«Записка 35». Рабочие дни и праздники в царской России
2025-03-29, 07:27
Календарь с портретом наследника-цесаревича Алексея в бескозырке матроса царской яхты «Штандарт»Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего;Второзаконие, 16:13
Документы истории. У нас нередко пишут о тяжелой доле рабочих и крестьян при царизме, и она у них действительно была нелегкой, особенно с нашей точки зрения. Но жизнь в то время сильно отличалась от нашей. И были в ней моменты, нам не очень понятные. Например, я еще мальчишкой много раз смотрел кинофильм «Александр Невский» и был от него в полном восторге. Затем заметил в нем несколько несоответствий в оружии и доспехах. И лишь в самом конце заметил главное несоответствие фильма историческим реалиям. В нем Александр ни разу не перекрестился, даже входя в избу, он лба на иконы в красном углу не перекрестил. Понятно, почему так: фильм снимался в 1938 году, когда религия в СССР была не в чести, вот так поэтому его и сняли. А по идее он должен был бы божиться довольно часто. Князь ведь! Но многим ли бросалось в глаза это несоответствие?Вот и тяжело положение тех же крестьян и рабочих в реалиях той жизни имело свою специфику. Например, перед реформой 1861 года жизнь у крестьян в России была такова, что они больше отдыхали, чем работали, из-за наличия великого множества праздничных дней, работать во время которых запрещалось, равно как и в воскресные дни. Количество последних в году, понятно, вырасти не могло. Совсем не так дело обстояло с праздниками. И вот примеры: в 1902 году нерабочих дней было 258, праздничных из них — 123! У американских фермеров было иначе — 68 против 135. И если бы те деньги, что в праздники тратились на пьянство, шли бы на хозяйство, то Российская империя в считанные годы стала бы страной с передовым сельским хозяйством! Но сделать этого было нельзя. Уж слишком важное место в бюджете Империи занимали доходы от продажи водки!Обложка интересного документаА это из него страница: доходы от пьянства! Вред праздников был очевиден. Так, в 1868 году один из высокопоставленных чиновников Министерства финансов Ю.А. Гагемейстер, уйдя в отставку, подал «наверх» доклад по развитию русской промышленности, где поистине огромное число праздников и нерабочих дней было названо причиной повального пьянства. Далее он писал, что Россия Германию не догонит, так как у нас рабочих дней 240, а в Германии 300. «Большая часть фабричных переходит постоянно от одного рода занятия к другому, не совершенствуясь ни в одном». Да еще и на работу приходят после пьянки далеко не в лучшем виде, что является причиной массового травматизма.В стране медленно, но верно развивался капитализм, и вот в 1909 году целая группа членов Государственного совета Российской империи, числом ровно 35, подала опять же на Высочайшее имя «записку» о сокращении числа праздничных дней. В ней они писали: Вопрос о сокращении числа праздничных дней, …среди подписавших представляемую записку членов Государственного Совета, неоднократно привлекал к себе внимание государственной власти и служил предметом обсуждения как правительственных учреждений, так равно и различных обществ, комитетов и съездов. Еще в 1867 году Святейший Синод обсуждал возбужденный со стороны гражданского ведомства вопрос о том, «не следует ли сократить настоящее число праздничных дней и какие сокращения по сей части могли бы быть сделаны». При этом Святейший Синод признал желательным ограничение числа тех особенных празднований, кроме храмовых, которые «в непомерном множестве совершаются в селениях и деревнях вследствие разного рода причин».Табель-календарьКстати, борьба с «пьяными днями» нашла свое отражение и в «Своде уставов о предупреждении и пресечении преступлений» 1890 года, где появился раздел, указывавший, сколько праздников в Российской империи обязательны для ее подданных: «Праздничные дни, в кои присутственные места свободны от занятий (исключая чрезвычайных случаев и нижних полицейских чинов, кои никогда не оставляют отправления должностей и службы относительно общей тишины и безопасности), а училища от учения, суть, кроме воскресных дней, следующие: 1) в январе числа (по старому стилю) первое и шестое, в феврале второе, в марте двадцать пятое, в мае девятое, в июне двадцать девятое, в августе шестое, пятнадцатое, двадцать девятое, в сентябре восьмое, четырнадцатое, двадцать шестое, в октябре первое, двадцать второе, в ноябре двадцать первое, в декабре шестое, двадцать пятое, двадцать шестое, двадцать седьмое; 2) те числа, в которые празднуются дни рождения и тезоименитства Государя Императора и Государыни Императрицы, день тезоименитства Государя Наследника, день восшествия на престол, день коронования и 3) те числа, в которые бывают пяток и суббота Сырной недели, четверток, пяток и суббота Страстной недели, Пасхальная (светлая) неделя вся, день Вознесения Господня и второй день праздника (понедельник) дня Сошествия Св. Духа».