Анна Ахматова
Очень не хотелось бы вступать в полемику по поводу того, грозит России большая война или нет, тем более что воевать нам так или иначе приходится почти без перерывов. Но почему-то не покидает надежда, что сама постановка вопроса и активная позиция тысяч читателей уже способны помочь предотвратить самый страшный сценарий. Ведь не зря же классики учили нас, что «идея, овладевшая массами, становится материальной силой».
Именно поэтому хочется сказать отдельное спасибо тем, кто именно сегодня решил вдруг вернуться к теории циклов Владимира Пантина. Этого авторитетного учёного сразу с тремя научными степенями, почти академика, многие готовы считать продолжателем не кого-нибудь иного, а самого Николая Кондратьева. С работами Пантина, который позиционирует себя в основном как политолог, автор знаком отнюдь не понаслышке, и о пресловутой «угрозе 2025 года» знает уже давно, хотя смиряться с её неизбежностью категорически не желает.
Тем не менее, всё же немало удивило, когда после затянувшейся на годы паузы некоторые СМИ решили вновь вывести в широкое сетевое пространство циклы Пантина — 12-летние, в точности как в восточном календаре. Сначала это сделал ресурс cont.ws, а вслед за ним и агентство regnum.ru.
Итак, 90 процентов вероятности – именно так оценивает Пантин перспективу того, что в 2025 году Россию всё же втянут в большую, хотя и локальную войну. За то, что только «локальную» — и учёному, и публикаторам ещё одно «спасибо». Немного странно, что коллеги-журналисты, публикуя такое, не стали спекулировать на одном из уже «сбывшихся» прогнозов учёного – про 2013 год и киевский майдан.
Возможно, всё дело в том, что полтора десятка лет назад этот прогноз был обнародован только в узкопрофильных изданиях, выходящих предельно ограниченным тиражом, например, в городе учёных Дубне. К тому же обнародован он был ещё в середине 2000-х годов, то есть до кризиса 2008-2009 гг., который, кажется, подорвал полную гегемонию США.
Кстати, тогда и у нас в России всё было почти прекрасно, если, конечно, не принимать во внимание проблему Косово, нараставшие противоречия с Грузией или приход к власти «оранжевых» на Украине. Но это ничуть не мешало политологу твердить про «окончательный крах империи и самой парадигмы имперского развития в России». Точнее, про перспективу именно такого развития событий. И про грядущее «торжество исторической тенденции, неумолимо диктующей стране необходимость вступления в сообщество модернизированных государств».
Сейчас, всего за шесть лет до наступления часа «Х» по Пантину, когда взаимоотношения с этим «сообществом» у России, мягко говоря, натянутые, в «торжество исторической тенденции» верится как-то слабо. А вот перспектива войны – большой или локальной, да ещё с полным набором врагов, действительно пугает. Ну и, соответственно, продаётся куда лучше. Если, конечно, сравнивать с тем самым «торжеством».
Между прочим, в СМИ нет никаких пояснений и по поводу того, почему у доктора философии Пантина, в отличие от восточных мудрецов, 12-летние циклы складываются в тройные 36-летние, а не в 60-летние, как у китайцев. Сегодня предсказателя, на зависть другим, публикуют уже без купюр и, как правило, без комментариев. Впрочем, упаси нас бог призывать к какой-либо цензуре и уж тем более к запретам. Читатель, если он, конечно, совершеннолетний, всё должен решать и выбирать только сам.
Впрочем, не так это и важно, три раза по 12 лет или же пять раз – в конце концов, каждый считает так, как сочтёт это нужным. Тем более что вся эта цифирь на самом деле – изобретение самих же людей, у которых только целый год, месяцы и недели действительно как-то отвечают небесным реалиям, а века и эпохи, опять же, каждый считает по-своему. От рождества Христова или от сотворения мира, от очередной Олимпиады, как у древних греков, или же, с последнего крупного солнечного затмения, как у майя и ацтеков.
Так стоит ли превращаться в заложников того, что сами же для себя и придумали – вот что действительно важно. Не так ведь много в истории событий, которые случаются помимо воли и желаний людей. Когда-то отдельных, когда-то – масс, споры о роли личности в истории, похоже, будут вестись всегда. Даже самый оголтелый проповедник скажет, что важно не просто дожидаться «конца света», а важно быть готовым к нему. Особенно внутренне…
И всё же самая памятная из циклических цепочек Пантина действительно впечатляет: год 1881-й с убийством Александра II, за ним – революционный 1917-й, 1953-й со смертью Сталина и, наконец, 1989-й, очевидно, обозначивший начало конца СССР. И пусть даже немного выпадает роковой 1941-й, несложно посчитать, что на очереди сейчас 2025-й, тот самый, в котором учёный предрекает России большую войну. Повторим — большую, но локальную, к которой терпящие вот уже десять лет бедствие Соединённые Штаты непременно привлекут буквально всех врагов России. Реальных и потенциальных, по соседству и на удалении. Этакая тотальная мобилизация.
Хорошо известно, что нередко самые красивые теории опираются на какие-то абсолютно ложные базовые постулаты. Или же идёт прямая подмена понятий, лишь бы доказать недоказуемое. И всё это называется софистикой. Людям всегда было страшно, а сегодня, похоже, особенно. Не потому ли так вырос сегодня спрос на разного рода страшилки, упакованные в элегантные обёртки научных теорий?
С циклами Пантина ситуация совсем иная – абсолютно неоспоримым смотрится как раз исходный посыл, который в подаче СМИ иначе как страшилку воспринять, вообще-то, непросто. Что-то вроде софистики начинается уже потом, когда политолог, предпочитая говорить о России, за что ему тоже нельзя не сказать «спасибо», порой просто сваливает в одну кучу буквально всё.
Так, жёстко критикуя некое абстрактное государство за то, что оно «выкорчевывает основы прежней нерыночной общественной солидарности, безжалостно разрушает прежние социальные институты и социокультурные архетипы», он с явным нетерпением зовёт соотечественников в то самое «сообщество модернизированных», читай, как раньше – «цивилизованных» государств.
И всё-таки Владимир Пантин, нельзя не отдать ему должное, хорошо закончил. Сославшись на известное предупреждение маршала Жукова, политолог абсолютно обоснованно отметил, что «необходимо в полной мере использовать оставшееся до 2021−2024 годов время для подготовки к будущим испытаниям».
Нельзя не согласиться с учёным и в том, что «войну и связанные с ней огромные риски можно ограничить только постоянной демонстрацией реальной (а не только пропагандистской) готовности российских войск к отражению агрессии на различных фронтах, включая и «внутренний» фронт». Быть может, и вправду стоило в таком случае начинать с той самой 90-процентной вероятности, хотя бы для того, чтобы мы приложили все усилия к тому, чтобы снизить её. Пусть не до нуля, но…
О том, что "народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую", первым прямо сказал Наполеон, хотя поняли это, конечно, задолго до него. «Помни войну!» — постоянно твердил адмирал Макаров, повесивший этот лозунг у себя в кабинете. К бдительности призывали Суворов и Скобелев, и тот же Жуков.
В XXI веке у России по-прежнему нет никаких оснований к тому, чтобы позволить себе не то что расслабиться, а даже взять малейшую передышку. Тем более что со времён царской России, Афганистана и Чечни мы, кажется, всё-таки научились сражаться и в локальных войнах. Осетия с Абхазией, Сирия, даже Донбасс, хоть и практически без нас. Нужны ли ещё примеры? И не говорите, что там противники были не те… Те самые, которыми нас пытаются пугать.
В сетях можно найти всё что угодно и ещё чуть-чуть, и это знают даже школьники. Но об угрозе 2025 года всерьёз заговорили, кажется, только в последние дни. Особенным усердием отличаются блогеры, агрегатные СМИ и роботы, для которых главное – количество кликов. Но пока не очень страшно, а это значит только одно: надо ждать продолжения. Но не пугайтесь. Вспоминайте хрестоматийное «не верь, не бойся, не проси!»
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас