Противотанковый потенциал и послевоенная служба самоходных артиллерийских установок СУ-100
2024-10-06, 05:50
Лучшим советским истребителем танков созданным в годы Великой Отечественной являлась самоходная артиллерийская установка СУ-100. К сожалению, выпуск данной машины начался слишком поздно, и она не оказала заметного влияния на ход боевых действий на советско-германском фронте. Хотя машина в целом была очень хорошая и обладала сбалансированными характеристиками, поначалу она имела ряд недочётов связанных со спешным запуском в серийное производство. Основные «детские болячки» ПТ САУ СУ-100 были вылечены уже в мирное время. Благодаря удачному сочетанию высокого модернизационного потенциала, высоких боевых и служебно-эксплуатационных характеристик жизнь и боевая карьера боевых машин этого типа длились долго, и помимо Советской Армии в годы холодной войны стояла на вооружении более чем в 20 странах. В некоторых государствах СУ-100 до сих пор числятся в боевом составе или находятся на хранении.
Создание и выпуск ПТ САУ СУ-100Первой отечественной массовой специализированной противотанковой самоходной артиллерийской установкой является СУ-85. Эта машина, построенная на базе среднего танка Т-34 вполне соответствовала своему назначению. Но во второй половине войны броня СУ-85 уже не обеспечивала необходимой защиты, а 85-мм орудие могло обеспечить уверенное пробитие лобовой брони тяжелых немецких танков на дистанции не более 800 м. В действующей армии эту самоходку в целом оценивали положительно, но экипажи имеющие реальный опыт уничтожения вражеской бронетехники хотели воевать на лучше защищённой машине, вооруженной орудием увеличенной мощности. Также имелись претензии к условиям обитаемости, приборам наблюдения и прицелам. Результаты обстрела на полигоне трофейных тяжелых германских танков продемонстрировали, что для уверенного пробития лобовой брони «Тигра» на дистанции более 1000 м необходимо, что бы штатный 85-мм калиберный снаряд 53-БР-365 массой 9,2 кг покидал ствол с начальной скоростью не менее 1050 м/с. Тот же снаряд, выпущенный из ствола орудия Д-5С-85, установленного на СУ-85 имел скорость 792 м/с. Однако обеспечить разгон до такой скорости существующего снаряда без существенного увеличения длины ствола, его прочности и использования увеличенной навески порохового заряда было невозможно. Определённые ограничения также накладывали технологические возможности наших артиллерийских заводов. Ещё одним путём повышения бронепробиваемости могло стать массовое внедрение подкалиберных снарядов с улучшенными характеристиками. Но при выпуске снарядов с твердосплавными сердечниками нельзя было обойтись без дефицитных металлов: кобальта и вольфрама, которых не хронически не хватало для выплавки броневой стали и изготовления орудийных стволов. После анализа всех факторов военные и технические специалисты решили увеличивать бронепробиваемость за счёт роста калибра. Опытным путём было установлено, что для уверенного поражения тяжелых немецких танков требовалось орудие калибром не менее 100-мм.Ещё середине 1941 года конструкторский коллектив под руководством В.Г. Грабина создал 107-мм танковое орудие ЗИС-6. На дистанции 1000 м бронебойный снаряд массой 17 кг покинув ствол со скоростью 830 м/с при встрече под углом 60° пробивал броню толщиной 110 мм. К сентябрю 1941 года орудие ЗИС-6 было готово к серийному производству, но ввиду отказа от выпуска танков КВ-3 и КВ-4 эта артиллерийская система оказалась не востребована. По бронепробиваемости ЗИС-6 вполне соответствовало предъявляемым требованиям для установки на новый истребитель танков, но это орудие, как и дивизионное 107-мм М-60 имело раздельно-гильзовое заряжание, что ограничивало практическую скорострельность. Перебрав все варианты, ГРАУ рекомендовало вооружить новую противотанковую самоходку 