Прогнозы, особенно в России, дело неблагодарное. Где сейчас аналитики, которые предсказывали нашей стране в начале 2022 года восстановление после двух лет пандемии? Одно сбылось – про ковид россияне забыли навсегда. А где те, кто грозился разрушением экономики уже к минувшей осени? Но от планов на будущее мы не отказываемся, просто потому, что у нас это будущее есть, пусть и не безоблачное. Россия сейчас полным ходом перестраивает свою экономику. Здесь работают сразу несколько факторов. Во-первых, спецоперация, которая требует как людские ресурсы, так и массу высокотехнологичной техники. Перевод промышленности на военные рельсы идёт достаточно умеренными темпами, и не известно, удастся ли его завершить в текущем году. Во-вторых, на экономику давят санкции и многочисленные ограничения. Как бы нас ни уверяли официальные лица, экономику страны лихорадит. Прошлый год Россия проскочила в основном на инерции, но уже в ноябре мы видим признаки стагнации – упала добыча полезных ископаемых на 2,2 %, сразу на 18,7 % и на 7,9 % снизились, соответственно, оптовая и розничная торговля. В плюсе за ноябрь пока только строительство – рост на 8,7 %, и сельское хозяйство – плюс 1,6 %. Строители вообще молодцы, успели ввести под Новый год 100 млн квадратных метров нового жилья. Это исторический рекорд, который никто в здравом уме не мог прогнозировать после 24 февраля. Тем не менее сложности в экономике присутствуют, и не замечать их нельзя. Пока это не признаки затяжной и фатальной деградации, а скорее временные трудности в ходе переформатирования экономики и промышленности. Именно грядущие двенадцать месяцев должны стать самыми сложными, при этом рост не прогнозируется, а спад будет едва ли больше случившегося в минувшем году. Первое ускорение ВВП экономисты ждут в 2024 году.Следующие двенадцать месяцев пройдут под знаком слабеющего рубля. Курс национальной валюты сильно завязан на экспортной выручке от продажи углеводородов, а с этим понятные сложности. Власти запретили экспорт нефти в страны, присоединившиеся к ограничениям, предложенным западными странами. Министр финансов Антон Силуанов заявил в этой связи:
Краски, которые лучше не сгущать
«Мы ищем новых потребителей нефти, а поскольку спрос на нефть, по прогнозам агентств, будет расти, во многом будет зависеть эта ситуация от динамики мировой экономики. Поэтому спрос на нефть будет увеличиваться. Будем искать другие рынки, другую логистику. Возможно, это будет дороже.»
Насколько этот тезис жизнеспособен, покажет 2023 год, а пока мы видим 20-процентное повышение курса доллара, что неизбежно скажется на темпах инфляции. Есть и ещё один фактор – нефть медленно, но верно выходит на траекторию роста. Больше всех для этого постарается Китай, выходящий из ковидной лихорадки, и Америка, стремительно зарабатывающая на европейском кризисе.В то же время недружественным странам не удастся в наступившем году избавиться от газовой зависимости от России. Текущую зиму без российского топлива они не переживут, не справятся и в следующем году. Для этого необходимо найти дополнительные 27-50 млрд кубометров голубого топлива, которые ни одни поставки СПГ не покроют. Немного о международных санкциях, грозивших вогнать нашу страну в каменный век ещё к концу минувшего года. Импорт полупроводников, которые критически важны для российской промышленности, уже к сентябрю в 1,4-1,6 раза превысил объёмы 2020 года. Самое удивительное, англичане уже к маю практически восстановили свой импорт в Россию, хотя в ранге главных поставщиков закрепились Китай и Турция. Этот тренд явно расширится в текущем году, хотя на него, безусловно, окажет влияние дорогой доллар. Поставки полупроводников – отличная лакмусовая бумажка, показывающая, чего на самом деле добились страны Запада в санкционной истерии.Не лучшим образом скажутся реалии 2023 года на российской демографии – коэффициент рождаемости неизбежно упадёт. Во-первых, молодёжь просто боится будущего, большинству так и не объяснили, ради чего идёт спецоперация. И это совершенно не способствует пополнению в семействах. Очередной демографической ямы не будет, конечно, но сложности неминуемы. Во-вторых, в России сокращается число молодых женщин в возрасте от 20 до 29 лет – на январь прошлого года потенциальных рожениц насчитывалось не более 7,2 млн. Ситуация выправится только к 2031 году, когда молодых женщин станет немногим больше 7,8 млн. Есть надежда, что 2023 год станет продолжением избавления от нечисти. Спецоперации скоро исполнится год, а у нас до сих пор живут люди, не стесняющиеся публичных лозунгов с фашистской коннотацией. Речь о Валерии Меладзе, которого пора бы уже лишить гражданства России. Как минимум такой же участи достойна госпожа Ахеджакова, мечтающая «
