Не плюй в колодец — вернется бумерангом
В среду во время встречи с работниками атомной отрасли Президент России Владимир Путин прокомментировал прекращение поставок композитных материалов для российского самолета МС-21.
"Вот вы занимаетесь работой в сфере оборонного комплекса. Но ничего не имеет общего с оборонным комплексом наш новый среднемагистральный самолет МС-21. Взяли и по соображениям недобросовестной конкуренции партнеры наши прекратили поставку нам соответствующих композитных материалов для крыла. Ну что это такое. Это просто хамство. На мировом рынке. С нарушением всех общепризнанных принципов и правил".
В интернете сразу радостно отметились комментаторы возбуждённо обсуждая тему "промотали в России все полимеры". Только вот все их комментарии оказались мимо.
Проблема пластикового крыла для МС-21 давно разрешена. Сейчас Росавиация приступает к сертификации МС-21 с применением российских полимерных композиционных материалов в основных элементах планера самолета.
История эта почти двухлетней давности, когда в январе 2019 пришла новость о прекращении поставок композитов из Америки и Японии из-за американских санкций. Причиной этих санкций стала банальная недобросовестная конкуренция в борьбе за рынки со стороны западных авиапроизводителей. Те не захотели видеть самолёт, который занял бы ту же нишу, что (не упавший ещё к тому времени) американский Boeing-737 MAX, да европейский Airbus A320.
МС-21 предназначен для самой большой рыночной ниши среднемагистральных лайнеров. Этот авиалайнер более продвинутый и превосходящий конкурентов в своём классе по многим параметрам. И это первый в мире узкофюзеляжный самолёт с удлинённым и композитным крылом. Отказ от композитов, которые позволяют сделать крыло и лайнер легче, а значит, экономичней и дешевле, лишил бы новый самолёт многих его преимуществ.
Однако ожидания тех, кто вводил санкции, вряд ли оправдались. Теперь производители занимающиеся композиционными материалами в России говорят, что ситуация поменялась, что если раньше их привлекали на случайные работы, то сейчас они загружены работой полностью.
Да, в результате для перехода на российские отечественные композиционные материалы, сроки запуска авиалайнера в серию пришлось сместить на год на 2021 г. В стране ускорили разработку собственных композитных технологий и построили производства. Вышло, что до всей этой истории композиты для авиации делали всего две страны в мире - американцы эпоксидный клей, а японцы - углеводородные нити. В результате появилась третья страна - Россия, причём, она владеет ВСЕЙ компетенцией в отличие от западных стран.
Даже больше получилось - после испытаний нового крыла в ЦАГИ, оказалось, что оно прочнее и легче западного. Теперь конструкторы задумались над тем, чтобы слепить его тоньше.
Будущее, да и настоящее авиации - за композитами. Дюралюминий останется (да и то неясно: надолго ли?) только в военной авиации, а гражданские самолеты будут, извините, пластмассовыми. И в этой ситуации не освоить собственное производство композитов - это преступление!
Почему в России не сделали этого раньше? Потому что весь современный мир работает на законах кооперации. Где-то можно и самым наладить производство построив завод, но выгодней купить. Или дело в сроках - используют производимые сертифицированные компоненты и не тратят время, чтобы пройти этот нелёгкий путь самим. И у Boeing и у Airbus, например, сотни иностранных поставщиков. Boeing-787 состоит на 70% из импортных комплектующих, получая 35 % из России, плюс получая титан для гражданских самолетов.
А вот с сайта Airbus:
"Russian engineers also performed more than half of all design work on the A330-200F"
"Российские инженеры также выполнили более половины всех проектных работ по А330-200Ф"
А еще в России производятся комплектующие для двигателей Rolls-Royce, которые потом опять-таки ставятся на Airbus. И много еще чего...
Как говорится, "вы не можете быть специалистом во всём", но именно этого русские сейчас пытаются, причём вполне благополучно, достичь. У МС-21 зависимость от иностранных поставщиков планируют сократить до 3%. Это вот как раз наглядный пример полного замещения. Найдите еще хоть один самолет похожего класса с такой степенью локализации производства???
И свою нишу новый авиалайнер точно займёт, даже если из принципа его будут игнорировать европейцы и американцы. У России свой рынок и не маленький, давно пора пересаживаться на свои новые самолёты. По году российские авиакомпании (все вместе) закупали 50-60 разных новых бортов. Класса МС-21 в этом количестве примерно 30-40 штук.
В заключение
Запад планировал разорвать экономику России в клочья своими санкциями. На Западе вещали, что "Россия - это колосс на глиняных ногах, стоит его подтолкнуть и он развалится". Толкали, разрушали. И что?! А то, получилось наоборот.
Нечего обращать внимание на крики и санкции Оттуда. Все, что делает Россия, для них всегда будет не верно, тем более, что это еще и бьет их в каком-то роде. Не надо бояться вводить контрсанкции против них. Но надо заниматься и развитием широкого спектра промышленности, что бы зависимость от Запада была минимальной. Вот над чем надо работать.
И процесс идёт. В России запускают производство газовых турбин большой мощности. Siemens сразу забыл о санкциях, и внезапно предложил 100% локализацию, причем с передачей всех технологий, включая ключевые. Но теперь "поздно пить Боржоми".
Турбины для кораблей, двигатели для самолётов и вертолётов, некоторые виды трансформаторов, труб и т.д. до 2014 года выпускались на заводах, построенных СССР на Украине - теперь производятся в России, как и многое-многое-многое другое вплоть до таких мелочей, как производство аналога своих "Рижских шпрот", но уже астраханских.