![В Центробанке не ждут перемен. Ни в ставке, ни в кадрах](https://topwar.ru/uploads/posts/2025-02/61514d15c0_bank-rossii-10_cw0_w1200_r1.webp)
Не тот день выбрали
Эксперты с некоторой тревогой ждут 14 февраля – не дня Святого Валентина, а даты заседания Совета директоров Банка России. Напомним, накануне нового 2025 года ЦБ РФ заметно снизил остроту дискуссий по поводу денежно-кредитной политики, сохранив неизменной ключевую ставку.
Снижение было обещано на вторую половину 2025 года, а сейчас снова нельзя исключать коррекции ставки вверх. Тем более, что определённый эффект от оперативного роста кредитного процента от ЦБ РФ всё же есть — этого нельзя не признать.
Банк России, принимая почти 10-процентную инфляцию как данность, называет одним из наиболее показательных позитивных итогов, пока, разумеется, промежуточных, своей жёсткой денежно-кредитной политики (ДКП) заметный рост прибылей коммерческих банков. Хотя и при существенном снижении их валютных запасов.
По состоянию на ноябрь 2024 года на клиентских счетах в российских банках осталось всего 159 млрд. долларов – это минимум с 2008 года. В Центробанке не скрывают, что с начала СВО валютные резервы опустели на 40% (или 104 млрд. долларов), а в декабре с клиентов утекло ещё 4,9 млрд. долларов.
Общий итог IV квартала – потери в 15,9 млрд. долларов. Только с личных счетов за два с половиной года ушло 52 млрд. долларов, а бизнес вывел или конвертировал ещё 44 млрд. Как «утекают миллиарды» и как это связано с той самой жёсткой ДКП нашего регулятора – пусть определяют специалисты.
Слово было не вначале
По всей видимости, такие несколько сомнительные «успехи» финансистов стали причиной весьма неожиданного признания, которое на днях сделал Максим Орешкин, ныне зависший на посту заместителя руководителя Администрации президента РФ.
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2025-02/2f35ac3e2d_oreshkin.webp)
Выступая на форуме на форуме ВТБ «Россия зовет!», он обратил внимание, что «большая часть депозитов в России находится у очень ограниченного количества вкладчиков».
Экс-министр экономического развития, бывший помощник главы государства считает, что в связи с этим «выросший доход от повышения ключевой ставки концентрируется у небольшой группы населения.
Надо понимать, что нет таких решений, которые имеют только одни последствия. Любые действия в экономической политике всегда носят структурный характер. Здесь тоже надо смотреть, как меняется структура экономики. Мы видим, что, с одной стороны, высокая ключевая ставка — это правильный способ ограничения роста спроса и роста кредита. Но, с другой стороны, у него есть определенные последствия: перераспределение доходов среди разных групп населения».
За счёт жёсткой политики и ещё более жёсткой риторики Банк России кое-чего всё же добился. Нельзя не учитывать такой позитивный факт, как замедление практически во всех сегментах существенных показателей кредитования. Меньше денег в обращении, ниже давление на рынок, заметно снижаются возможности повышать цены.
Под прессом ЦБ все притихли — даже сохранение ключевой ставки на прежнем, вообще-то крайне высоком уровне, стало сенсацией. Но не приведут ли задержки со смягчением денежно-кредитной политики к замедлению экономического роста — это вопрос остаётся открытым, что и приводит большинство аналитиков к выводу, что больших перемен пока ждать и опасаться не стоит.
Другое дело, что в Банке России взяли за правило к месту и не к месту ссылаться на утвержденные параметры бюджета на 2025–2027 годы. Регулятору было бы очень удобно ещё не раз ударить ставкой по инфляции, если бы бюджетные факторы как-то сокращались. Однако слишком многое сегодня стимулирует самую простую команду: «Платить!»
Кадры не решают ничего?
Незадолго до очередного заседания Совета директоров Банка России аналитики и пресса, помимо привычных разговоров про ключевую ставку, не спешат поднимать ещё и кадровый вопрос. Это за них сделали сетевые ресурсы, где в очередной раз заговорили о перспективе перемен в руководстве главного кредитного учреждения.
