Советский автоматизированный магазин «Прогресс», который был открыт по адресу ул. Чехова, д. 3 в Москве в 1962 году, на десятилетия опередил свое время. Амбициозный эксперимент, целью которого было показать, как технологии могут облегчить жизнь советских граждан, был чем-то сродни диковинному на то время американскому Amazon. Основная идея заключалась в том, чтобы минимизировать участие продавцов в процессе покупки. Магазин представлял собой сеть автоматов, в которых покупатели могли приобретать продовольственные товары, бросая в них монеты номиналом от 1 до 50 копеек. После оплаты через специальную панель товар выдавался в лоток. Такой подход был удобен и современен для того времени, особенно в контексте популяризации автоматизации.
Однако за внешним технологическим прогрессом скрывались серьёзные проблемы, главной из которых был пресловутый советский дефицит.Так, несмотря на привлекательный формат, полки автоматов часто пустовали. В условиях, когда ассортимент был ограничен, автоматизированный магазин терял свою функциональность и привлекательность.Но главная «загвоздка» заключалась в «эффекте живого продавца». Во времена советского дефицита данный сотрудник магазина входил в число людей, с которыми каждый желал завести знакомство. Ведь имея достаточно средств, не всегда можно было на них приобрести необходимые блага. Но при наличии знакомого продавца можно было обойти очередь и получить дефицитный товар из-под полы. Естественно, в автоматизированных магазинах данный «маневр» был невозможен, что снижало их популярность среди населения. Еще одним «камнем преткновения» ноу-хау стали недостаток деталей для автоматов (опять же дефицит) и сложность ремонта этих устройств. Все эти факторы оказали негативное влияние на революционный эксперимент, и в конечном счете в СССР он провалился.
|