После этого в России законным образом можно было не работать 91 день в году. Существовавший запрет на казенную работу на заводах и фабриках по воскресеньям и в праздничные дни тоже отменили, а в 1897 году фабричным рабочим убавили и количество дней отдыха. Стало оно меньше на 26 дней, фактически на месяц, так что российские мастеровые вполне справедливо считали себя самыми обездоленными людьми в России. А вот всех остальных подданных империи это не коснулось, и они как ничего не делали в так называемые местные и прочие праздники, так и продолжали. Многие отдыхали даже в… полковые праздники, отмечавшиеся не только солдатами и офицерами полка, но и всеми его ветеранами. Был свой праздник и у каждого ордена в России, и все им награжденные его отмечали.В общем, согласно «записке» членов Государственного совета, крестьяне больше всех других сословий праздновали и пили, от чего непоправимый ущерб наносили как самим себе, так и своему государству. «Кроме перечисленных 91 дня законных праздников, у нас существуют еще местные праздники, установленные в память различных событий, имеющих значение для данной местности, а также храмовые, престольные и различные особенные праздники, почитаемые в селах. Многие из этих праздников не имеют никакого основания в церковном уставе, а иные из них прямо являются остатком и переживанием языческих верований. Празднуются дни, посвященные памяти различных святых, мелкие церковные праздники, наконец, вторые дни таких праздников, именуемые «отданием праздника». Нередко также празднуются по несколько дней подряд престольные праздники, причем в некоторых селах их бывает по 2 и по 3. При таких условиях в сельских местностях Империи, а отчасти и в городах, число праздников значительно возрастает. В среднем русское население празднует от 100 до 120 дней в году, а в некоторых местностях и до 150 дней. …Следовательно, один нерабочий день приходится на 3,5 рабочих дня. Такое положение представляется уже совершенно нетерпимым. Если обратиться к законодательствам и обычаям различных стран Западной Европы, то количество существующих у нас праздников по сравнению с установленным там представляется особенно высоким. В Германии и Швейцарии насчитывается 60 праздничных дней, включая сюда и воскресенья, в Англии – 58 праздников, во Франции – 56. Только Испания и Италия могут быть сравниваемы с Россией в этом отношении, так как количество праздников в этих странах доходит до 100 в год».Государственные мужи в итоге столь большое количество «безработных» дней в году посчитали пагубным для страны и хозяйства. «В особенности страдает от чрезмерного обилия праздников наша сельскохозяйственная промышленность. Во-первых, лица, занятые в промышленности этого рода, главным образом наше крестьянство, празднуют больше, чем другие классы населения. Во-вторых, вследствие климатических условий нашей страны время, пригодное для полевых работ, у нас короче, нежели где-либо в Западной Европе. Министерство земледелия и государственных имуществ определяет пригодное для полевых работ время в среднем в 183 дня, а для северной и средней России в 160-150 дней. При этом в силу тех же климатических условий уборка хлеба должна у нас производиться крайне спешно, иногда в течение нескольких дней, так как в противном случае хлеб может перезреть и осыпаться или же пострадать от дождя. При таких условиях приходится особенно дорожить временем, избегая празднований, а между тем именно на период времени полевых работ падает у нас наибольшее число праздников. По данным Министерства земледелия и государственных имуществ, на время с 1 апреля по 1 октября приходится 74–77 дней, почитаемых в наших деревнях праздниками, т. е. почти половина времени, пригодного для полевых работ, должна проводиться, по укоренившемуся мнению, в праздности и отдыхе от труда. Если прибавить к этому, что праздники в летнее время следуют один за другим с самыми незначительными перерывами, то становится совершенно понятным, почему сельские хозяева видят в их обилии одно из существенных зол нашей сельскохозяйственной промышленности».Читаем документ далее: «Не менее страдает от обилия праздников и фабрично-заводская промышленность, и торговля. Экономический оборот в праздничные дни приостанавливается. Бездействуют биржа и почта, прекращаются кредитные операции, так как банки и другие кредитные учреждения бывают закрыты. Перевозимые товары остаются невыгруженными, что вынуждает хозяев нести расходы по их хранению на железных дорогах. Последнее обстоятельство при нередких у нас залежах товаров на станциях приобретает особое значение, и в нашей железнодорожной практике был пример, когда управляющий дороги вынужден был обратиться к местной высшей духовной власти, прося у нее разъяснения, что население может, не боясь греха, производить нагрузку и выгрузку товаров не только в будние, но и в праздничные дни, когда это признается необходимым!»«Большое число праздников отражается и на деятельности присутственных мест, а также без нужды сокращает учебное время, которое у нас значительно короче, нежели в странах Западной Европы. Таковы в кратких чертах материальные невыгоды чрезмерного количества праздников, но думается, что обилие их, соединенное с воззрением на праздники как на дни, в которые всякий труд почитается грехом, наносит и значительный моральный вред населению, приучая его к праздности и лености и делая менее энергичным и активным. При этом следует упомянуть еще и о том, что праздники у нас обычно сопровождаются разгулом и пьянством, печальные картины которых можно наблюдать как в городах, так и в селах. Таким образом, христианская идея празднования великих событий в жизни нашей Церкви совершенно искажается, а страна несет материальный и нравственный ущерб».Праздники в царской России были сродни… стихийным бедствиям: «Средняя производительность одного рабочего дня в России оценивается в настоящее время суммою около 50.000.000 руб. Работая в общем на 40 дней в году менее, чем, например, соседняя нам Германия, отечество наше производит ежегодно на 2 миллиарда меньше, чем его международные конкуренты, и принуждено ограждать свой труд высокими таможенными пошлинами. В результате же все-таки постоянно отстает в промышленном развитии от народов Западной Европы и Америки».Все 35 членов Государственного совета были единодушны в том, что вопрос повышения интенсивности товарного производства в стране нельзя решить без решения вопроса о праздниках. Нужно было в законодательном порядке установить, чтобы все граждане России имели бы столько же времени на отдых, сколько и… фабрично-заводские рабочие. То есть предлагали равенство всех сословий перед законом. А еще авторы записки и вовсе покусились на святое: дни чествования членов царской фамилии предлагали перенести на воскресные. А написали они об этом так:«Относясь с глубоким уважением к так называемым Царственным торжествам, посвященным воспоминаниям важных событий в жизни Монарха и Его Семьи, нельзя не отметить, что количество дней этих также чрезмерно. В настоящее время их 7. Любовь народа к своему Монарху и преданность царствующей династии нисколько не подрывались бы, если бы дни эти были посвящены не безделью, а производительному для государства труду на благо Царя и Отечества. Исключение могло бы быть сделано лишь для высокоторжественного дня тезоименитства Государя Императора, когда особенно подобает вознести Господу Богу молитву о здравии и долгоденствии Монарха. Кроме того, могли бы быть посвящены труду и празднуемые ныне дни чествования различных святых (Николая, Петра и Павла, Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова, Казанской Божьей Матери, Покрова Пресвятой Богородицы), а также и некоторые из двунадесятых праздников (Рождество Богородицы, Введение во храм, Воздвижение Креста Господня). Всё это сократило бы число официально празднуемых дней в году на 28, т. е. наш закон знал бы 63 праздничных дня, считая и воскресенья, – число, близко подходящее к количеству праздников в странах Западной Европы».