Начнём с небольшого отступления от темы рубля.
Возобновление работ на датском участке «Северного потока-2» многие восприняли как вызов тем же США с их санкциями. А кто-то предпочёл не заметить. К примеру, бывший зампред российского Центробанка Сергей Алексашенко («Газпром» не обанкротится, Миллера не снимут).
Более того, такие эксперты, которые когда-то растранжирили в Банке России прекрасное наследство Виктора Геращенко, а потом и задали тренд на превращение ЦБ РФ в подобие филиала ФРС, похоже, вообще не сомневаются в неизбежности провала амбициозного проекта.
Эта же либеральная до мозга костей публика нисколько не сомневается и в том, что нам не особенно нужен стабильный и сильный рубль. Нет, разумеется, прямой связи между успехом «Северного потока-2» и курсом национальной валюты искать не стоит. Хотя косвенная точно есть.
Однако стоит ли превращать санкции, как и всё, с ними связанное, в этакий жупел и, уж тем более – в ключевой курсообразующий фактор. И, что на наш взгляд, главное – делать это не где-то в соцсетях, а со страниц популярных и авторитетных изданий.
Сразу в нескольких из них мы сейчас можем прочесть вот что:
Доживём до пятницы
Прогноз может быть каким угодно. Вплоть до жёстко негативного, как в данном случае. Но биржевики-то – публика нервная. Они могут всё и за правду принять.
И в одночасье обрушить рубль. Впрочем, как раз такая ситуация и способна стать оправданием для последних инициатив Минфина по массированной скупке валюты, о которых мы уже писали достаточно подробно (Зачем сегодня Силуанову доллары и евро?).
Между тем в понедельник рубль уверенно рос к основным валютам, а начиная со вторника ожидаемо стал понемногу снижаться. И какого-то глобального перелома в ту или иную сторону не ожидается.
Впрочем, никто же не требует, чтобы доллар снова стоил 90 копеек или хотя бы додефолтные 6 рублей. Не собираемся спорить о настроениях мировых инвесторов – мы не раз писали, что России неплохо бы от них дистанцироваться.
Это с её-то нефтегазовым (то есть при желании на все 100 обеспеченным рублём) при гигантских резервах и ресурсах. И даже если ещё нет перелома в борьбе с COVID-19, это же не означает, что пора просто опустить руки.
Однако руководитель отдела аналитических исследований «Высшей школы управления финансами» Михаил Коган прогнозирует нечто (извините за прямоту и пусть он хоть в суд подаёт) несуразное.
Например, что ответом на сигналы, поступающие, как надо понимать, прямо из Вашингтона, станет формирование для евро и доллара
Это уже к февралю.
Посмотрим, проверим. Хотя по большому счёту для множества россиян – какая разница. Им заграница не светит, им куда важнее – повышение зарплат и стабильность цен внутри страны.
Рубль и сегодня живее всех живых
А ведь то, что Европа и США до сих пор не могут справиться с COVID-19, должно было бы сыграть как раз в пользу рубля. В России тренд на стабилизацию пандемической ситуации уже не вызывает сомнений даже у пугающей взглядом г-жи Поповой.
Идут тревожные новости из Китая, на повестке – британский и иже с ним штаммы? Но причём здесь, в конце концов, российский рубль?
Не до такой степени наша экономика привязана к мировым, чтобы тут же валюту опускать. Внутренний спрос налаживается, экспорт не снижается.
На самом-то деле в пользу рубля если не всё, то очень многое. И надо этим пользоваться. Пусть даже и не для повышения курса, но как минимум – для поддержания.
Риск санкций не так велик, как его рисуют некоторые эксперты и политики, а чаще всего – чиновники из экономического блока правительства. Самое главное, что их потенциал уже практически исчерпан.
Поспешные попытки так или иначе тормознуть «Северный поток-2» такую оценку лишний раз подтверждают. Если кто-то что-то хочет купить, и есть продавец, который готов продать, они всегда найдут способ, как избежать помех с третьей стороны.
И если уже всерьёз заговорили о перспективе отключения России или же конкретных российских компаний и банков от системы международных расчётов SWIFT, то надо просто к этому хорошо подготовиться.
Но желающие хоронить имеются
При всё при этом даже самые завзятые пессимисты из числа экспертов пока не собираются окончательно похоронить российскую валюту. У того же Михаила Когана курс в 100 рублей, кажется, просто вертелся на языке, но так и не сорвался.
Финансовая система страны, несмотря на все потуги либералов от экономики, сегодня и сбалансирована, и надёжна. Такие аналитики, как, например Александр Разуваев из Альпари и эксперт из РИСИ Михаил Беляев считают, что сегодня, вообще, нет серьёзных причин для роста доллара.
Они обращают внимание на неэффективность всех санкций США, и даже выброс иранской нефти на рынок их не пугает. Он-то как раз подтверждает, что если бояться санкций, то не стоит и заниматься стимулированием и даже просто спасением экономики.
Проще всего, вообще, перейти на положение полуколониальной державы, сидящей на кредитной игле МВФ и ведущих стран мира. Однако находятся всё же те, кто не только через правительственный официоз готов подпустить негатива.
Так, Антон Любич, член генсовета «Деловой России», предельно лояльной к действующей власти, заявил о том, что не только евро, но и доллар может вырасти до 100 рублей. Правда, при определенных условиях. За что, конечно, отдельное спасибо.
По его мнению, как раз новые санкции США в отношении России, а также понижение нефтяных цен, которое
– главные факторы, способные ослабить рубль. При этом Любич считает, что и внутренняя ситуация в стране влияет на стабильность рубля.
Но этот же эксперт, как ни странно, уверен, что сейчас России не грозят новые санкции. Тем не менее, в таком курсе, как 80–82 рубля за доллар, он практически не сомневается.
Сегодня исключать нельзя ничего
Нельзя. Даже с учётом неприкрытой привязки рубля к совершенно ненадёжным, но пока ещё не безнадёжным евро и доллару. Вакцины вакцинами, но очередного катаклизма, наподобие 2008 года, сейчас исключать тоже никак нельзя.
Из-за накачки экономик США и Евросоюза ничем не обеспеченными антивирусными триллионами, такой сценарий становится всё более вероятным. Однако спасением мировых валют, в случае катаклизма, будут заниматься другие. И прежде всего Китай, хотя бы ради сохранения рынков сбыта.
Когда-то американский Федеральный резерв очень грамотно превратил японскую экономику, точнее – её финансовую систему, в нечто вроде неисчерпаемого запасного резервуара. Процентные ставки по иене не просто так были традиционно самыми низкими в мире, а для лучших американских банков – и вовсе отрицательными.
Потом этой ёмкости стало не хватать, но на роль экономики № 2 в мире очень вовремя выдвинулся Китай. Юань, хоть и не иена, но тоже вполне годится на роль резервиста для доллара. Причём в каком-то плане даже лучше – в случае чего, все проблемы можно свалить на «чёртовых коммунистов» из Поднебесной.
Как раз из скрупулёзного анализа финансовых пертурбаций на фоне пандемии и складывается наиболее стойкое ощущение, что Covid-19 и запустили через китайский фильтр отнюдь не просто так.
Хотя пробный шар всё ещё не докатился до лузы.