предоставит столько двигателей, сколько было заложено по программе. Что, в общем, и получилось.Но в КПГА был еще заложен экспорт. Который, по словам аудиторов, тоже оценивался сверх меры. У аудиторов получилось, что МС-21 если и будет востребован, то весьма небольшим количеством дружественных России стран, а вот про экспорт SJ 100 вообще можно забыть: пассажировместимость на 100 мест в мире не востребована, сегмент рынка таких лайнеров не превышает 5% от общего. Ну и если «Аэрофлот» действительно откажется от эксплуатации изделия фирмы «Сухой», то о каких-то перспективах для этого самолета вообще говорить не приходится. В России SJ 100 еще может претендовать на роль лайнера для региональных перевозок, где успешно эксплуатируется более полутора сотен SJ 100 с импортными двигателями и комплектующими. Однако, «импортозамещенные» SJ 100 на смену этим самолетам не спешат. Кстати, на примере SJ 100 можно поговорить и о проблемах с ростом стоимости самолетов. Эту проблему тоже никак нельзя сбрасывать со счетов. Так вот, безубыточная себестоимость первых SJ 100 к 2027 году оценивается в 5,4 млрд руб., или 63 млн долларов по текущему курсу ЦБ, МС-21 — почти в 9 млрд руб. (103 млн долларов). Но директивная стоимость SJ 100 и МС-21, которую правительство определило для самолетов «Аэрофлота» в начале 2023 года — 2,4 млрд рублей для SJ 100 и 3,2 млрд рублей для МС-21. Разницу производителю должен покрывать бюджет. Сейчас директивная стоимость МС-21 оценивают в 3,6 млрд руб. В целом, директивная цена SSJ 100 в ценах 2020-2021 годов составляет 30-35 млн долларов. Но это цена, сопоставимая со стоимостью иностранных самолетов аналогичного класса. Так, Embraer 200 стоит около 40 млн долларов, а аналоги МС-21, Airbus A320 и Boeing 737 — 45–50 млн долларов. Не очень приятный расклад для экспорта. Увы, но основное большинство авиакомпаний мира предпочтет проверенные и в плане эксплуатации, и в плане обслуживания самолеты от «Боинга» или «Эйрбаса». Рынок, увы, диктует свои правила. Российским производителям будет очень непросто обслуживать свои самолеты, проданные другим странам, в сложившейся обстановке. Тут достаточно вспомнить, почему от эксплуатации SJ 100 отказывались многие авиакомпании: слишком долго ждать, пока со всего мира прибудут запчасти для самолета, нуждающегося в замене деталей. Ну и цена.Конечно, есть несколько уважительных причин столь выросшей цены. Понятно, что американские двигатели от «Пратт-Уитни», которые выпускаются потоком, стоят вдвое дешевле отечественных ПД-14, которые собирают чуть ли не вручную поштучно. Это тоже рынок. 900 млн. рублей против 1,8 миллиарда рублей у ПД-14. С двигателем для SJ 100 ситуация не лучше, хотя не такая критичная: российско-французский конструктор SAM.146 стоил 700 млн. рублей, отечественный ПД-8 — около 1 млрд. рублей.И здесь вообще получается замкнутый круг: отечественные двигатели дороже, потому что их выпускают мало, чтобы стали дешевле, надо увеличивать выпуск, а значит, как минимум — заказывать больше новых самолетов. А новые самолеты не лучше и не дешевле импортных. Вот и прилетели, так сказать…Но самое неприятное — бюджет у нас не резиновый и не бездонный! Тем более — в такое время. А между тем, стоимость программы по выпуску 1800 самолетов оценивалась в 18 триллионов рублей, из которых 10 триллионов — это как раз бюджетные субсидии государства.Ну а раз за все платит бюджет государства, то оно по идее и должно регулировать все денежные потоки. И коль Правительство утверждает какие-то стратегии, то оно обязано четко следить за исполнением этих стратегий. И здесь привлечение сторонних наблюдателей-аудиторов вполне оправдано. Ведь в конце концов, все затевается ради того, чтобы каждый конкретно взятый налогоплательщик имел возможность переместить себя из точки А в точку Б.Получается, что тот план, который приняли в 2022 году, а составляли, естественно, в 2020-2021 годах, он… излишне оптимистичен и с завышениями? Да, получается, что так. Получается, что в программу заказали в два раза больше самолетов, чем было необходимо. И хорошо, что их не успели заложить/выпустить, ведь это такое же неприятное дело, как и дефицит.Дефицит самолетов — вещь неприятная. Будут выбывать из строя импортные самолеты, а если их нечем будет менять, то начнутся отказы от неприбыльных, так называемых низкомаржинальных маршрутов. Это в основном региональные и местные перевозки. Это ударит по пассажирам.Но профицит самолетов — дело ничуть не лучшее. Больше самолетов, чем надо для перевозки конечного числа пассажиров (а оно у нас конечное, больше чем есть — не полетит), тоже негативно скажется на состоянии отрасли авиаперевозок. Простаивающая техника, ущемленные в зарплате сотрудники, разваливающиеся из-за этого компании — вот к чему приведет переизбыток самолетов, потому что самолет — не автобус, пустым летать не может. Точнее, может, но недолго. До разорения компании.Поэтому корректировка, изменение, разработка заново КПГА — не так важно, как это будет называться. Важно привести программу к реалиям современности. Смоделировать такую вещь, как карту мобильности населения страны, в которой предусмотреть все или почти все, определить заново загруженность пассажиропотоков, учитывая все маршруты, магистральные, региональные, местные. И уже исходя из этого определять количество самолетов, необходимое для обеспечения перевозок.Заново провести кампанию по изучению потребностей авиаперевозчиков, ясно и понятно, что предыдущее исследование было проведено совершенно некачественно и не отражало реальных потребностей и возможностей (в плане платежеспособности). Конечно, хорошо, когда государство приобретает самолеты авиаперевозчикам, но у нас рынок, а не день халявных раздач.Конечно, четко просчитать реальные потребности авиакомпаний в самолетах сложно и непросто, особенно в нашей стране. Не менее сложно прогнозировать истинное количество самолетов, которое сможет выпустить российская авиационная промышленность. Если еще год назад возникали глобальные сомнения в возможностях ОАК, то сейчас они получают все больше подтверждений, и в первую очередь благодаря действиям ОАК. Но и так понятно, что сегодня, когда практически вся авиационная промышленность страны работает над гособоронзаказом, загрузка по которому достигает 80%, выполнение программы КПГА гражданскими предприятиями отрасли — задача откровенно невыполнимая.Учитывая абсолютную невозможность прогнозирования в условиях продолжающейся СВО, а сколько она будет продолжаться, тоже спрогнозировать нереально, КПГА требует нового осмысления составляющих ее компонентов.Лучшим лозунгом нашего времени можно взять девиз нового министра обороны страны: «Ошибаться можно, врать – недопустимо!».В нашем случае действительно лучше без выпадов и лишних эмоций простить ошибки именно потому, что они не привели к катастрофическим тратам времени, ресурсов и денег. Просто признать ее факт и отправить людей работать, обнулив КПГА и начав заново работу над нею. Наша страна может себе это позволить, по крайней мере пока. Нам в самом недалеком будущем нужны будут десятки и сотни новых самолетов, поэтому те, кто обязан их выпустить, должны приложить к этому все усилия.
Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Несмотря на то, что оттуда идёт большое количество продукции, которая нужна РФ на фронте каждый день, такой помощи на коммерческих условиях недостаточно и концепцию этих отношений неплохо было бы пересмотреть. Особенно