Календарь 1926 года И чем же закончилась эта история? А вот чем: с амвонов церквей эти 35 членов совета поименно подвергались поношению, в газетах «вероотступников» ругали последними словами. Епископ Вологодский и Тотемский Никон в «Церковных ведомостях», например, разразился статьей о том, что в «царские дни» празднества отменить невозможно:«Дни эти имеют высокое патриотическое значение, особенно в школах, войсках и присутственных местах. Они установляются Государственною властью и благословляются Церковью. Церковь составила для дней Восшествия на престол Государя Императора и священного миропомазания Его (коронации) особые молебны, трогательные молитвы, установила целодневный звон; она придает этим дням как бы блеск светлых дней Пасхи: ужели государство зачеркнет их в табели, сделает буднями? Церковь дает понять, что день Восшествия на престол Государя есть воспоминание великой милости Божией осиротевшему народу, а Его миропомазание есть обручение Его с народом, освящение Его Духом Божиим в священном таинстве, ниспослание Ему тех Даров Духа Божия, которые дают Ему силы быть Самодержцем по образу Божия Вседержительства. И эти-то столь знаменательные в жизни народа дни предполагается исключить из числа праздников! Пощадите же народное сердце, любящее своих Монархов; не отнимайте у народа дня, посвященного торжеству в честь нашего Богом возлюбленного Самодержца яко Помазанника Божия!» Причем особенно неистовствовали приходские батюшки на местах, которым в деревнях на все праздники несли кто кусок сала, кто пяток яичек – а всё был хлеб, праздников-то много!А вот что об этом же писала черносотенная газета «Русское знамя» в 1909 году писала:«Недавно в петербургских еврейских газетах было сообщено интервью с министром торговли г. Тимирязевым о сокращении православных праздников в России. По этому поводу министр высказал свои "торговые" соображения в таком виде, что праздники ему мешают развивать русскую торговлю в той степени, чтобы она была приятна в тех доходных статьях государства, которые составляют его первую скрипку в наших балансах, и что пьянство благодаря праздникам доводит Россию до ее полного банкротства и народ наш идет к неизбежной своей гибели... Это очень старая политика русских инородцев-бюрократов — запугивать Россию ее близким банкротством и тем, что она будет продана с молотка иностранцам за долги. Но кому же мы обязаны тем, что русский народ теперь стал нищим, что ему грозит сума или тюрьма за его долги, как не самим нашим бюрократам?..»Ну а как на «записку 35» прореагировал император Николай II? Он переслал ее в Совет министров на предмет рассмотрения, где ее рассматривали вплоть до лета 1910 года и выдали вот такой ответ: «Соответствующий вопрос неоднократно обсуждался как духовными, так и гражданскими властями, ибо неблагоприятное влияние чрезмерного количества нерабочих дней на культурное и хозяйственное развитие России не может быть отрицаемо. Сообразно с сим Правительство уже делало попытки к уменьшению, хотя бы до некоторой степени, проистекающего отсюда вреда, причем принятые им в этом направлении меры клонились, однако же, лишь к устранению в законодательстве всяких препон к добровольному труду в праздничные дни. Принятие в этом направлении иных, более решительных мер, по мнению Совета Министров, за исключением Министра Торговли и Промышленности, присоединившегося к основной мысли 35 членов Государственного Совета о сокращении числа дней, в кои присутственные места и учебные заведения свободны от занятий, представляется и ныне практически едва ли возможным, так как испокон века сложившийся уклад рабочей жизни народа с трудом поддается воздействию законодательных постановлений; притом же в данном деле, близко затрагивающем область религиозных верований, понятий и привычек русского народа, государственная власть должна быть сугубо осторожною в установлении каких-либо обязательных предписаний и правил в законодательном порядке. Да, в сущности, все такого рода предписания и правила в этой области бездейственны».Ну а вывод? Он таков: в революционных событиях 1917 года очень во многом виновата именно православная церковь, явным образом тормозившая экономику страны. И перевод её в СССР на рельсы интенсификации, и коллективизация сельского хозяйства были необходимы и имели перед собой цель экстенсивный и тупиковый путь в развитии страны заменить на другой, более передовой и эффективный. Причем упрямство священнослужителей, призывавших анафему на головы большевиков и не желавших понимать целей и задач строительства нового общества, в итоге привело к гибели их самих, причем во множестве. Всё прямо по Писанию: «Не ведали они, что творят» и на что этим самым обрекают и себя, и свои семьи!
Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
"вождями". Причем прозапдные силы будут уничтожаться "под корень".
Такое