100-мм орудием, использующим унитарные выстрелы 100-мм морской универсальной пушки Б-34. Морская система изначально имела унитарное заряжание, и 100-мм снаряд разгонялся до более высокой скорости, чем 107-мм. Разница между бронебойными снарядами к Б-34 и ЗИС-6 оказалась менее двух килограммов. Однако сделать танковое 100-мм орудие с приемлемыми массогабаритными характеристиками оказалось непростой задачей, и только в начале 1944 года под руководством Ф. Ф. Петрова на основе морского зенитного орудия Д-10 была создана 100-мм пушка Д-10С, которая была легче своих конкурентов и могла быть размещена на шасси среднего танка Т-34 без существенных изменений и излишнего увеличения массы машины.При создании новой самоходной установки СУ-100 конструкторы Уралмашзавода использовали наработки по СУ-85. Состав экипажа СУ-100 по сравнению с СУ-85 не изменился, но было внесено много существенных улучшений, из которых наиболее внешне заметным стала командирская башенка имевшая люк и выступающая за очертания бронерубки.Прототип СУ-100 и серийная СУ-85На СУ-100 устанавливался дизель В-2-34 мощностью 500 л.с., благодаря которому машина массой 31,6 т могла разогнаться на шоссе до 50 км/ч. Скорость движения на грунтовой дороге обычно не превышала 20-25 км/ч. Емкость внутренних топливных баков составляла 400 л, что обеспечивало машине запас хода на шоссе – до 310 км. Запас хода по пересечённой местности – 140 км.Толщина верхнего лобового листа и люка механика-водителя составила 75 мм, при угле наклона 50°, что обеспечивало защиту от наиболее распространенных немецких 75-мм орудий Pak. 40 и Kw.K.40 L/48. Толщина бортовой брони осталась прежней – 45 мм. Толщина маски орудия - 100 мм. Толщину брони командирской башенки довели до 90 мм. Ослабленной зоной являлся люк механика-водителя, что несколько снижало бронезащиту в лобовой проекции. Уже в ходе боевых действий выяснилось, что в большинстве случаев лобовая броня выдерживала попадания немецких 75-мм буксируемых орудий, танковых 75-мм пушек устанавливаемых на «четверках», а также попадания 50-мм подкалиберных снарядов. 75-мм бронебойные снаряды оставляли вмятины глубиной 25-35-мм, а сердечники 50-мм подкалиберных снарядов застревали в лобовой броне преодолев 50-60-мм. Особое внимание конструкторы уделили улучшению обзора, для чего на створке командирского люка появился перископический прибор MK-IV, также имелись смотровые приборы по периметру командирской башенки. Мощный вентилятор обеспечивал вытяжку пороховых газов. Общая конструкция орудийной установки была схожей с СУ-85, но от наклона кормового листа рубки отказались и убрали левый передний топливный бак, что увеличило объём боевого отделения. 100-мм пушка монтировалась в лобовой плите рубки в литой рамке на двойных цапфах, позволявших её наведение в вертикальной плоскости в пределах от −3 до +20° и в горизонтальной ±8°. При стрельбе прямой наводкой наведение на цель осуществлялось при помощи телескопического шарнирного прицела ТШ-19, а с закрытых позиций — при помощи панорамы Герца и бокового уровня. В ходе испытаний была получена скорострельность до 8 выстр./мин. Практическая скорострельность орудия составляла 4—6 выстр./мин. Боекомплект по сравнению с СУ-85 снизился почти на треть и составлял 33 выстрела.