К лету 2008 года полторы сотни военных инструкторов США так натаскали войско Михаила Саакашвили, что он решился силой вернуть Южную Осетию в состав Грузии. И приказал разнести артиллерией миротворческий российский батальон под Цхинвалом, а затем и саму столицу Южной Осетии. Так началась «пятидневная» война, в которую пришлось вступить и России. Ее победный для нас исход предрешила 58-я общевойсковая армия.
Накануне годовщины войны 08.08.08 мы поговорили с бывшим командующим этой армией генерал-лейтенантом Анатолием ХРУЛЕВЫМ.
КАК НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА
- Где и как, Анатолий Николаевич, вы встретили начало войны?
- В ту ночь, на 8 августа, я был в штабе армии, в своем рабочем кабинете. Было очень тревожно. Обстановка накалялась с каждым днем. Да что там! С каждым часом! Обстрелы с грузинской стороны, эвакуация югоосетинских женщин и детей... 7 августа в 16 часов Саакашвили заявил, что Грузия в одностороннем порядке прекращает огонь. Меня это насторожило. Я знал кавказскую поговорку: если враг тебе протягивает хлеб, смотри за его второй рукой, в ней может быть кинжал. И вот ровно ноль часов - звонок от Кулахметова (генерал-майор, командовавший миротворцами в Южной Осетии. - Ред.).
- И что он вам сообщил?
- Что ему позвонил министр обороны Грузии и сказал: «Мы начинаем силовую операцию по восстановлению своей территориальной целостности».
- Как вы расценили такое бравурное и даже в чем-то «рыцарское» предупреждение?
- Как полную уверенность грузин в своей победе... А еще Кулахметов доложил мне, что с грузинской стороны начался артиллерийский обстрел миротворцев. Стало понятно - это война...
- Какими были ваши первые действия?
- Тут же приказал вскрыть тревожный пакет и приступить к выполнению предписаний.
- Что было в этом пакете?
- Оперативная задача 58-й армии. И план на усиление миротворцев в Южной Осетии. Заодно я приказал доложить дежурному округа о ситуации. Это было в 0 часов 3 минуты 8 августа. Война шла уже три минуты...
МОСТ
- Когда вы двинулись на выручку Цхинвалу, впереди были Гуфтинский мост и Рокский тоннель. Как удалось проскочить их?
- Я приказал командирам батальонных групп как можно быстрее прорываться к Цхинвалу, не давая грузинам перекрыть дорогу. Все блокпосты сбивать, а главное - захватить стратегический Гуфтинский мост.
Наши вышли к мосту именно в тот момент, когда с той стороны уже подошли грузины. Они наших явно не ждали. И предположить не могли, что через четыре часа после объявления войны русские окажутся там. Наш командир полка Андрей Казаченко сообщил, что вышел к мосту и видит на нем грузин. Я приказал ему танковым взводом с ходу захватить мост. И командир буквально смел грузин огнем. В том бою мы потеряли и свою БМП...
- А впереди был Рокский тоннель...
- Да, тогда главным для меня было быстрее протянуть сквозь него колонны и разблокировать Цхинвал. Когда я подъехал к тоннелю, бронемашины буквально пролетали через него. Плотность движения была такой, что от загазованности не было видно идущих впереди. На въезде в тоннель всем водителям выдавали мокрые марлевые повязки, чтобы было легче дышать. Но мы не потеряли там ни одного человека!
Командарм Хрулев тактически переиграл противника.
БОЙ ПОД ЦХИНВАЛОМ
- А как получилось, что командарм оказался в самой гуще боя и был тяжело ранен?
- Тогда наших миротворцев уже в упор расстреливали грузинские танки, в Цхинвале был «слоеный пирог» из грузинских подразделений, югоосетинских ополченцев...
И я принял решение переместиться на южную окраину Цхинвала с ротой, шедшей на помощь миротворцам. Мы столкнулись с 30 - 40 грузинами, которые бежали прямо на нас по дороге. Нам пришлось спешиться и принять бой. Оказалось, что там же в кустах прятались грузинские спецназовцы и мы фактически были в окружении. В скоротечном бою спецназ мы забросали гранатами, а от бежавших по дороге грузин отбились огнем из автоматов. Там меня и ранило в ногу...
В этом бою погиб майор Денис Ветчинов, который ценой своей жизни спас группу бойцов и вашего журналиста Сашу Коца. Правда, Сашу тоже ранило. Этот майор - настоящий герой. Ему потом и присвоили звание Героя России. Посмертно...
МЫСЛИ О РАЗНОМ
- Вас как наградили за победу в той войне?
- Я получил орден Почета.
- Это правда, что многие боевые офицеры после той войны оказались армии не нужны?
- Правда.
- Почему так случилось?
- Сталин в свое время сказал, когда ему Поскребышев по Жукову докладывал: мол, такие люди, как Жуков, во время войны нам нужны, а в мирное время они нам мешают. Что непонятно?
- Но ваши люди выиграли войну...
- Возьмите первую чеченскую кампанию. Где эти генералы? Возьмите вторую чеченскую кампанию. Где эти генералы? Одна треть, может быть, четверть остается, а все остальные ушли. Потому что те люди, которые с поля боя пришли, они уже по-другому мыслят.
- Какие потери понесла ваша армия в той войне?
- 64 человека.
- У вас была информация, что на той стороне работают украинские специалисты?
- Я и до войны знал, что там и американские специалисты, и украинские натаскивают армию Грузии. Это не военная тайна. Это все знали.
НЕВЗЯТАЯ СТОЛИЦА
- Если бы вам приказали в те дни дойти до Тбилиси, задача была бы выполнена?
- Мне такой задачи не ставили.
- Почему?
- Потому что начальник Генштаба так решил... Или кто-то другой побоялся такой победы... Если бы я с Макаровым на связь не выходил, я бы дошел до Тбилиси. Около 70 километров оставалось. Один рывок - и мы там. Какая проблема?..
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Как боевой генерал стал «преступником»
Боевой генерал Хрулев на второй чеченской войне был контужен. На грузинской - ранен. За мужество и храбрость, проявленные в боях, награжден четырьмя орденами.
Но до 2007 года он был фактически бездомным полководцем - у него не было даже своей квартиры. Вскоре ему все-таки квартиру дали. Трехкомнатную. В этой квартире он неожиданно стал... «преступником».
А вышло вот что. Его родители жили в своем доме в Наро-Фоминске. Перед смертью завещали дом пополам Анатолию Николаевичу и его брату. А потом брат генерала тяжело заболел и перед смертью завещал и свою часть дома, и свою квартиру (кстати, кооперативную, купленную за свои деньги) сыну Анатолия Николаевича. И вот когда генерал Хрулев уже несколько лет жил в своей трехкомнатной квартире, ему в правоохранительных органах сообщили, что он получил жилье незаконно. Потому как во время оформления документов на квартиру не указал дом в Наро-Фоминске.
В ночь с 7 на 8 августа 2008 г. (в 0:06) грузинские войска начали массированный артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии города Цхинвал(и) и прилегающих районов. Через несколько часов последовал штурм города силами грузинской бронетехники и пехоты.
потери грузинской армии были официально озвучены в 2008 году и составили в живой силе 170 военнослужащих и 14 полицейских, ранены до 2 тысяч человек, отмечает ЦАСТ
Армия Грузии потеряла во время боевых действий четыре БМП-2, три БТР-80, четыре бронемашины "Кобра" (Турция). 15 БМП-1У (модернизированные на Украине) и две БМП-2 взяты в качестве военных трофеев
Символичная дата – 8 августа 2008 года. Именно в этот день началась боевая операция по принуждению Грузии к миру, которую некоторые называют «пятидневной войной». Для российской армии эта короткая война стала отправной точкой для кардинальной реконструкции вооружённых сил.