Главная » 2022 » Февраль » 10
21:39

50- летняя война "стран-бензоколонок" за рынок Европы

50- летняя война

Разговор о кризисе на Украине, где уже целый год в западных СМИ показывают якобы орды до зубов вооруженных российских военных на восточной границе, казалось бы вращается вокруг термина "безопасность". Взгляды на безопасность у России и США сильно отличаются, а заложником безопасности становиться энергетика ЕС, так как Россия является ведущим экспортером газа, угля и нефти в Европу. Учитывая, что этой зимой счета за энергию в Европе достигли заоблачных высот, гипотетическая война на Украине может вызвать энергетический голод. А что если все обстоит немного не так?

Что если энергоснабжение не осложняющий фактор, а главная причина, по которой начался кризис?

Если оглянуться назад, Россия (СССР) и США имеют многолетнюю историю битвы за "доение европейской энергетической коровы". Часто они использовали идеологические штампы или соображения национальных интересов, чтобы объяснить причину конфликтов. Но так же часто реальной причиной многочисленных кризисов была старая добрая коммерческая конкуренция.

Российско-американское нефтегазовое соперничество зародилось в конце Второй мировой войны. К 1944 году Сталин убедился, что Великобритания и США сговорились поделить между собой мировой нефтяной рынок, оставив Советский Союз с носом. Но он ошибался, нефть была фактически причиной временных трений в британо-американских отношениях в то время. В ответ Сталин попытался сохранить традиционную сферу влияния России в северном Иране, регионе, который СССР считал богатым нефтью. С этой целью он воспитал на берегах Каспийского моря два марионеточных режима. Однако весной 1946 года под давлением "мировой общественности" Сталину пришлось отступить и вывести Красную Армию из Ирана. Кризис способствовал краху доверия между двумя сверхдержавами.

"Холодная война", вступившая в свои права в течение следующего года, привела к разрыву торговых связей между Западной Европой и ее традиционными источниками энергии в восточной части Европы, такими как польский уголь и румынская нефть. Вашингтон ответил с готовностью. План Маршалла предусматривал кредитные линии, которые европейские получатели помощи могли использовать только для покупки ближневосточной нефти и только у американских корпораций. Между 1947 и 1950 годами Государственный департамент помог консорциуму, в который входили Standard Oil of New Jersey (теперь ExxonMobil) и Standard Oil of California (Chevron), построить трубопровод (известный как Tapline), по которому саудовская нефть поступала к берегам средиземноморский. Когда сирийское правительство уперлось и отказалось пропустить трубопровод через свою территорию, ЦРУ устроило переворот что привело к власти более сговорчивое правительство.

Несмотря на самые изощренные и продуманные планы США, к началу 1950-х годов советская нефть начала просачиваться на мировой рынок, особенно в развивающиеся страны. Обиженные американские нефтяные корпорации побежали в Белый дом с криками о стратегии "коммунистической подрывной деятельности".

Занимательный факт. В то время эти компании находились под следствием Министерства юстиции по обвинению в манипулировании ценами. Юристы, участвовавшие в деле, считали что дело уже в шляпе и иск позволит им разобрать эти корпорации на запчасти так же, как в 1911 году была ликвидирована рокфеллеровская Standard Oil. Однако нефтяные корпорации отправили Министерство юстиции в пешее эротическое путешествие, заявив, что это подорвет национальную безопасность в свете "коммунистической угрозы". Поскольку нефтяные компании и кулуары власти были на короткой ноге, то Государственный департамент и Совет национальной безопасности поддерживали их во всех начинаниях.

Крупные открытия нефти в Волго-Уральском регионе в конце 1950-х годов еще больше повысили интерес Советского Союза к экспорту в Западную Европу. Кремль хотел построить трубопроводы, которые соединили бы их новые нефтяные месторождения и доставили бы черное золото в сердце Европы через Чехословакию и Восточную Германию. Чтобы соблазнить европейских партнеров, СССР предложил продавать нефть по ценам ниже мировых.

Первой соблазнилась Италия. Ее национальная нефтяная компания, известная как Eni, искала надежных поставщиков, в то время как Советы остро нуждались в стальных трубах большого диаметра. В 1960 году обе стороны подписали соглашение "нефть в обмен на трубы". Eni оставалась крупнейшим клиентом Москвы в Западной Европе до 1970 года. Это был прорыв для советской нефтяной промышленности и серьезная угроза прибылям американских нефтяных корпораций, которые до этого момента наживали деньги на доении европейского рынка. В 1961 году американская делегация в НАТО внесла предложение о всеобъемлющем эмбарго на экспорт стальных трубопроводов в советский блок. Однако это предложение встретило лишь вялую реакцию со стороны других государств-членов.