Больших или малых, пока не ясно, но сообщается, что в Кремле обсуждают возможность назначения Максима Орешкина в совет директоров Банка России. Как утверждают источники в администрации главы государства, сам зампред президентской администрации уже признавал, что хочет и готов возглавить главное кредитное учреждение страны.
Но на разговоры о том, что экс-министр экономического развития может претендовать в ЦБ РФ не только на кресло в Совете директоров, но и на более высокий пост, вплоть до председательского, даже у блогеров пока не хватает смелости. Они продолжают толкать вверх своих «старых» фаворитов — Михаила Делягина и Сергея Глазьева, сегодня явно ушедших в тень.
Имена и фамилии из числа «новых» — Алексея Заботкина или Ксении Юдаевой — даже не всплывают, не тот масштаб, не те исходные позиции. И хотя Орешкин вроде бы не совсем банкир, а если и банкир, то не совсем тот, его опыт управленца особых сомнений не вызывает.
И пусть когда-то, после того как совсем молодой выходец из ВТБ, выпускник ВШЭ — этой школы либерал-экономистов, возглавил Минэк, сменив небезызвестного Алексея Улюкаева, над ним в ведомстве было принято подшучивать.
Мол, министерство развития есть, а развития что-то не видно. Критики министра, а потом — президентского советника не раз ставили ему на вид за откровенную ставку на приватизацию, называя чуть ли не преемником Чубайса.
Но о вполне возможной коррекции заведомо либеральных взглядов Максима Орешкина может свидетельствовать хотя бы его процитированное выше выступление. Что ж, замглавы президентской администрации отнюдь не одинок — пресловутая независимость ЦБ РФ, даже с учётом признания всех заслуг его руководства, надоела уже очень многим.
Контрольный отсчёт
Утрата контроля над тем, кем и как решается вопрос по повышению или снижению ключевой ставки, беспокоит не только депутатов Думы, но и администрацию президента. Банк России в ответ на такое давление, ни много ни мало, призывает правительство сокращать бюджетные расходы и более не увеличивать их, чтобы эффективно бороться с инфляцией.
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2025-02/2c2868184c_nabi-i-rubli-800.webp)
Уж очень напоминает ультиматум, не хватает буквально пары слов – «не мешать». Регулятор буквально требует жёсткой денежно-кредитной политики и неукоснительного соблюдения бюджетных параметров 2025–2027 годов. В противном случае ЦБ придётся пересмотреть прогнозы и повысить ключевую ставку уже на следующем заседании. Ну а это кто-то вообще и может, и, согласитесь, вправе расценить как шантаж.
Неудивительно, что после демарша ЦБ РФ эксперты чуть ли не в один голос твердят, что уже 14 февраля ключевую ставку повысят с 21 до 22-23%. По их мнению, высокая инфляция, избыток денег, дополнительные бюджетные расходы, санкции и нестабильный курс рубля вынуждают Банк России действовать. Кредиты станут ещё дороже, а ипотека — ещё менее доступной.
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2025-02/bf33af10d3_stavka-pod-lupoj.webp)
И уж если речь зашла не только о ставках, но и об инфляции, напомним, что в конце 2024 года она достигла 9,52%. Причём никто не оспаривает тот факт, что наиболее чувствительные для населения тарифы, в том числе по ЖКХ, а также многие социально значимые товары подорожали гораздо больше.
Нельзя исключать, что информация о возможных тектонических кадровых сдвигах в экономическом блоке исполнительной власти понадобилась только для того, чтобы проверить, нужны ли они вообще. Или же и вовсе ради предотвращения опасных перемен в сложное время.
На наш взгляд, одинаково важно, кто устанавливает законы, обозначает нормы и нормативы, и кто их исполняет. И разделения властей на законодательную и исполнительную никто не отменял. Остаётся лишь выразить надежду, скорее всего несбыточную, что правила игры будут устанавливать, по крайней мере, с учётом мнения тех, кому потом придётся по этим правилам жить и трудиться.
Типа все воруют, чего к нам-то прицепились? Не мы такие, жизнь такая. Срок нам скостите, а лучше отпустите и всё конфискованное верните. А народу Попова покажите. Он во всём виноват.