Одиссей и Полифем. Картина Арнольда Бёклина, 1896 г. Музей изящных искусств, БостонУ берега за скалой покачивался черный итакийский корабль. Встревоженные товарищи бросились навстречу герою. Одиссей остановил расспросы и велел поскорее загонять баранов на судно. Воины сели у весел и быстро отошли от берега. Когда корабль был уже на расстоя¬нии человеческого голоса, Одиссей увидел Полифема. Циклоп ощупью выбрался из пещеры.Одиссей поднялся на кормовой помост и закричал:— Поделом тебе, злой циклоп! Справедливые боги наказали тебя за зверские поступки!Взбешенный Полифем отломал огромный кусок ска¬лы и швырнул его в море, откуда слышался голос Одиссея.Тяжело загудел камень. Он пролетел над головами гребцов и рухнул впереди корабля.«Приключения Одиссея». Прозаический пересказ Е. Тудоровской. Школьная библиотека. 1963 г.
Культура и творчество. Всё хорошее, как и плохое, приходит к нам из детства, недаром педагогика считает, что человек узнает о жизни в первые пять лет своего существования больше, чем за всю свою оставшуюся жизнь. И если, например, в детстве ему не читали книг, то странно будет от него в старшие лета требовать к ним любви и интереса. Они попросту не были у него воспитаны. Из личного опыта могу сказать, что мне в детстве читали книг очень много. Бабушка «специализировалась» на Айболите, Буратино, книгах Маршака и Чуковского. Дед по моей просьбе многократно читал мне одну и ту же книгу «Борьба за огонь», пока я не выучил её наизусть, при этом очень забавно произнося имена героев книги: «Нао, Нам и ГАВ».Циклоп Полифем. Кадр из кинофильма «Странствия Одиссея» (1954)Ну а мама… Явно была с возрастной педагогикой не в ладах, хотя и закончила сначала педучилище, а затем и педвуз, и читала мне всё подряд. В 1961 году «Алые паруса» (вышел кинофильм, и мы его смотрели), в 1962-м «Человека-амфибию» (тоже вышел фильм), прямо перед школой «Поход викингов» Лоуренса Оливье (и я уже в сентябре пересказывал эту книгу своим одноклассникам). А потом были «Человек-невидимка» и «Война миров» и… «Остров доктора Моро» (когда болел и лежал с температурой, и это должно было меня отвлекать, и «отвлекало» еще как!). В итоге русские народные сказки мне удалось прочитать лишь после окончания 4-го класса, и я поразился, помнится, как много интересного в них для меня нашлось.Одиссей и Полифем. Римская мозаика из Вилла дель-Касале близ Пьяцца-Армерина (Сицилия). IV в. н. э.Очень интересным было, так сказать, содружество книг и кино. Так, где-то в 1963 году пошел у нас в городе кинофильм «Странствия Одиссея» (1954), и он меня, понятно, захватил до глубины души. И мне мама тут же подарила книгу «Странствия Одиссея» (1963), которую я прочел уже самостоятельно и которая побудила меня искать и собственно «Одиссею» и «Илиаду» (тоже в пересказе). Так что к 5-ому классу я был «подкован» в этой теме на все сто процентов, тогда как большинство других детей читали лишь отрывки этих произведений из школьного учебника Коровкина. Одиссей и его товарищи ослепляют Полифема. Черно-фигурное блюдо из Лаконии, 565–560 BC. Музей Национальной библиотеки Франции, ПарижКино побуждало ещё и к действию. Посмотрел в 1963 году фильм «Подвиги Геракла» (1958) и… тут же начал делать беотийский щит и шлем с гребнем. Посмотрел фильм-оперу «Иоланта» (1963) – вырезал себе из бумаги зубчатый воротник, «как в кино», и тоже начал делать себе шлем, ну а плащом мне послужило легкое летнее одеяло. Тема циклопов занимала умы людей и в эпоху Средневековья. Миниатюра неизвестного художника из «Истории Александра», 1420 г. Александр Македонский и его воины сражаются с циклопами. Британская библиотека, ЛондонИнтересно, что о влиянии того, что детям интересно, на возникновение у них желания творить рассказывали мне и учителя. Так, еще когда в школе № 47 училась моя внучка, я подарил учительнице истории три наглядных пособия-самоделки: храм Афины, рыцарский замок и пирамиду Хеопса, которая была с секретом: она раскрывалась на части, так что дети могли увидеть её устройство. И вот как-то, встретив её, опять я услышал рассказ о том, что детям эти макеты очень нравятся и, более того, подержав их в руках на уроке и после него, целый ряд детей, по её словам, пытались сделать нечто подобное! Это ли не лучший показатель полезности наглядных пособий на уроках? Сегодня дети буквально купаются в картинках из Интернета, но за них нельзя подержаться, нельзя ощутить фактуру материала, подумать о том, «а как это сделано», просто восхититься красивой «штуковиной».Полифем бросает камень в корабль Одиссея. Кадра из фильма «Странствия Одиссея»(1954)Иллюстрация на эту же тему из книги «Приключения Одиссея» (1963) Е. ТудоровскойТак вот и родилась у меня идея дать, по крайней мере, одной пензенской школе полный набор наглядных пособий для использования на уроках истории в 5-6 классах. И сегодня эта идея превращается в жизнь, о чем читатели «ВО» уже также осведомлены. Сегодня речь также пойдет об очередном наглядном пособии, которое можно использовать как на уроках истории, так и уроках литературы применительно к теме античной культуры. Это диорама по сюжету «Одиссеи» — «Циклоп Полифем бросает камень в корабль Одиссея».Начнем с того, что и сам Одиссей был не ангел. В ходе Троянской войны не брезговал разными подлыми приёмчиками в отношении даже не врагов, а своих же соратников. Был чрезмерно любопытен (из-за чего и полез в пещеру к циклопу и вовремя оттуда не ушел!), но одновременно смел и находчив в критической ситуации.Фигурки первобытных людей из пластмассыНазвавшись Полифему именем «Никто», он счастливо избег нападения других циклопов, прибежавших на помощь Полифему, но вот ума ему явно не хватило, и он в итоге всё-таки назвал ему своё имя и тем самым навлек на себя и своих спутников гнев его отца, бога Посейдона. Циклоп, хотя и ослеп, но всё же сумел выбраться из своей пещеры и, услышав голос Одиссея, начал бросаться в его сторону камнями, вот только промахнулся и в корабль ахейцев не попал. О судьбе его в поэме больше уже ничего не говорится, ну а о том, как закончил Одиссей, проще всего прочитать в вышеназванной книге Е. Тудоровской.Возможно, так выглядел корабль Одиссея. Во всяком случае (и с таким парусом!) его построил известный «контролер мифов» Тим Северин, отправившийся в плавание по предполагаемому маршруту странствий легендарного героя В моем распоряжении была развертка модели древнегреческой униремы, модель которой из бумаги я делал во время отдыха в Анапе ещё в 1986 году. А тут зашел в магазин «Леонардо» и увидел там продающихся парами первобытных людей. Посмотрел на одного из них и подумал, а ведь это же готовый циклоп из фильма 1954 года, надо только нормальные глаза ему удалить, а третий на лбу, вставить, хотя в фильме он почему-то показан на переносице. Так вот и родилась идея этой диорамы – наглядного пособия. А воплощение её в жизнь было лишь делом техники и времени. Схема модели корабля Одиссея очень проста…Парус для модели можно увеличить с помощью компьютера, распечатать и… ставить на мачту!Увеличенная, вырезанная и наклеенная на плотную бумагу развертка корпуса суднаПервый вариант палубы из реек красного дерева шириной 5 ммГотовый корпусВопрос с моделью корабля и фигурой циклопа, в качестве которого был выбран один из первобытных людей с камнем в руках, был решен. Но вот где взять гребцов для него и, прежде всего, самого Одиссея? Вспомнилась модель корабля викингов чешской фирмы «СМЕР», в которой как раз имеются фигурки гребцов-викингов. Оставалось лишь её заказать, получить, «обломать викингам рога» и превратить их с помощью росписи в греков. Ну а одного из воинов оказалось возможным превратить в Одиссея путем несложной переделки.Вот так выглядит готовая диорама: циклоп Полифем взобрался на скалу и готовится швырнуть камень в корабль Одиссея, корабль которого его гребцы пытаются скорее отвести от берега. Сам Одиссей стоит на корме и машет циклопу рукой! Рядом с ним находится самая трудоемкая деталь диорамы – амфора для воды соответствующего цвета с высверленным отверстием в горлышке!Однако готовые фигурки, как оказалось, не помещаются в отверстия на палубе. Пришлось застелить всю палубу «досками» вдоль, а по бортам поставить скамейки такого размера, чтобы моим гребцам было бы «удобно» грести веслами. В самих веслах сверлом 0,5 мм были проделаны отверстия, в которые затем пропущены нитки. С их помощью весла в заданном положении были привязаны к планширю и приклеены к нему и к рукам гребцов при помощи суперклея.Основанием диорамы стал кусок фанеры толщиной 5 мм и размерами 35 на 25 см. На нем был возведен берег (из размоченных коробок из-под яиц, склеенных ПВА) и устроено бьющееся о него «море». Последнее было сделано из самоотверждающейся скульптурной глины. Волны лепились пальцами, а рябь на воде – с помощью самых различных «давилок», оставляющих на глине соответствующие углубления. Вид на море и на берег…«Море» раскрашивалось акриловыми красками. Сначала ультрамарином, причем с приближением к берегу количество воды в краске увеличивалось, так что в итоге белая глина начала проступать через краску. Потом пошла краска зеленых оттенков, затем бледно-голубая и, наконец, пена, «барашки» и гребни волн были раскрашены белой краской. Для днища корабля в глине было вырезано углубление. «Заросли кустарника» – из наборов фирмы «СВ-модель» для декорирования ландшафта. Это стабилизированный мох. «Трава» – доставка «Али-Экспресс» из Китая. Выброшенные на берег бревна и впрямь побывали в морской воде. Это сушняк, подобранный под Анапой в дюнах. Но точно такие же можно найти и у нас в сосновом лесу. Выглядят они мокрыми от воды, чего удалось добиться опять же при помощи капель суперклея.Вид на диораму спереди. На взгляд автора и море, и волны смотрятся вполне реалистично…Ещё более реалистично они почему-то смотрятся вот на этой фотографииА вот на этом фото тело у циклопа благодаря правильно выбранным цветам окраски выглядит по-настоящему живым. Кстати, обрамлена диорама рамкой из обычных березовых линеек длиной 40 см, обрезанных по размеруВ школе №6 диорама понравилась и отправилась в кабинет истории, где в соответствующее время будет использоваться на уроках. Ну а о реакции детей на подобные наглядные пособия мне в обязательном порядке пообещали рассказать…
Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.