Энергетики орудия Д-10С вполне хватало для уничтожения любой немецкой бронетехники. Бронебойно-трассирующий снаряд БР-412 массой 15,88 кг имел начальную скорость 897 м/с и на дистанции 1500 м пробивал по нормали 115 мм броню. На дистанции 1000 м при встрече под прямым углом 100-мм снаряд преодолевал 135 мм бронелист. В ходе обстрела трофейных танков на полигоне было установлено, что 100-мм пушка пробивает лобовую броню «Тигра» и «Пантеры» на дистанции до 1500 метров. Бортовая броня самых тяжелых серийных немецких танков, не превышавшая 82 мм, как и лобовая броня основных массовых средних танков Pz.Kpfw. IV и поздних самоходок StuG. III/IV, пробивалась с расстояния 2000 метров и более. Определённые проблемы имелись с преодолением броневой защиты танка Pz.Kpfw. VI Ausf. B и выпущенных малыми сериями САУ Ferdinand и Jagdtiger. Вместе с тем, из-за ухудшения качества немецкой брони, которая из-за нехватки легирующих добавок содержала увеличенный процент углерода, была твёрдой, но хрупкой, попадания 100-мм снарядов с дистанции 500—1000 метров приводили к образованию в ней трещин, сколов и разрушению сварных швов. Таким образом орудие Д-10С на реальных дистанциях боя могло обеспечить уверенное поражение большинства германских танков и САУ при обстреле с любого направления. Так же известны случаи, когда 100-мм осколочными гранатами при стрельбе на дальности до 4000 м были подбиты немецкие средние танки Pz.Kpfw. IV. По всей видимости, речь идёт о повреждении ходовой части при близком разрыве мощного снаряда, содержавшего 1,46 кг взрывчатки. Однако при прямом попадании в борт относительно тонкая 30-мм бортовая броня «четвёрки» тоже могла быть проломлена.Вместо бандажей опорных катков с перфорацией стали использовать сплошные бандажи с большей живучестью. На верхнем кормовом листе корпуса крепились две дымовые шашки. Также на крыше рубки, справа от люка под панораму, появился колпак, на котором крепился новый стопор орудия по-походному.СУ-100 была принята на вооружение 3 июля 1944 года постановлением ГКО № 6131. Однако выпуск самоходок задерживался нехваткой 100-мм орудий Д-10С и выстрелов к ним. И дабы не тормозить производство поначалу выпускали переходную модель с 85-мм пушкой Д-5С-85А, известную как СУ-85М. Эта машина выпускалась с сентября по ноябрь 1944 года и представляла собой «гибрид» из шасси СУ-100 и вооружения СУ-85А.К июлю 1945 года было построено более 2300 СУ-100 и серийное производство в СССР продолжалось до 1948 года. Всего на заводах в Свердловске и Омске изготовили 3241 машину. Самоходки построенные в 1946-1948 гг. отличались технологией сборки бронерубки, улучшенным качеством сварных швов и рядом технических новшеств направленных на повышение надёжности. Боевое применение СУ-100 на завершающем этапе войныПервая партия из 40 единиц СУ-100 была сдана военной приёмке в сентябре 1944 года.Самоходная установка СУ-100 успешно прошла фронтовые испытания, но поставки в строевые самоходно-артиллерийские полки пришлось отложить на несколько месяцев в связи с отсутствием массового производства 100-мм бронебойных снарядов. К слову, с той же проблемой столкнулись в ходе боевого применения полевых орудий БС-3. На первых порах в их боекомплекте имелись только унитарные выстрелы с осколочно-фугасными гранатами.Так как освоение в производстве бронебойного снаряда БР-412Б затянулось до октября 1944 года, первые самоходки поступали в учебные центры. Лишь в ноябре были сформированы и отправлены на фронт полки, оснащённые СУ-100. Штатное расписание САП было таким же, как и полков, имевших СУ-85. Полк насчитывал 318 человек и имел 21 САУ (20 машин в 5 батареях и 1 самоходка командира полка).В конце года на базе отдельных танковых бригад сформировали три самоходно-артиллерийские бригады (САБР): 207-я Ленинградская, 208-я Двинская и 209-я. В каждой бригаде имелось 65 СУ-100 и 3 СУ-76М. Основными причинами формирования САБР стали трудности с управлением и организацией снабжения САП, число которых в конце 1944 года достигло двух сотен. СУ-100 массово пошли в бой в январе 1945 года в ходе Будапештской операции. К тому моменту Красная Армия уже в достаточной степени была насыщена противотанковой артиллерией, новыми танками Т-34-85 и ИС-2, а также весьма эффективными в противотанковом отношении самоходками СУ-85, ИСУ-122 и ИСУ-152. На фронте САУ СУ-100 поначалу никак себя не проявили. Кроме того, нормальной эксплуатации новых самоходок на первых порах препятствовал ряд конструктивных и производственных дефектов. На некоторых машинах появились трещины в сварных швах корпуса, и при стрельбе имело место разрушение деталей артиллерийской части. Несмотря на то, что, исходя из опыта эксплуатации СУ-122 и СУ-85, опорные катки СУ-100 усилили, а также внесли улучшения в конструкцию подвески, наблюдался повышенный износ передних катков. Разрушались не только бандажи, но и обнаруживались трещины в дисках. В результате пришлось одновременно поставлять частям опорные катки и разрабатывать усиленный передний опорный каток и балансир к нему.Новые самоходки показали себя 11 января, когда, немецкие танки численностью до 100 единиц, поддержанные пехотой, перешли в контратаку. В тот день силами 1453-го и 1821-го САП было сожжено 20 танков противника. Наиболее массово СУ-100 были применены в ходе Балатонской операции 6—16 марта 1945 года, когда они отражали контратаки 6-й танковой армии СС. В ожесточённых боях участвовали три самоходно-артиллерийские бригады, а также несколько отдельных самоходно-артиллерийских полков. СУ-100 в ходе операции сыграли значительную роль в отражении германских танковых атак и показали себя высокоэффективным средством в борьбе с германской тяжёлой бронетехникой, включая и тяжёлые танки PzKpfw VI Ausf. B Tiger II. По итогам операции СУ-100 заслужили чрезвычайно высокую оценку.На завершающем этапе войны немецкие танки редко появлялись на поле боя, и экипажи СУ-100 в основном расходовали осколочно-фугасные снаряды УОФ-412, которые существенно превосходили по поражающему эффекту 85-мм гранату УО-367 и демонстрировали хорошую эффективность против полевых укреплений, живой силы и легкобронированной техники противника. Опытным путём было установлено, что при разрыве 100-мм УОФ-412 образовывалось около 500 крупных осколков поражавших залёгшую пехоту на 22 м по фронту и 9 м в глубину. Ростовые мишени поражались на дистанции 31 м по фронту и 13 м в глубину. Самоходка ведущая огонь осколочно-фугасными снарядами массой 15,6 кг содержащими 1,46 кг тротила являлась при наступательных действиях достаточно мощным средством разрушения полевых укреплений, имея преимущество перед средними танками Т-34-85 и САУ СУ-85. Наряду с высокими противотанковыми качествами, способностью 100-мм орудий эффективно разрушать полевые укрепления и уничтожать живую силу, выяснилось, что СУ-100 более уязвима к противотанковым средствам пехоты, чем танки. Это было связано с тем, что на самоходках изначально не имелось пулемётного вооружения, а наведение орудия на близко расположенные цели требовало поворота корпуса. Ввиду того, что длина ствола орудия Д-10С превышала 5 метров, маневрировать на пересечённой лесистой местности и в городе было сложно. С целью снижения потерь от пехоты, вооруженной фаустпатронами, часть машин дополнительно оснастили ручными пулемётами. При ведении боевых действий в населённых пунктах было рекомендовано СУ-100 по возможности в них не вводить, а для уничтожения укреплений в городской черте задействовать ИСУ-152 и танки.Самоходные установки СУ-100 почти не несли потерь от огня контратакующих танков противника. Основная часть уничтоженных и поврежденных в наступательных действиях машин стали жертвами огня противотанковых и зенитных орудий поставленных на прямую наводку, а также подорвались на минах. После начала Берлинской операции самоходные установки приняли в ней участие. В условиях городских боёв самоходки придавались отдельным стрелковым частям и подразделениям для их усиления. Если на подступах к Берлину процент безвозвратно уничтоженных машин был не велик, а основную часть повреждённых СУ-100 удавалось вернуть в строй, то после входа советских войск в город безвозвратные потери увеличились, и не мало машин сгорело в результате попадания кумулятивных гранат. Так во 2-й гвардейской танковой армии по состоянию на начало апреля имелось 46 СУ-100. С 16 по 21 апреля было утрачено 5 СУ-100. К моменту окончания Берлинской операции 2-я гвардейская танковая армия потеряла безвозвратно ещё 7 СУ-100, в том числе 5 машин непосредственно в городе. Послевоенный выпуск и модернизация СУ-100, а также служба в Советской Армии и за рубежомВ СССР в послевоенное время СУ-100 выпускались не долго, что объясняется налаживанием серийного производства танков Т-54, которые были вооружены 100-мм пушкой Д-10Т, а по уровню защищённости превосходили самоходки. Однако с учётом того, что в первое послевоенное десятилетие советское руководство не было готово поставлять Т-54 за рубеж, а мощи орудия Т-34-85 не хватало для надёжного пробития брони новых американских и британских танков, потребность в СУ-100 в армиях «Восточного блока» сохранялась. Для повышения противотанкового потенциала вооруженных сил стран ОВД и поставок в «развивающиеся государства» лицензионный выпуск СУ-100 под наименованием SD-100 был налажен сначала в Праге, а затем на чехословацком предприятии ZJVS в Мартине. На паровозостроительном заводе SMZ (один из заводов концерна Škoda, располагавшийся в Дубнице-над-Вагом), делали и лицензионную Д-10С, получившую чехословацкое обозначение 100 mm SHK vz.44 S. Освоение производства СУ-100 в Чехословакии облегчался тем, что с 1951 года в этой стране осуществлялся выпуск средних танков Т-34-85.Чехословацкая самоходная установка имела ряд внешних признаков, которые позволяют визуально отличить её от СУ-100 построенных в СССР. Также корпус SD-100 выделялся более аккуратными сварочными швами и практически идеальной поверхностью броневых листов. На боевые качества машин внешняя отделка не влияла, но демонстрировала уровень культуры производства. Всего в Чехословакии в 1953—1956 гг. построили 770 SD-100. Из этого количества чехословацкая армия получила 460 единиц, остальные были поставлены Кубе, Сирии и Египту. Кубинская армия весьма эффективно использовала самоходки при отражении вторжения контрреволюционеров в Заливе свиней. Несколько САУ этого типа установлены в кубинских городах в виде памятников.Сирийские и египетские самоходные установки участвовали в вооруженных конфликтах 1956, 1967 и 1973 года. Не малое количество исправных SD-100 арабы вместе с другой бронетехникой бросили на поле боя.В танковых полках Чехословацкой народной армии доля SD-100 до 1960 года составляла треть от общего числа машин. Танки Т-34-85 заменённые самоходками отправлялись на хранение. В 1960-е годы после начала поставок Т-54, уже SD-100 стали уходить на базы хранения и их активно предлагали зарубежным покупателям. Тем не менее, активная служба SD-100 в Чехословакии продолжалась до конца 1970-х, в резерве эти машины находились до середины 1990-х. Примерно такая же ситуация с СУ-100 была в Советской Армии. Согласно справочным данным в ноябре 1947 года на вооружении числилось 2628 САУ с 100-мм орудием. Хотя СУ-100 имела ряд недостатков, по защищённости уступала танкам Т-54/55 и не имела перед ними преимуществ в вооружении, самоходные установки активно эксплуатировались до начала 1980-х, а окончательно их в России списали в начале 1990-х. По всей видимости, последние СУ-100 в строевых подразделениях эксплуатировались на Дальнем Востоке, что было связано с лучшей проходимостью этих машин по слабым грунтам по сравнению с Т-54, Т-55 и Т-62, относительно слабым танковым парком имевшимся в Китае. Также СУ-100 были задействованы при вводе «ограниченного контингента» в Афганистан. Не смотря на то, что базовое шасси СУ-100 являлось устаревшим, а с точки зрения пожарной безопасности и выживаемости экипажа при боевых повреждениях размещение топливных баков в боевом отделении было не оптимальным, САУ в 1950-1970-е годы подвергались модернизации и капитальному ремонту. Долго не удалось справиться с низкой живучестью передних катков. Несмотря на усиление пружин подвески, обеспечить требуемый гарантийный пробег в 3000 км так и не получилось. По состоянию на 1948 год, гарантийный пробег СУ-100 составлял 1000 км. В послевоенное время эту проблему решали путём установки деталей ходовой части от танка Т-44М. В конце 1950-х — начале 1960-х годов, командирский прибор наблюдения MK-IV заменялся бинокулярной командирской панорамой ТПКУ-2, с координатной и дальномерной шкалами, которая имела пятикратное увеличение и поле зрения в 7,5° по горизонту, позволяя распознавать цели на дальности до 3 км. При модернизации СУ-100 оснащались пассивными приборами ночного видения БВН и ТВН-2, работавшими совместно с фарой ФГ-10 оснащённой ИК светофильтром и УКВ радиостанцией Р-113. В середине 1950-х в боекомплекте появился выстрел с более эффективным бронебойным снарядом УБР-412Д. Этот снаряд весит 15,88 кг и имеет начальную скорость 887 м/с. На дистанции 1000 м УБР-412Д по нормали способен пробить 190 мм броню. Однако этого стало недостаточно для уверенного противодействия британским танкам Chieftain, а также американским М-48А2 и М-60. Подкалиберный снаряд 3БМ8 массой 5,7 кг покинувший орудийный ствол со скоростью 1415 м/с мог пробить броню М-48А2 с любого направления, а также башни «Чифтена» и М-60, однако не пробивал верхнюю лобовую броню данных танков. Кумулятивный невращающийся, трассирующий снаряд 3БК5 весивший 25,5 кг и имевший начальную скорость 900 м/с под углом встречи от нормали 60° на любой дистанции преодолевал гомогенную броню толщиной 180 мм, что позволяло поражать все существующие тогда западные танки. Штатный боекомплект модернизированных СУ-100 состоял из 16 осколочно-фугасных, 10 бронебойных и 7 кумулятивных снарядов.Модернизированные СУ-100 внешне отличались от исходного варианта внешними ящиками для инструмента и принадлежностей, а также ходовыми катками. В конце 1970-х 38-й НИИИ БТТ в Кубинке разработал систему радиоуправления для переоборудования устаревших танков в подвижные мишени, способные к стрельбе единственным заряженным в орудие холостым выстрелом. Начиная с 1981 года Борисовский танкоремонтный завод переоборудовал в самоходные мишени 121 СУ-100, которые принимали участие в крупных учениях «Запад-81», «Запад-83», «Запад-84» и «Осень-88». За рубежом СУ-100 помимо государств входивших в ОВД эксплуатировались в Алжире (до начала 1990-х), в Албании (до середины 1990-х), Анголе (уничтожены в боевых действиях или списаны из-за поломок в конце 1980-х), Болгарии (до 1993 года), КНР (до начала 1980-х), ГДР (на хранении до объединения с ФРГ), Венгрии (на хранении до начала 1990-х), Ираке (на хранении до 2003 года), Монголии (до конца 1980-х), Польше (до средины 1980-х), Румынии (на хранении до 2015 года), Югославии (до конца 1990-х). Согласно справочным данным Алжир сохраняет в резерве около 40 СУ-100, в КНДР может храниться около сотни самоходок, Марокко имеет около двух десятков СУ-100, но скорей всего они уже не на ходу. До недавнего времени примерно 80 машин имелось во Вьетнаме, но эксплуатируются ли они сейчас не известно. СУ-100 на улице СаныПо состоянию на 2014 год в Йемене хранилось три десятка СУ-100. САУ постепенно ветшая, стояли в ангарах, но про них вспомнили после начала вооруженных столкновений между правительственным силами и группировкой хуситов. Часть самоходок была реанимирована и использована как армией, так и шиитскими повстанцами. Последний раз йеменская СУ-100 на ходу была замечена в 2017 году. Продолжение следует…
СУ-100 отлично зарекоендовала себя в годы Второй мировой, вот и пользовалась спросом после окончания войны.
Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Ну хоть "орешников" пару штук не приписали и то радует