». Пока даже спектакли со старухой не запретили, например, вполне успешно гастролирует антреприза «Мой внук Вениамин».Самая большая загадка наступившего года – это, безусловно, развитие ситуации на западном фронте. Все вышеописанные прогнозы базируются на сценариях медленной, но верной деградации украинской государственности. Точнее, фашиствующего режима Зеленского. Стратегически ситуация не имеет признаков к изменению – Киев по-прежнему будет бросать в топку десятки тысяч жизней своих граждан. По крайней мере, этого не стоит ждать в первых декадах. А вот на оперативно-тактическом уровне возможны подвижки, способные к концу года переломить ситуацию. Российская армия ожидаемо не форсирует зимнее наступление. Сейчас оно лишнее по многим причинам. Прежде всего, необходимо зафиксировать четырех, а лучше пятикратный численный перевес личного состава над противником. С этим явно могут быть проблемы. Не стоит исключать и гуманитарную составляющую потенциального зимнего наступления. Как уже неоднократно заявлялось в Кремле, украинцы – это братский русским народ. Любое наступление вызовет у немалой части местного населения панику и бегство – кто на запад, а кто и на восток. Зимой это может превратиться в гуманитарную катастрофу. Националисты уже показывали на примерах своих отступлений, что они делают с критической инфраструктурой городов и посёлков. Зимой и ранней весной сотни тысяч людей на отвоёванной российской армией территории могут оказаться без элементарного тепла. Нельзя исключать, что гуманитарные соображения могут играть важную роль в решениях российского Генштаба. Самые активные действия развернутся на Украине уже в ближайшие месяцы, вероятно, ближе к годовщине начала спецоперации. ВСУ на данное время совершенно лишено наступательного потенциала, его не хватает даже для локального прорыва российской обороны, не говоря уже о фантазиях о захвате Крыма и броске на Мелитополь. И западные спонсоры сейчас могут лишь купировать угрозу от российских дронов-камикадзе и крылатых ракет. О поставках дальнобойных средств и наступательного оружия речь даже не идёт. Российская армия сейчас работает над освобождением территории Донецкой Народной Республики, и именно здесь будет решаться судьба военной кампании 2023 года. Готовность Киева признать интересы России и подписать мирное соглашение будет зависеть даже не от темпов продвижения российской армии, а от роста потерь ВСУ на донецком участке. Примерно к лету или началу осени текущего года украинская армия должна подойти к критическому числу погибших и тяжелораненых, за которым последуют разговоры о мирном урегулировании. Пока ВСУ не получит ощутимый удар, ни о какой дипломатии на условиях России речи быть не может. Перманентное уничтожение энергетической инфраструктуры также станет важным трендом российской спецоперации в текущем году.
Год Героев спецоперации
Переломным год станет и для российской оборонной отрасли. К этому времени накопится немалый боевой опыт, который просто нельзя будет игнорировать при разработке нового оружия. Конфликт, хотя и не выходит за пределы региона, уже показывает, что немалая часть прошлых ориентиров оказалась, мягко говоря, ложной. Развивая сверхсложную технику, например, истребители пятого поколения, и нацеливаясь на дистанционное уничтожение противника, Россия совершенно упустила тактический фронт. Начиная от примитивных беспилотников и заканчивая средствами связи. Впрочем, это отдельная история, требующая глубокой рефлексии.Для кого-то история 2023 года покажется излишне депрессивной. Наверное, это так, но всегда хорошо, когда ошибается пессимист, нежели оптимист. Всем несогласным всегда можно обратиться вот к такому предсказанию:
«Что может произойти в 2023 году:
1. Повышение цены на нефть до $150 за баррель и цены газа до $5000 за 1 тыс. куб. м.
2. Возврат Великобритании в Европейский союз.
3. Распад Европейского союза после возврата Великобритании и отмена хождения евро в качестве валюты бывшего ЕС.
4. Захват Польшей и Венгрией западных областей бывшей Украины.
5. Создание Четвертого рейха на базе Германии и примкнувших к ней сателлитов (Польши, стран Прибалтики, Чехии, Словакии, Румынии, Киевской республики и пр. маргиналов).
6. Война между Францией и Четвертым рейхом. Раздел Европы, включая новый раздел Польши.
7. Отделение Северной Ирландии от Королевства Великобритании и присоединение к Республике Ирландия.
8. Гражданская война в США, выделение Калифорнии и Техаса в самостоятельные государства. Создание союзного государства Техаса и Мексики. Последующая победа Илона Маска в ходе выборов президента США в части штатов, закреплённых после гражданской войны за республиканцами.
9. Перенос всех крупнейших фондовых площадок и финансовой активности из США и Европы в Азию.
10. Крушение Бреттон-Вудской финансовой системы, включая крах МВФ и Всемирного банка. Отказ от евро и доллара в качестве мировых резервных валют. Возвращение золотого стандарта. Переход к активному использованию цифровых фиатных валют.»
Автор – Дмитрий Анатольевич Медведев, первый заместитель председателя Военно-промышленной Комиссии Российской Федерации. А теперь немного надежд на будущее. 2023 должен для кого-то стать годом пусть запоздалого, но осознания. Осознания того, что люди – это не боекомплект. Последнее в тылах худо-бедно научились прятать от снарядов противника, пора бы научиться не подставлять мобилизованных. Нет таких заводов, специализирующихся на выпуске солдат и офицеров. Годом осознания того, что предательство не прощается, особенно в такое тяжелое время. Осознания того, что Россия у нас одна, и история страны пишется именно сейчас. Именно нами, россиянами, а не кем-либо другим. От того, как и что мы в истории напишем, будет зависеть жизнь наших потомков на долгие десятилетия вперёд. Будет ли это история больших и не очень побед или поражений и капитуляции. P.S. Кстати, по удивительной иронии 2023 год объявлен Годом наставника и педагога. Оперативно переименовать его в Год Героев спецоперации, видимо, не хватило смелости или осознания.