Два макета АНПА NETA 300 в разных конфигурацияхТурецкая компания STM Defense Technologies Engineering and Trade Inc. известна своими проектами в области надводного и подводного флота и является одним из ключевых подрядчиков военно-морских сил Турции. Теперь она пробует свои силы в сфере необитаемых подводных аппаратов. Недавно компания завершила разработку своего первого проекта этого класса — NETA 300. Он предназначается для мониторинга акваторий и проведения поисковых работ.
Первая попыткаНесколько дней назад в Стамбуле прошла очередная военно-техническая выставка SAHA Expo. Её участниками стали все основные предприятия военно-промышленного комплекса Турции, включая судостроительную компанию STM Defense Technologies Engineering and Trade Inc. На своём стенде компания продемонстрировала материалы по уже известным проектам, а также впервые показала новые разработки.На выставке STM показала свой новый проект — автономный необитаемый подводный аппарат (АНПА) NETA 300. На своём стенде компания показала два полноразмерных макета этого изделия в разном исполнении, а также раскрыла некоторые ключевые особенности проекта.Сообщается, что целью проекта является создание АНПА, способного выполнять длительные выходы в море и обследовать акватории в поисках различных объектов. На данном этапе аппарат предназначен только для обнаружения морских мин, однако в будущем планируется расширить его возможности.АНПА в конфигурации противоминной обороны разрабатывается для военных заказчиков, в первую очередь для ВМС Турции. Следующие версии NETA 300 с дополнительными функциями тоже предложат военным. Кроме того, компания-разработчик полагает, что подобный аппарат будет интересен и гражданским структурам.К настоящему времени проект NETA 300 успешно прошёл стадии разработки документации и создания опытного образца. Прототип уже прошёл испытания в закрытом бассейне, а недавно начались его проверки на открытой воде. STM пока не раскрывает подробности этих испытаний и не публикует фотографии или видеозаписи, но обещает поделиться ими в ближайшее время.Сроки выполнения текущих и запланированных работ пока не уточняются. Можно предположить, что испытания и доводка NETA 300 займут значительное время и могут выйти за рамки установленного графика. Дело в том, что компания STM не имеет опыта в разработке АНПА, и ей придётся самостоятельно преодолевать все трудности. Насколько успешно завершится этот процесс — большой вопрос.Компания-разработчик уже строит планы на будущее. NETA 300 должен стать первым представителем целого семейства АНПА. Перспективные аппараты этой серии будут отличаться друг от друга размерами, ходовыми характеристиками, автономностью и функциями.Два вариантаНа выставке SAHA Expo были представлены два варианта АНПА NETA 300, которые отличались друг от друга внешним видом и некоторыми техническими характеристиками. Оба изделия представляют собой малогабаритные подлодки с дистанционным и автономным управлением, способные нести полезную нагрузку для некоторых задач.Первый вариант NETA 300 имеет цилиндрический корпус большого удлинения. В носовой части располагается расширенный кожух для установки антенны гидроакустической станции (ГАС). На корме установлен обтекатель с радиотехническим оборудованием, напоминающий рубку подводной лодки. За обтекателем находятся четыре руля и гребной винт.Второй вариант NETA 300 отличается обтекаемым корпусом большего диаметра. Внутри корпуса удалось полностью скрыть носовую антенну ГАС и обойтись без выступающих элементов. Этот АНПА оснащен носовыми горизонтальными рулями, а в корме остаются три плоскости.Презентация нового проекта на выставке SAHA ExpoДлину обоих аппаратов можно оценить на уровне 3-3,5 м. Диаметр первого варианта АНПА не превышает 200-250 мм, тогда как второй примерно в полтора раза больше. В базовой конфигурации аппараты имеют массу 70 кг, а вариант с увеличенной продолжительностью плавания весит 85 кг. Прочный корпус позволяет аппарату выполнять задачи на глубинах до 300 м.АНПА NETA 300 является полностью электрическим. В специальном отсеке корпуса размещены литий-ионные аккумуляторные батареи. В базовой конфигурации их емкость составляет 2,1 кВт⋅ч. Также предусмотрена возможность установки второй секции батарей с аналогичной емкостью.Ходовой электродвигатель обеспечивает скорость движения до 5 узлов. При использовании штатной батареи продолжительность миссии достигает 12 часов, а полный набор аккумуляторов увеличивает этот параметр вдвое.На данный момент NETA 300 оснащается гидроакустической станцией бокового обзора с синтезированной апертурой. Тип этой ГАС не раскрывается, но предполагается, что АНПА сможет нести станции разных типов с различными характеристиками. Также рассматривается возможность установки оптико-электронной станции для наблюдения в ближней зоне.Аппараты NETA 300 способны самостоятельно выполнять заложенную программу. Автопилот использует средства навигации неизвестного типа и ведёт аппарат по заданному маршруту, одновременно применяя целевую аппаратуру. Также имеется режим непосредственной работы по командам оператора с удалённого пульта.Типичный прорывКомпания STM представила два опытных образца АНПА NETA 300 и поделилась некоторыми данными о своем проекте. Тем не менее, большая часть информации остается закрытой, а также отсутствуют сведения о ходе и промежуточных результатах испытаний. Тем не менее, уже сейчас можно оценить новый турецкий проект и сделать первые выводы.NETA 300 — одна из первых турецких разработок в области полноразмерных автономных необитаемых подводных аппаратов. Этот проект имеет большое значение для судостроительной отрасли Турции и демонстрирует её потенциал. Если проект будет успешно завершен, STM и другие компании смогут продолжить развитие этого направления и представить новые АНПА, в т.ч. с преимуществами перед существующими образцами.Новый проект АНПА должен привлечь внимание потенциальных заказчиков, в первую очередь ВМС Турции. Турецкий флот получает возможность приобрести подводный аппарат отечественного производства и значительно расширить свои оперативные возможности. Как быстро и в каком объеме это предложение будет реализовано, покажет время.NETA 300 в море — пока в виде графикиСледует отметить, что первый АНПА от компании STM с технической точки зрения не является чем-то выдающимся или особенным. Это типичный современный подводный аппарат среднего класса, предназначенный только для мониторинга и поиска. Он практически не отличается от иностранных аналогов и не имеет явных преимуществ перед ними.Однако отсутствие отличий или преимуществ не является недостатком. В предложенном виде аппарат NETA 300 способен выполнять свои задачи и обследовать акватории в поисках различных объектов. При этом он обладает определенным потенциалом для модернизации, в ходе которой можно будет улучшить его основные характеристики и расширить возможности.Новое направлениеТаким образом, турецкое судостроение осваивает новое для себя направление и уже демонстрирует первые успехи. На данный момент речь идёт о нескольких АНПА, способных нести только поисковое оборудование. Однако компания STM и другие предприятия обещают в будущем совершенствовать эту технику и создавать новые образцы.Изделие NETA 300 уже вышло на испытания и сейчас демонстрирует свои возможности, а также дорабатывается и совершенствуется. На проведение нынешних работ требуется некоторое время, но результат должен оправдать все траты и ожидание. Успех нового турецкого АНПА откроет путь другим подобным проектам.
Современные литиевые аккумуляторные батареи дают безграничные возможности для автономного плавания под водой.
Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Несмотря на то, что оттуда идёт большое количество продукции, которая нужна РФ на фронте каждый день, такой помощи на коммерческих условиях недостаточно и концепцию этих отношений неплохо было бы пересмотреть. Особенно