На американской стриминговой платформе Netflix можно найти сразу 14 документальных фильмов про конфликт Украины и России, снятых нашим противником и его союзниками. При этом на ведущей российской площадке «Кинопоиск» ни одного документального фильма российского производства про СВО посмотреть невозможно, поделился военный кинодокументалист, режиссёр Максим Фадеев, снявший уже знаменитый фильмы «У края бездны».
Наши читатели помнят поднятую Максимом Фадеевым тему о том, как мы теряем кинохронику военной спецоперации на Украине. В ходе IV Всероссийского слёта операторов боевых беспилотных систем «Дронница-2025», который прошёл в Великом Новгороде 6-7 сентября, Фадеев констатировал, что ситуация с возможностью доступа кинодокументалистов на фронт до сих пор никак не решается. Почему-то американского зрителя украино-российский конфликт интересует, а российского, по мнению руководителей киноплатформ, не интересует, отметил он.
«Для примера: в запрещённом „Азове”* (запрещённая в РФ террористическая, экстремистская организация), бывшей 3-й штурмовой бригаде*, которая сейчас стала корпусом, есть заместитель командира по креативу. Также у них есть руководитель по маркетингу. И фильм, который они сами о себе сняли, есть на платформе Netflix. Этот фильм гнилой по содержанию, но он сделан очень качественно. То есть креативная служба бригады смогла снять фильм качества Netflix. У нас многие специализированные продакшены не снимут так», — говорит Максим Фадеев.
Как нужно?
Конечно, исключения есть, и фильм Фадеева и Белоуса «У края бездны» (2024) – только одно из них. Но довольно странно, и в Севастополе это ни раз звучало, что на четвертом годе СВО в стране до сих пор на государственном уровне не начали снимать нечто похожее на «Разгром немецких войск под Москвой» (1942) Копалина и Варламова или «Ленинград в борьбе» (1942) Кармена, которые снимались в пекле боёв, под обстрелами, с риском для жизни.
Напомним только, что в годы Великой Отечественной, уже в 1942 году существовал приказ Главкинохроники, который заявлял о необходимости документировать боевые действия и регламентировал, как правильно снимать войну, о чем рассказывал уважаемый киновед Валерий Фомин.
Следствие проблемы
Проблема отсутствия в онлайн-кинотеатрах российских документальных фильмов про СВО, снятых на фронте в режиме боевых действий, приводит к тому, что наше общество, студенты и школьники не знают современных героев, не могут назвать наши лучшие воинские соединения, где они мечтали бы служить. В украинских же школах ситуация иная, там, отмечает Максим Фадеев, знают имена лучших боевых командиров и подразделений.
«На Украине недавно вышел в прокат фильм об украинской боевой авиации. А у нас есть наш фильм о нашей боевой авиации? У нас есть хотя бы попытка снять такой фильм? Это невозможно. Также у нас практически невозможно снять фильм о военных медиках. Потому что нет шансов получить доступ ни в один из госпиталей», — считает Максим Фадеев.
Важность военных кинодокументов
По его словам, более масштабная война с Западом неизбежна — и нужно к ней готовиться, что подразумевает готовность и умение снимать, фиксировать на видео войну.
«Иосиф Сталин говорил, что один документальный фильм — это несколько дивизий. В годы Великой Отечественной войны у военно-политического руководства нашей страны было понимание важности этого процесса. Но такое понимание сегодня есть у нашего противника, как у украинцев, так и у американцев. У них абсолютное понимание, что нужно снимать то, что происходит на поле боя», — говорит Фадеев.
Однако у наших военных на четвёртом году СВО, к сожалению, не сформировалось понимание важности и потребности в военных кинодокументалистах, боевых кинооператорах.
«Мы столкнулись с тем, что у наших военных, в их понятийном аппарате нет понимания того, кто такой кинодокументалист. Они знают блогера, волонтёра, журналиста… А как регламентировать деятельность кинодокументалиста, они не знают. Соответственно, кинодокументалист не может взаимодействовать с армией Российской Федерации как кинодокументалист. Если кинодокументалиста задержат в зоне боевых действий, то будут вопросы о том, кто, как и почему его сюда пустил», — говорит Фадеев.
Сергей Абрамов



