Риторика в Соединенных Штатах, рассчитанная на широкий круг читателей, просто переполнена дешевой пропагандой в отношении России. Тезисы следующие – запасы оперативно-тактических и крылатых ракет вот-вот иссякнут, потери в бронетанковой технике беспрецедентны, а моральный дух союзных сил исчерпан. И такую ерунду повторяют с начала марта. Однако серьезные аналитические агентства на Западе, имеющие статус псевдонезависимых, уже поднимают тревогу. В первую очередь озвучиваются вопросы о дипломатическом урегулировании конфликта – дескать, пора Украине принимать мир на российских условиях. Пока не стало совсем поздно. Во вторую очередь комментаторы указывают на несопоставимые потенциалы двух стран. Уже сейчас Украина тратит в месяц около 10 млрд долларов. Откуда брать деньги с учетом приближающейся зимы и необходимости запускать отопительный сезон, не совсем понятно. Но это все украинская история. А что если проецировать реалии конфликта на американскую землю? Что будет, если российские «Калибры», Х-101, Х-55 и «Ониксы» отправятся по своим делам на территорию Соединенных Штатов?
Русские крылатые ракеты
Несколько американских информационных агентств фактически впали в панику после обнародования доклада Центра стратегических и международных исследований (CSIS), в котором Америка оказалась беззащитной перед угрозой русских крылатых ракет воздушного и морского базирования. Сразу стоит оговориться, что допущение о массированном ударе России по США базируется на факте, что Кремль может решиться на такое, не ожидая ответа ядерным оружием. Пентагон называет это «неядерным нападением со стратегическим эффектом». Якобы существует некий пороговый уровень агрессии, до которого американцы не устроят ядерный апокалипсис. Очень сложно представить ситуацию, в которой Россия первой начала бы обстреливать Восточное побережье США крылатыми ракетами. Но вот в качестве ответной меры на провокации и casus belli на Украине – это вполне может рассматриваться реальным сценарием. И здесь у американской стороны множество проблем. Глобальный просчет Пентагона – это фактический отказ от объектовой ПВО в пользу истребителей-перехватчиков. Это, к слову, общая беда стран НАТО. В воздушной защите сложился интересный парадокс. Основные ресурсы брошены на противоракетную оборону и защиту наиболее важных объектов в стране и за её пределами. Американцы уже с 80-х годов прошлого столетия прочно уверовали, что ни одна бомба или ракета не способны упасть ни на один штат. Разве что баллистическая из Советского Союза/России, но здесь на страже глобальная противоракетная оборона. Везде разбросаны системы раннего оповещения, спутниковая группировка и пресловутые Aegis с противоракетами SM-3. Но кто или что защитит Нью-Йорк, Бостон или Филадельфию на восточном побережье от массированного удара крылатыми ракетами? Основная надежда на истребители-перехватчики пятого поколения, способные работать по цели вне прямой видимости, и противокорабельную оборону. До февраля 2022 года это считалось вполне достаточным для купирования угрозы. Во многом это базировалось на ощущении, что Россия не решится нанести упреждающий (или ответный) удар неядерными средствами. Сейчас такое ощущение в американских элитах исчезло. Джон Пламба, помощник министра обороны США комментирует:
Наступательные ракеты все чаще становятся предпочтительным оружием для России, Китая, Северной Кореи и Ирана для использования в конфликтах, а также для принуждения и запугивания своих соседей как в мирное время, так и в кризис.
Оказалось, что Россия
«лишь недавно разработала и развернула возможности угрожать США средствами ниже ядерного порога и своими новыми крылатыми ракетами, имеющими значительно большую дальность поражения и точность, чем их предшественники, что позволяет им наносить удары по Северной Америке далеко за пределами действия радаров NORAD (командование воздушно-космической обороны Северной Америки)».
Это мнение генерала Терренса О'Шонесси, датированное 2019 годом. Американцам с трудом приходится признавать, что наличие крылатых ракет – это далеко не эксклюзивная опция Пентагона с группой товарищей. И события на Украине подтвердили это в очередной раз. Особенно впечатлили американцев масштабы – за первые 125 дней спецоперации Россия использовала не менее 2 800 крылатых ракет различного типа. Пентагон совершенно не ожидал, и генералы сами это признают, что армия РФ в состоянии на такие массированные удары.
Главный элемент неожиданности
Американцы говорили о существовании зон A2/AD или Anti-Access and Area Denial исключительно в привязке к России и Китаю. Именно эти два государства создают «зоны воспрещения действия и маневра» у своих берегов. Если кто-то решится на эти «действия и маневры», то понесет неприемлемый ущерб. Вот, например, российская ракета воздушного базирования Х-101, способная пролететь до 5,5 тыс. километров, то есть самолет-носитель запускает изделие далеко за пределами зоны раннего предупреждения Соединенных Штатов и Канады. В этом случае более или менее защищен только Вашингтон, вокруг него размещена ЗРК NASAMS, которую сейчас пророчат украинским националистам. Всем остальным приходится надеяться на перехватчики и радары раннего оповещения. Последние заточены на поиск баллистических ракет и частично гиперзвуковых ударные средств, но крылатую ракету они могут увидеть только на конечном участке маршрута. Пуск подобных изделий чрезвычайно трудно отследить из космоса, так как инфракрасные датчики просто не увидят ракеты, особенно, когда старт произведен с подводного носителя. Баллистическую ракету хорошо видно – она летит высоко, хотя и очень быстро, и у военных есть несколько десятков минут для реагирования. А появление на радарах крылатых ракет – это всегда неожиданность, оставляющая на реакцию не более 2–3 минут. К слову, если бы у блока НАТО массово существовали эффективные средства борьбы с российскими крылатыми ракетами, они бы уже давно были поставлены киевскому режиму. А пока любые попытки помочь Киеву ставят под удар стратегическую безопасность государства-донора.
