Трудно поверить, как точно 100 лет назад в «Правде» была описана нынешняя «культурная» действительность. Несколько цитат мы приведём ниже.
Удивительно и то, что большинство «перебежчиков» нам и вправду подарила «творческая интеллигенция» и шоу-бизнес. И вряд ли это совпадение.
Помнится, смеялись когда-то над всем этим. А оказалось зря.
Просто до нас не доходило, о чём речь. А речь-то шла о нас.
Статья в «Правде» от 1928 года называлась «О музыке толстых».
Автором был великий пролетарский писатель Максим Горький, живший тогда в Италии, на острове Капри.
Статья была о джазе, но как любой великий человек, будь то писатель, художник или политик, он через призму своих впечатлений от музыки смог разглядеть социальную катастрофу, исходящую от капиталистической системы и её культуры, которая сегодня поразила культуру и систему России.
Говоря о капиталистической системе и капиталистической культуре, мы хотели бы, чтобы понятие «джаз» в этом контексте воспринималось не буквально как музыкальный жанр, а только как инструмент, использованный для переформатирования сознания общества, главным образом – молодёжи.
К сожалению, мы сегодня вынуждены цитировать советского классика с сокращениями и заменой слов, которые вам, мы надеемся, домыслить не составит труда.
Читаем
«...Вдруг в чуткую тишину начинает сухо стучать какой-то […] молоточек – раз, два, три, десять, двадцать ударов, и вслед за ними, точно кусок грязи в чистейшую прозрачную воду, падает дикий визг, свист, грохот… врываются нечеловеческие голоса…»
«…послушав эти вопли минуту, две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумцев […] на сексуальной почве, а дирижирует ими какой-то человек-жеребец, размахивая огромным […]».
«Под её ритм во всех великолепных кабаках «культурных» стран толстые люди, цинически двигая бёдрами, грязнят, симулируют акт […]. Ему, толстому, женщина не нужна как друг и человек…».
«В мире толстых […] разрастается «однополая» любовь. «Эволюция», которую переживают толстые, есть вырождение».
«..Это – эволюция от красоты менуэта и живой страстности вальса […] к джаз-бэнду [афроамериканцев], которые, наверное, тайно смеются, видя, как белые […] эволюционируют [вниз], откуда [афроамериканцы] Америки ушли и уходят всё дальше.»
Предпоследняя цитата чётко и недвусмысленно рисует нам мировую социальную повестку на сегодняшний день, а последняя прямо отсылает к феномену и триумфу движения Black Lives Matter.
Если идти в рассуждениях дальше, то можно предположить, что такой «музыкальный» жанр как «рэп», где используются не стихи, а примитивная рифмованная речь с обязательными «идиоматическими выражениями», стал сверхпопулярным у молодёжи не случайно.
Всё что происходит вообще с нашей культурой в целом и музыкой в частности, можно описать немного переделанной фразой Виктора Третьякова, к которому мы обращались в прошлой статье:
«..массовое общество через массовую культуру производит массовое невежество, а через телевизор и интернет воспроизводит его».
Вот так всё и работает. Просто, и как мы можем наблюдать, вполне эффективно.
В результате сегодня мы и получили подтверждение пророческому предупреждению советских идеологов: «сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст».
Связь статьи Горького с этим хлёстким лозунгом достаточно очевидная, поскольку именно после её публикации, в конце 20-х – начале 30-х годов, в СССР начались гонения на джаз, сначала формальные.
Спустя пару лет после Фултонской речи Черчилля в Вестминстерском колледже, после которой началось противостояние СССР и Запада во главе с США, постановлением ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года джаз был обвинён в «формалистическом направлении, чуждом советскому народу».
Автор фразы про «Родину продаст» достоверно неизвестен, одни говорят, что придумал её Сергей Михалков, другие, что какой-то сотрудник «Крокодила» подписал ею карикатуру с изображением стиляги.
При Хрущёве «сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст» была уже вовсю в ходу и «летала» в народе в качестве крылатой фразы.
А еще в ту пору была популярна фраза «Сегодня твисты он танцует, а завтра Родиной фарцует!»
К чему мы это всё?
А просто мы обратили внимание, что многие из ныне «уехавших» от проблем артистов, а так же разного рода деятелей, которые приложили руку к развалу СССР и занялись торговлей родиной, относятся к поколению тех, кто вырос в субкультуре «хрущёвской оттепели».
«Оттепели», с которой принято связывать попытки реставрации капитализма, возрождение культа мещанства, кратное усиление культурного воздействия Запада на мировоззрение и мировосприятие молодёжи СССР.
Может быть, всё это случайные совпадения. Может, и совпадений никаких нет, а нам просто всё показалось.
Кстати, уже несколько лет по Интернету гуляет шутка: «Сегодня пармезаном угостился, а завтра с Родиной простился!».
А как говорят: «в каждой шутке, есть доля шутки».
А почему они состоялись? Правительственного квартала уже давно не должно быть и упырь кукуевский должен под себя ходить от страха