Лукашенко избили в Доме правительства. С того дня минуло уже много лет. Многие подробности забылись, а о некоторых широкая общественность так и не узнала...
«Александр Лукашенко избит милицией в Доме правительства». Буквально кричали заголовками все белорусские газеты, вышедшие 29 июня 1994 года.
Интернет-газета Naviny.by решила вспомнить об этом инциденте, который, без сомнений, прибавил очков потерпевшему от милицейского произвола.
Вот, например, что сообщала своим читателям тиражом более 420 тысяч экземпляров «Советская Белоруссия»:
«Утром 28 июня работниками Главного управления государственной охраны были применены меры физического воздействия против кандидата в президенты Александра Лукашенко. Результатом непродолжительного инцидента для Лукашенко стали ссадины и царапины, а его новый костюм, в котором он так любил выступать перед избирателями, пришел в негодность».
На самом деле будущего президента в свалке с милиционерами возле кабинета № 241 Дома правительства чуток попинали, испачкали светлые брюки и порвали пиджак.
Дадим слово на тот момент главному финалисту президентской компании, который после первого тура набрал больше всех голосов — 44,82%.
«Вчера нашей комиссии было разрешено возобновить работу в 241-м кабинете Дома правительства, который опечатан в связи с якобы прекращением деятельности комиссии. Сегодня утром я пришел на работу, однако наткнулся на плотный кордон сотрудников милиции. Такого хамского обращения я давно уже не встречал. Еще никто не брал меня за грудки. Физическому воздействию подверглись и шедшие со мной рядом профессор Капитуло и народный депутат Синицын», — рассказал Лукашенко корреспонденту «СБ» через несколько минут после инцидента.
Справка Naviny.by
Временная комиссия Верховного Совета Республики Беларусь для изучения деятельности коммерческих структур, которые действуют при республиканских и местных органах власти и управления, во главе с Лукашенко была создана 4 июня 1993 года. А 14 декабря того же года наступил тот самый «звездный час», когда будущий президент неторопливо поднялся на трибуну и зачитал доклад антикоррупционной комиссии. По сей день никто не отрицает тот факт, что именно это выступление сыграло свою роль в победе Лукашенко в первых президентских выборах. О нем узнала вся страна.
26 января 1994 года Верховный Совет принял постановление по докладу председателя временной комиссии. Доклад приняли к сведению, а прокуратуре поручили провести проверку фактов. Лукашенко предлагал сделать временную комиссию постоянной, но не получилось. Официально комиссия свою миссию выполнила. Материалы передали прокуратуре, а кабинет № 241, где она работала, был опечатан.
У инцидента были свидетели.
Народный депутат Виктор Кучинский сообщил журналисту: «У кабинета стояли полковники, подполковники, сотрудники службы охраны. Они встали так, что в кабинет невозможно было войти». Коллега Кучинского Дмитрий Булахов подтвердил, что «было оказано физическое воздействие, Лукашенко разорвали одежду, нанесли легкие телесные повреждения. В заявлении (в прокуратуру) мы укажем, что, по сведениям, поступившим от охраны, это были указания министра внутренних дел Данько».
В общем, шуму было много, и через несколько дней МВД вынуждено было огрызнуться заявлением пресс-службы, из которого следовало, что начальник Главного управления госохраны МВД Чеслав Целюк дважды предупреждал кандидата в президенты Лукашенко о правилах вскрытия опечатанных кабинетов Верховного Совета. В первый раз — на входе в здание, второй — возле кабинета № 241.
«Однако кандидат к доводам Ч.Целюка не прислушался, растолкав милиционеров, открыл дверь ключом».
В результате — у сотрудников милиции оторваны пуговицы, надорван погон, повреждена форменная куртка.
«Учитывая неприкосновенность народного депутата, статус кандидата в президенты Республики Беларусь, — подчеркивала пресс-служба МВД, — насильственные действия в отношении А.Лукашенко работниками милиции не предпринимались».
