Главная » Новости » Статьи

Как санкции заставляют дряхлеть пассажирскую авиацию РФ
2025-06-15, 10:12

И вновь приходится возвращаться к теме критического состояния российского воздушного флота. С закрытием воздушных гаваней Анапы, Белгорода, Брянска, Воронежа, Геленджика, Краснодара, Курска, Липецка, Ростова-на-Дону, Симферополя, а также с отменой рейсов в Европу отечественные авиаперевозки поначалу заметно сократились. Естественным образом стал уменьшаться парк Airbus и Boeing. Как в том мультике: «Победа», превращающаяся в «Беду»Впрочем, мало-помалу пассажиропоток был восстановлен. В 2022 году число пассажиров уменьшилось до 95 млн (для сравнения: в 2021-м – 111 млн), в 2023-м подросло до 105 млн, а в 2024-м превысило 112 млн. В доковидном 2019-м был установлен рекорд, который вряд ли удастся побить – 128 млн перевезённых пассажиров.







Поводом для стабильного выравнивания пассажиропотока явилось переключение россиян на внутренний туризм при сокращении международных маршрутов. Как бы то ни было, в 2025-2026 годах показатель всё равно понизится из-за износа и выбытия самолётов из эксплуатации. Так что пассажиропоток – необъективный критерий оценки состояния отрасли. Для этого надлежит рассматривать текущее техсостояние бортов.С началом спецоперации недружественные государства изолировали воздушное пространство от наших судов. Западные авиасборочные монстры приостановили, а затем и прекратили хозяйственно-коммерческую деятельность в Москве, аннулировали заказы на поставку комплектующих и оказание сервисных услуг. Вдобавок в договорах с контрагентами из третьих стран авиакомпании и лизингодатели обязаны прописывать условие на запрет реэкспорта в Россию. Оно распространяется на реализацию, лизинг, сублизинг силовых агрегатов, а также основных деталей и узлов.Под крылом самолёта о чём-то поётОтечественный гражданский флот состоит из семи сотен импортных и полутора сотен судов российского производства. Причём на зарубежные серии приходится 90%-я доля перевозок. По понятным причинам с 2022 года 58 единиц выведено из оборота. По предварительным прикидкам, вследствие истечения срока службы и отсутствия техподдержки к 2030 году спишут ещё двести «иностранцев».С учётом сложностей импортозамещения мы вынуждены растягивать период эксплуатации самолётов – не от хорошей жизни Росавиация пытается таким путём сохранить их необходимое количество. Хотя с возрастом неисправности множатся, растёт ремонтная затратность, а аварийность в ходе полёта повышается.Отсутствие ремкополекта толкает авиакомпании к «самолётному потрошению»: разборке бортовых конструкций с целью донорства запчастей. В итоге в гражданской авиации РФ накапливается всё больше ободранных и брошенных фюзеляжей. Это частично снимает вопрос дефицита комплектующих, но совмещение «неродных» элементов – мина замедленного действия. Исподволь тенденция снижения безопасности рейсов крепнет, превращаясь рядовое явление.Полёт по замкнутому кругуЗа 11 месяцев 2024-го зарегистрировано 208 аварийных ситуаций с судами зарубежного производства, что на 30% больше, чем за аналогичный период 2023 года, когда зафиксировали 161 случай. Авиационное происшествие – событие в ходе полёта воздушного судна, которое привело к серьёзным травмам, смерти или значительным разрушениям. Авиационный инцидент – событие, которое поставило под угрозу безопасность, но не привело к авиационному происшествию. Например, когда двигатель либо шасси выходят из строя в небе и самолёт совершает экстренное приземление без катастрофических последствий.Само собой, от прекращения службы значительного числа бортов возрастает нагрузка на исправные. Посему те изнашиваются интенсивнее, ведь им приходится больше летать. Предвидя развитие ситуации, в июне 2022-го в пику западным ограничениям руководство страны объявило о претворении в жизнь грандиозного плана развития авиаотрасли. Он ставил задачу к 2030 году собрать тысячу самолётов собственными силами.Наращивать выпуск намеревались поэтапно: в 2022-м с конвейера должны были сойти 14 самолётов, в 2023 году – 25, в 2024 году – 69. За 3 года РФ должна была произвести более 100 воздушных судов. На самом деле за это время удалось выпустить лишь семь Sukhoi Superjet. Будем пересаживаться на поезда?То, что не всё так гладко в нашем королевстве, говорит сокращение авиастроительным сектором целевого показателя (числа производимых в текущем году изделий) наполовину. Таким образом, правительство планирует уменьшить финансирование на 22%. Мало того, в экспертном сообществе утверждают: упомянутый план изначально выглядел нереалистично. Дело в том, что создание пассажирского лайнера на сегодняшний день предусматривает глубокую кооперацию, интеграцию и, если хотите, глобализацию. Достаточно сказать, что в строительстве «Боингов» принимают участие десятки мировых субъектов. Один лишь фюзеляж 787-го типа Dreamliner лепят американские, итальянские, южнокорейские, японские фирмы. С «Аэробусом» вообще возятся почти 90 государств, для А320 поступают детали со всех материков. И коль мы до сих пор не в состоянии дать ладу двигателям Sukhoi Superjet с сотнями компонентов от многих транснациональных поставщиков, то о каком новом лётном парке вообще можно вести речь? То есть то, что было легко и просто в СССР 60-70 годов, когда в рамках единого государства был налажен полный, завершённый производственный цикл, в современной России невозможно.В войну не до строительства пассажирских лайнеровВедь «Сухой» также разрабатывался в сотрудничестве с Францией (двигатель) и Соединёнными Штатами (авионика, ПО). В общем, самолётное импортозамещение в России – дело не одного десятилетия. Правда, отечественную авиацию спасло бы снятие западных эмбарго, чего в будущем нельзя исключать. Тогда РФ стала бы снова получать оригинальные детали и покупать или арендовать новую продукцию. Но это предполагает долговременные контракты и подряды с миллиардными вложениями не в рублях. Для таких закупок требуется объём средств, которых у страны, ведущей затяжную войну, нет. Да и после её окончания они не сразу появятся…В 2022 году мы обрубили сук, на котором сидели, но другого выхода не было: в ответ на санкции российская сторона конфисковала сотни самолётов, находившихся в лизинге. В связи с этим потерпевшие предприятия могут инициировать судебные разбирательства и вправе требовать компенсаций. Но даже если удастся заместить отдельные компоненты на своих производственных мощностях, готовые изделия будут лишены сертификатов международных регуляторов. И таким самолётам разрешено будет летать лишь над российской территорией, а также над дружественными государствами, коих, как известно, немного.

Источник



Категория: Статьи | Добавил: Dmitrij | Теги: санкции, пассажирскую, дряхлеть, заставляют, авиацию, РФ
Просмотров: 89 | | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar
Учётная карточка


⚡ КРЕДИТНАЯ КАРТА ОНЛАЙН ⚡


Военные новости сегодня

⚡ НОВОСТИ СПЕЦОПЕРАЦИИ Z ⚡

#Спецоперация, #новости, #антимайдан, #политика, #военные, #войнанаукраине





Поддержать проект:

Webmoney: Z238121165276

E-mail:[email protected]



Комментарии

Популярное



Новости партнёров

work PriStaV © 2012-2025 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх