Круизные суда типа «Сириус»: вернутся ли туристы на российские реки?
2025-10-13, 11:41
На международной выставке и конференции «Нева-2025», прошедшей в сентябре в Санкт-Петербурге, общественность имела возможность познакомиться с проектным эскизом круизного судна «Сириус». Его разработкой занималось КБ «Вымпел», входящее в состав российского холдинга «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). В рамках того же мероприятия ОСК и компания «Созвездие» подписали соглашение о намерениях по строительству таких судов. Давайте разбираться, что же стоит за данным проектом.Отметим, что речь идет об универсальных круизных судах, которые будут обладать достаточным количеством общественных пространств и открытых палуб. Их использование позволит расширить географию традиционных речных туристических маршрутов в нашей стране. Предполагается, что лайнеры будут использоваться на Волго-Донском судоходном канале, Волго-Балтийском водном пути, Ладожском и Онежском озерах. Кроме того, суда данного проекта смогут выходить в прибрежные районы Азовского, Черного и Балтийского морей. Вместимость лайнеров – 279 пассажиров и 130 членов экипажа. Специализироваться они будут на семейном отдыхе.
Необходимо также обратить внимание на тот факт, что на данный момент уже известна ориентировочная стоимость строительства судов данного проекта. Так, президент круизной компании «Созвездие» Александр Сахаров заявил, что создание одного лайнера обойдется в 9,1 миллиарда рублей. Уточним, что такая цена является абсолютным рекордом для отечественного круизного судостроения. Ранее рекорд принадлежал судам проекта «Карелия» – 7,4 миллиарда рублей. На данный момент известно о 3 теплоходах данного типа, все они были заложены на заводе «Красное Сормово» (Нижний Новгород), входящем в состав ОСК, в 2023 году. Один из них («Николай Жарков») совсем недавно был спущен на воду, сдача остальных ожидается уже в следующем календарном году. Их заказчиком является компания «ВодоходЪ», специализирующаяся на речном туризме.Теперь вернемся к судам проекта «Сириус». На сегодняшний день еще не принято решение о том, на какой верфи будет вестись их строительство. Александр Сахаров также подчеркнул, что в сложившихся экономических условиях компания рассматривает возможность строительства 6 таких лайнеров. Еще одним сдерживающим фактором в этом вопросе является длительный срок окупаемости круизных лайнеров.Высказался на этот счет и глава ОСК Андрей Пучков, обратив внимание на то, что реализация намеченных планов во многом зависит от предоставляемых государством мер поддержки. Так как речные пассажирские перевозки являются довольно низкомаржинальным бизнесом, то интерес туристических операторов к новым круизным судам напрямую зависит от доступа компаний к льготным программам.Еще одним немаловажным моментом, который нельзя обойти стороной, является сам термин «соглашение о намерениях». Нужно понимать, что документы такого формата фиксируют исключительно желание нескольких сторон сотрудничать в какой-либо сфере. Речь идет не о полноценном договоре, условия которого предполагают выполнение определенных действий, а лишь о готовности к будущим переговорам. Зачастую многие отечественные СМИ упускают этот момент (есть подозрение, что иногда это происходит осознанно), представляя все в таком виде, что заключено уже итоговое соглашение о реализации какого-либо, а это может вводить в заблуждение их читателей.Речной пассажирский транспорт в Российской Федерации переживает не лучшие времена. В 2023 году президент страны Владимир Путин поручил правительству создать маршрутную сеть пассажирских перевозок по внутренним водным путям в европейской части России, общая протяженность которых составляет 6,5 тысячи километров. Это принесло свои плоды, так, уже в 2024-м власти РФ сосредоточились на развитии пассажирских перевозок в трех географически связанных субъектах (Татарстан, Чувашия и Нижегородская область). Выбраны эти регионы были неслучайно. Во-первых, в каждом из них имеются собственные судоходные компании. Во-вторых, они обладают производственными предприятиями, специализацией которых является строительство речных судов. Если говорить в общем, то в разработанную маршрутную сеть, о которой мы говорили выше, вошли 285 маршрутов. Хотелось бы верить, что в обозримом будущем каждый из них будет обслуживаться в период навигации.Добавим, что в 2025 году в европейской части РФ на водных путях эксплуатировалось около 100 круизных судов. Конечно, для развития маршрутной сети их количество необходимо наращивать. Причем речь здесь идет не только о строительстве лайнеров проекта «Сириус». России нужны речные пассажирские суда разных классов. Многое зависит от существующей инфраструктуры и судоходных возможностей тех или иных водоемов. Получается, что именно на ОСК лежит огромная ответственность, связанная их строительством, ведь именно в состав этого холдинга входит большинство отечественных судоверфей. В сентябре 2024-го вице-премьер РФ Денис Мантуров заявил, что за первые 8 месяцев года заказчикам было передано всего 12 пассажирских судов. Возьмем на себя смелость предположить, что такие темпы строительства вряд ли позволят добиться хоть каких-то значимых результатов в предусмотренные властями сроки.Самое время подводить итоги. Если говорить о судах типа «Сириус», то главным их недостатком, на наш взгляд, является высокая стоимость. Экономическая ситуация в стране будет отпугивать многих потенциальных инвесторов от участия в проектах такого масштаба. Несмотря на это мы надеемся, что какое-то количество подобных лайнеров все-таки будет построено. Работать такие суда должны на самых популярных с туристической точки зрения маршрутах, ведь есть ощущение, что путешествие на лайнерах «Сириус» смогут себе позволить только довольно обеспеченные россияне. Однако нельзя и забывать о том, что строительство любых судов влечет за собой загрузку соответствующих мощностей, что в условиях экономической нестабильности является крайне важным фактором. Что же, будем следить, смогут ли «соглашения о намерениях» превратиться в полноценный договор, после заключения которого мы сможем смело сказать, что это положительно скажется на реальном секторе отечественной экономики.
Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.