Врали, конечно! Откуда же тогда взялись на теле будущего президента «легкие телесные повреждения», которые были засвидетельствованы бригадой «скорой помощи», прибывшей в Дом правительства? Не сам же он себя отмутузил?
В этот же день Александр Лукашенко направил официальное заявление генеральному прокурору республики с просьбой расследовать инцидент, который, по его мнению, спровоцирован министром внутренних дел Владимиром Данько.
Республиканская прокуратура заявление направила в прокуратуру Минска, которая нашла основания для возбуждения уголовного дела № 919293 по ст. 167 УК РБ «Превышение власти или служебных полномочий». Александр Григорьевич был официально признан потерпевшим. Пострадавшие вещи были отправлены на экспертизу. Кто-то из членов команды просил провести ее побыстрее, мол, пиджак у кандидата единственный.
В число подозреваемых попали сотрудники милиции — полковник Чеслав Целюк и еще один страж порядка, чье имя история сохранила только в материалах уголовного дела.
После убедительной победы Лукашенко на президентских выборах в качестве свидетеля несколько раз допрашивался экс-министр внутренних дел Данько. Но доказать его причастность к приказу подчиненным любыми способами не пущать потерпевшего в кабинет, не удалось. До обвинений дело не дошло, и спустя два месяца оно было прекращено. То ли за отсутствием состава преступления, то ли в виду невозможности доказать вину подозреваемых.
Были слухи, что кто-то из членов команды после выборов приходил в прокуратуру знакомиться с прекращенным уголовным делом, он остался недоволен, настаивал на возобновлении расследования, но позже все само собой забылось. В том числе и имя основного фигуранта этой давней истории, без которого и пиджак Лукашенко был бы цел, и тело будущего президента осталось бы без синяков.
У истока конфликта в Доме правительства стоял… обыкновенный курьер республиканской прокуратуры. Когда временная комиссия под руководством Александра Лукашенко завершила свою работу, кабинет № 241 был опечатан и ключ от него вместе с антикоррупционными материалами попал в прокуратуру. Может быть, даже случайно. Как бы там ни было, но ключ этот оказался в руках пожилого курьера, которому дали задание вернуть его в Верховный Совет.
«А кому?», — спросил дедушка. «У кого брали, тому и отдать надо», — ответил чиновник прокуратуры. Дальнейший ход событий очевиден. Курьер нашел Александра Григорьевича и вручил ему ключ. Александр Григорьевич решил, что таким образом ему дали добро на продолжение работы временной антикоррупционной комиссии и устремился к кабинету № 241, где его уже ждали, что свидетельствовало о том, что за кандидатом в президенты внимательно присматривали.
Ну а чем это все закончилось, хорошо известно.
Кстати
Став президентом, Александр Лукашенко вполне мог попортить жизнь своим обидчикам. Но он, наоборот, можно сказать, проявил к ним милость.
Генерал-лейтенант внутренней службы Владимир Данько в должности главы МВД пробыл всего несколько месяцев. После ЧП в Доме правительства больше года о нем ничего не было слышно. А в декабре 1995 года указом президента Владимира Антоновича назначили начальником Академии МВД, где он служил до 1999 года.
Миновал высочайшей мести и другой фигурант этой истории. Бывший начальник управления государственной охраны МВД Чеслав Целюк по сию пору возглавляет службу безопасности Исполкома СНГ.
О судьбе материалов уголовного дела № 919293 ничего не известно. По слухам, его из архива столичной прокуратуры в конце 90-х переправили в архив республиканской прокуратуры. Никаких секретов в нем нет, обычный набор: заявление, показания свидетелей, подозреваемых, заключение экспертиз, да пара фотографий частей тела будущего президента со следами синяков…
Несмотря на то, что оттуда идёт большое количество продукции, которая нужна РФ на фронте каждый день, такой помощи на коммерческих условиях недостаточно и концепцию этих отношений неплохо было бы пересмотреть. Особенно