Кто прокладывал эти границы между республиками Закавказья
Нынешнее обострение конфликта между Арменией и Азербайджаном обусловлено далеко не только и не столько фактором Нагорного Карабаха. После мировой и гражданской войн и революций, после того, как и сама Россия и её закавказские соседи балансировали на грани распада или же перехода в полуколониальное состояние, многовековая межнациональная и межконфессиональная рознь армян и азербайджанцев никуда не ушла.
Её жёстко, хоть и не всегда успешно, подавляли и Персия, и Российская и Османская империи. Но эта рознь давала минимум шансов на урегулирование взаимных границ двух новообразованных мононациональных республик: Армянской и Азербайджанской. Они сначала входили в Закавказскую федерацию – не слишком удачный тамошний аналог РСФСР, но стали полноправными союзными в составе СССР. Тогда же они и получили свои весьма замысловатые границы.
Показательно, что задолго до известного конфликта, переросшего в полномасштабную войну, эти границы не устраивали обе стороны. Причём не устраивали изначально. Это только казалось, что армяно-азербайджанские рубежи на рубеже 20-х и 30-х годов были установлены окончательно и бесповоротно.
Соответствующие решения советского ВЦИК республиканские власти из Баку и Еревана периодически требовали изменить в свою пользу, но долгое время тщетно. Однако в конце концов руководство Азербайджанской ССР, несравнимо более влиятельное в Москве, чем армянские конкуренты, добилось демаркации взаимных границ. И в ее ходе Баку добился очень многого.
Чего добивался и добился Баку?
Во-первых, того, что территория Азербайджана в нескольких местах глубоко вклинивалась в территорию Армении. При этом территорию включенного в Азербайджанскую ССР Нагорного Карабаха, где всегда преобладало армянское население, демонстративно отделили от Армении "Лачинским коридором" шириной в 15-40 км. Именно тот коридор в начале 90-х годов был занят войсками Армении.
Во-вторых, именно вблизи армяно-азербайджанской границы в Армении были созданы три района — эксклава, принадлежащих Азербайджану. Причем один из таких районов расположился всего лишь в 30 км от Еревана, то есть между Нахичеванской АССР Азербайджана и столицей Армении. Да и эта АССР была создана внутри Армянской ССР, поэтому Нахичеванский регион Азербайджана фактически является крупнейшим эксклавом внутри Армении.
Армения же выторговала для себя лишь один подобный эксклав — Арцвашен (азербайджанский Башкенд) вблизи границы Азербайджана с Арменией. Характерно и то, что этот армянский эксклав и два из трёх азербайджанских эксклавов расположены в сопредельных друг с другом северо-западном регионе Азербайджана (Арцвашен) и северо-восточном регионе Армении.
Естественно, что столь "причудливые" взаимные границы и принадлежность тех эксклавов нередко оспаривались армянами и азербайджанцами в советский период. Прежде всего Баку и Ереван предлагали так "выровнять" границы, чтобы те национальные эксклавы вошли в состав территорий соответственно Азербайджана и Армении.
Причем в Армении периодически претендовали также на большую часть соседнего Тоузского района Азербайджана (точнее, для её соединения с эксклавом Арцвашен), где ныне развернулся военный конфликт, а также на северный район Нахичеванской АССР (Норашенский район), чтобы "отодвинуть" границу с Азербайджаном от Еревана.
Азербайджан адекватно "отвечал" претензиями на весь восточный берег армянского озера Севан. И даже на южно-армянский регион — Мегри-Кафанский район, который находится между Нахичеванской АССР Азербайджана и остальной территорией Азербайджанской ССР. В этом случае вся советско-иранская граница в Закавказье была бы на территории Азербайджана.
А в Кремле не торопились
Москва по понятным причинам не решалась изменить эти границы. Но старые споры резко обострились после 1991 года, а к середине 90-х годов упомянутые эксклавы были упразднены Арменией и Азербайджаном. Так что столь длительный военно-политический конфликт Армении с Азербайджаном обусловлен не только Нагорным Карабахом.
Относительно же азербайджанской принадлежности Нахичеванского региона нельзя не вспомнить Карсский договор, подписанный 13 октября 1921 года Армянской, Азербайджанской, Грузинской ССР и РСФСР с Турцией. Он действует бессрочно и предусматривает в статье 5, что:
Между тем на рубеже 40-х и 50-х годов минувшего века усилиями тогдашнего главы Азербайджана М. Д. Багирова (см. Меня здесь русским именем когда-то нарекли.) в республике была разгромлена разветвленная сеть пантюркистской агентуры. Но вскоре после расстрела Багирова (1956 г.), инициированного лично Н.С. Хрущевым, почти все "пострадавшие", выжившие пантюркисты, были реабилитированы и стали получать должности в среднем и высшем звеньях руководства Азербайджана.
Нет ничего удивительного в том, что позиция Анкары с прямой поддержкой Азербайджана сохраняется и поныне. Как отмечали авторы французской "Фигаро" 17 июля уже нынешнего года,
Как бы то ни было, у Анкары есть в первую очередь свои территориальные притязания не только в Закавказье, которые уходят в османские времена, а сегодня разжигаются президентом Эрдоганом. Нынешние бои относятся к контексту усиления агрессивности Турции и, в частности Эрдогана, который хочет вернуться к имперскому прошлому».
При этом "оборонные расходы Азербайджана превосходят общий бюджет Армении". Что же касается пограничных споров Еревана с Баку, то "эти конфликты были заморожены на протяжении 80 лет при советской власти, но ничего так и не было урегулировано.
Судя по однозначной поддержке Турцией Азербайджана и в нынешнем тоузском конфликте, резонно предположить, что, принимая во внимание трезвые оценки "Фигаро", при продолжении этого конфликта Анкара окажет Баку как минимум политическую поддержку.