Мысли американских военных сейчас совершенно не с Украиной, а заняты попыткой создать собственную A2/AD вокруг страны. Главный принцип – не уйти в заоблачные ценники с одиннадцатью нулями. Достаточно и десяти нулей, точнее – около 32,7 миллиарда долларов на глубокоэшелонированную оборону от низколетящих крылатых ракет. Специалисты CSIS (Центра стратегических и международных исследований) в докладе North America Is a Region выделили несколько рубежей обороны, которые, по мнению исследователей, необходимо выстроить как можно раньше. Целая плеяда радаров должна выстроиться по всему периметру Соединенных Штатов. Это башенные РЛС, расположенные на 200-метровых вышках. Такие радары рассматриваются в качестве «золотой середины» как по дальности обнаружения, так и по стоимости. Вышки с радарами предполагается размещать по 19 штук в круговом модуле с расстоянием между вышками в 60 км. На 18 из них размещаются одиночные вращающиеся радары с фазированной антенной решеткой электронного сканирования с дальностью обнаружения и слежения около 75 км. В дополнение к каждому радиолокатору добавляется инфракрасный и оптический датчики. В центре структуры располагается радар управления противоракетной системы Aegis. В общей сложности каждая такая ячейка будет способна контролировать до 200 000 кв. километров пространства. Работа радаров на вышках позволит выигрывать у каждой крылатой ракеты до 15 минут времени. И таких модулей планируется несколько десятков вдоль всей границы.
Следующим звеном станут радары на аэростатах, которые уже испытываются и частично используются таможенно-пограничной службой, размещенные на высотах до 3 000 метров. Далее самолеты ДРЛО, работающие на высотах до 9 000 метров. Еще выше беспилотники с большим полетным временем, известные как HALE-UAVs, с потолком до 20 км. И наконец, спутниковая группировка датчиков на высотах от 900 км. В качестве «тяжелой артиллерии» предполагается использовать сеть загоризонтных радаров, позволяющих обнаруживать ударные авиагруппы и морские ордеры противника на расстоянии от 1 000 до 3 000 км. Дополнительно потребуется четыре РЛС – две на восточном побережье и две на западном. В этой конфигурации NORAD ожидает уверенное обнаружение крылатых ракет на всех направлениях. За перехват будут отвечать расширенная группировка истребителей и ЗРК дальнего действия. В общей сложности потребуется до 90 новых авиабаз на территории США, заполненных перехватчиками пятого-шестого поколения. При этом на пилотируемую авиацию возлагается далеко не самая главная задача – они слишком долго реагируют на внезапные угрозы. В первую очередь ставку делают на ЗРК типа Patriot, восьмиствольные системы вертикального пуска управляемых ракет Mk 41 и NASAMS. Важным аспектом противоракетной обороны территории США является методичная и целенаправленная борьба на дипломатическом, информационном и экономическом фронтах. То есть, проще говоря, эффективная разведывательная деятельность. Генерал Глен Ванхерк 25 апреля 2022 года всех «напугал»:
Я сосредоточен не на кинетическом поражении всех этих потенциальных угроз (крылатых ракет, движущихся на «центры принятия решений») в эндшпиле. В первую очередь речь идет о сдерживании и кампании, направленной на то, чтобы любой, у кого на уме были бы гнусные действия, никогда не поверил бы, что они могут добиться успеха, нанеся удар по нашей родине крылатой ракетой или любой другой ракетой или угрозой.
Американцы намерены либо узнать об атаке за несколько дней/часов, либо вообще не допустить удара. Например, если искусственный интеллект фиксирует увеличение на треть активности служб МТО на российских и китайских военно-морских и авиабазах, то это повод перевести в боевую готовность силы NORAD. Поэтому лучшая победа над крылатой ракетой – это уничтожение её еще на борту носителя, чем бы он ни являлся.CSIS призывают не допускать ошибок прошлого и не разбрасываться устаревшим вооружением. О чем речь? Речь о незаконченном строительстве, которое прервали из-за сиюминутной разрядки. Так, в 80-е годы было принято решение о постройку загоризонтных РЛС, но с окончанием холодной войны они так и не были доведены до конца. Сейчас недострой продан, а земля перешла в частные руки. Опыт Украины подсказывает, что в боевых условиях можно пользоваться совершенно устаревшими образцами вооружений, а не раздавать старье «банановым республикам», как это нередко делает Пентагон. Если доводы CSIS будут услышаны военно-политическим руководством США, то первые внедрения ожидаются в 2024 финансовом году. И это, безусловно, новый уровень угроз, с которым столкнется российская армия. Уверенность американцев в собственной неуязвимости – это совершенно лишний элемент в отношениях двух стран.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!