В 1964 году Советский Союз завершил строительство сети трубопроводов, получившей название "Дружба". В следующие несколько лет он стал конкурировать с американскими энергетическими корпорациями на Ближнем Востоке. Он подписал крупные сделки в Ираке, Иране и Афганистане и построил трубопроводы, которые соединили иракскую нефть, афганский и иранский газ с советской инфраструктурой. Эти шаги позволили Москве взять на вооружение стратегию США, выступая в качестве посредника между ближневосточными производителями и западноевропейскими покупателями.

Неудивительно, что администрация Рейгана забегала по потолку, когда узнала, что СССР приступил к другому крупному проекту: трубопроводу, идущему от газовых месторождений Сибири в Западную Германию. Ссылаясь на опасения по поводу зависимости Европы от советских поставок (как же это до боли знакомо),  администрация пригрозила ввести санкции в отношении немецких и французских компаний, оказывавших важнейшую помощь Москве. Когда западноевропейские партнеры дали понять, что не сдвинутся с места, Вашингтон сдался и позволил завершить проект.

Только не смейтесь пожалуйста. Автором монографии по этому моменту отношений СССР и НАТО в 70-х является нынешний госсекретарь Энтони Блинкен

 

Распад Советского Союза в 1991 году и переход Российской Федерации к рыночной экономике должны были положить конец якобы идеологическому конфликту времен холодной войны. Однако оказалось, что геополитика и экономика говорят громче слов. После десятилетнего перерыва в 1990-х годах Россия навела порядок у себя в нефтяной отрасли и вернулась к США за стол большого энергетического покера. Первое десятилетие 21-го века, прошло в борьбе за оседлание южного газового коридора Европы. ЕС при поддержке США пытался реализовать проект "Набукко", целью которого была перекачка среднеазиатского газа в южную Европу через Турцию. В случае завершения трубопровод обошел бы Россию и диверсифицировал бы поставщиков в Европу. Однако к 2013 году стало ясно, что проекту не суждено сбыться. В результате Россия укрепила свои позиции основного поставщика газа в Европу.

США не заставили себя долго ждать, чтобы нанести ответный удар. Сланцевая революция позволила США экспоненциально увеличить добычу газа после 2005 года. При президенте Обаме Государственный департамент Хиллари Клинтон агрессивно продвигал технологию гидроразрыва пласта в Восточной Европе. С Chevron в качестве ведущего инвестора предполагалось, что бурение в Восточной Европе создаст альтернативные источники газа, которые уменьшат зависимость Европы от России. Эти надежды вскоре рухнули. Непонятно откуда взявшееся народное сопротивление, юридические осложнения и невезение свели на нет усилия Америки. Тем не менее, за последние шесть лет США вошли в тройку крупнейших экспортеров сжиженного природного газа, а в начале 2021 года США стали главным поставщиком в Европу.

Все это дает логическое объяснение текущих событий на Украине. И "Дружба", и крупные газопроводы проходят по территории Украины, потому что на момент их строительства Украина была частью Советского Союза. В результате треть газа, поставляемого Россией в Европу, проходит через нее. Поэтому неудивительно, что Россия проявляет крайнюю озабоченность делами на Украине.

Хотя Россия пыталась уменьшить свою зависимость от Украины, вкладывая значительные средства в строительство других трубопроводов в обход этой страны, потеря инфраструктуры на Украине серьезно ограничила бы экспорт российского газа. Поэтому Путин жестко реагировал каждый раз, когда считал, что Украина дрейфует в сторону Запада. Дважды он использовал прекращение подачи газа в качестве рычага, а когда это не привело к желаемому результату, отвалился Крым, и ко всему прочему Украина лишилась своего угля.

Вашингтон не спешит реагировать на российские угрозы. Кризис играет на руку американским компаниям по добыче сланцевого газа, которые начали восставать из мертвых. Американский экспорт сжиженного природного газа в Европу увеличился на 40 процентов в последнем квартале 2021 года и, как ожидается, будет намного выше в первом квартале 2022 года. В последние недели руководители американских энергетических компаний заявляли, что они стремятся заменить российский трубопроводный газ на американский сжиженный газ.

Тем не менее, перерастание кризиса в открытую войну было бы плохо для всех сторон. Это может привести к внезапной остановке любого вида российского экспорта в Европу и вызвать серьезный шок для "европейской дойной коровы" и как следствие и американской экономики. По этим причинам кризис, вероятно, затянется на какое-то время и закончится скорее мышиной возней под ковром и закулисными договорённостями, а не войной.



Источник

Просмотров: 288 | Добавил: kravcov_ivan | 50- летняя война "стран-бензоколонок" за рынок Европы | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:37:39


00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх