Когда красивая девушка с подиума говорит милые глупости, ей все прощается, она же такая очаровашка. Но если взрослый мужчина на серьезных щщах заявит, что его мечта — мир во всем мире, и ты, и мы покрутим пальцем у виска. Дело даже не в том, что это глупость какая-то или инфантилизм. Это как минимум нереально. Проще открыть «Хилтон» по франшизе на Марсе или в Северной Корее, чем добиться утопии на Земле. Сама концепция «мира, дружбы, жвачки» противоречит человеческой природе. Это не плохо и не хорошо: мы такие мелкие в масштабах Вселенной, что на наш 75-летний век беспокоиться о ком-то, кроме близких, кажется лицемерием. Впрочем, это красивая и благородная мечта. Но мы убеждены: недостижимая.
Не веришь нам — загляни в классическую литературу: Чевенгур, Кимгим, Англия по Оруэллу. Построение утопии невозможно без тоталитаризма, а он неизбежно ведет к революционной борьбе. Как итог — война, смерть, голод. На мир во всем мире не очень похоже, правда?
1. Человеческая природа предполагает жестокость
В первую очередь мы с тобой — биологический вид, постоянно борющийся за выживание. Нам уже не нужно носить вонючие шкуры и бегать с копьем по лесу — у нас есть кредитные «Фокусы» и «светлый верх, темный низ» по графику с 9 до 19 пять дней в неделю. У нас есть скидки и распродажи. А кто-то в далекой Африке убивает за воду. Так или иначе, мы все еще в системе координат Дарвина и всегда будем в ней. Это законы жизни и эволюции, иначе и быть не может. Мир во всем мире предполагает дружелюбие и равноправие: нет обиженных и обездоленных, нет голодных и угнетенных, нет рабов и рабовладельцев. И никто и никогда не захочет чего-то, что есть у другого, и не отнимет это. Наверное, после они обнимутся и пойдут по радуге на live-концерт «Бурановских бабушек».
2. Человек — алчное существо, и его волнует собственное благополучие
Эволюционные девиации в виде благородства, рыцарства и безвозмездного меценатства не имеют ничего для противостояния диктаторам из стран третьего мира. Всегда были и будут богатые и бедные. И богатые направляют векторы политического, экономического и технологического развития в нужное им русло. Не стоит полагать, что все, что происходит, делается исключительно для народа. Теории ЗОГа, тамплиеров, рептилоидов-жидомасонов с Нибиру, конечно, остаются на ТВ3, но ты не можешь отрицать, что олигархи влияют на международные отношения. Влияют они и на жизнь простых граждан. И никогда никто из них не сделает чего-то себе в ущерб. Как и ты бы не стал резать себе ногу, чтобы кровью напоить жаждущего воды.
3. Разность климатических и природных зон
Земля — удивительная планета. Хрупкая и прекрасная. Она сочетает в себе немыслимое разнообразие термических условий, грунтов, вод и атмосферы. И если в некоторых ее регионах земля сама растит пищу, даже зерна бросать не нужно, где-то на голых камнях дух из пещеры за пару коз убьет соседа. Или за одну, просто от скуки. В засушливых регионах платят водой — там она дороже золота, а жизни лишали и за медяки. В областях, где нет ничего, всегда есть она — война. Больше просто нечем заняться. У людей ничего нет: ни еды, ни воды, ни шансов выжить самостоятельно. А уходить с насиженных мест уже просто некуда — вот и приходится по заветам предков искать тех, у кого что-то есть, и делить по справедливости: тому, кто жив, достается все.
4. Деструктивный вектор развития на исторической парадигме
Древнегреческий философ и ученый Геродот в своем труде «История» описывал взлет и падение одной из величайших быстроразвивающихся областей в мире. Его трактат — поучение всем, кто считает общенародные идеи единства и равенства работающими даже в условиях небольшой локации. А сколько великих империй распалось? Монгольская, римская, российская — все они держались на личностях, но и из-за личностей и пали. Всегда будут те, кого что-то не устраивает, и будут те, кому выгодны перемены. Даже объединенные одной идеей и целью общины не протянут долго.
5. Литературные примеры удачных утопий, основанные на магии и романтике
Самым ярким примером, очевидно, можно считать труд Маркса и Энгельса «Манифест Коммунистической партии» — чтиво не самое приятное, но очень подходит. Принципы и позиция коммунистических партий можно назвать в контексте материала «романтическим трудовым утопизмом» — отцы-основатели описали основы работы идеального мира. И дали пролетариату в руки оружие и инвентарь для ковки этого самого мира. Результат ты знаешь.
Гиперборея в мифологической литературе, как и Атлантида с ее атлантами, — те же утопические миры, сгинувшие без следа. И ни в одном из этих идеальных миров, как и в артурианской Британии, не было демократии — был король, и были подданные. И жили по слову его. И в страхе и уважении к его полубожественной-полумагической силе. Совпадение с жанром фантастики? Не думаем.
Даже в рамках всего одного города рай недостижим: этому помешают сами люди. Принцип соседского зазаборья неотступно идет вместе с цивилизацией на всех этапах ее развития. И будет идти дальше. С ТВ нам вещают о тех, кто хуже нас, косвенно и подтекстово возвеличивая нужных; в школах детям с детства закладывают идеи национального превосходства; в интернете гасят все очаги иного мнения, а на радио морально устаревшие и интеллектуально неподготовленные ведут агитационную пропаганду. Не так ли куется культ личности для последующей перестройки?