Ах, как хочется проснуться.
Хочется проснуться и чтобы за окном был 83-й год. Когда не было еще ни Путина, ни Ельцина, ни Горбачева. То есть они где-то были, но не руководили страной.
Хочется листать Технику молодежи, учиться, строить, изобретать, читать, писать, запускать космические корабли, чтобы они бороздили, бороздили...
И чтобы не было никаких кредитов, процентов, рефинансирования, коллекторов, ипотеки, бесконечной гонки за прибылью, в результате которой все равно все остаются в долгах, даже сами банки - вся страна в долгах, вся жизнь в долгах, все друг другу должны до самой пенсии, а некоторые уже и до гроба - вся жизнь в кредит...
Чтобы не было невыполнимых обещаний президента и правительства про доступное жилье, а было само жилье. Чтобы не было дурацких шуток про доллар, за который вчера получали 32 рубля, а сегодня целых 45. Чтобы не было идиотских анекдотов про то, что предыдущая полоса, оказывается, была белой...
Мне не нужны черные и белые полосы от президента - я не хочу жить как зебра и тем более как ЗК. Меня вполне устраивала одна красная полоса, когда она была действительно красной.
Хочется проснуться в тот год, когда не стреляли в Нагорном Карабахе.
В тот год, когда не убивали Донбасс.
В тот год, когда никто не задумывался, к какой из советских республик относится Крым, потому что он был общим, советским, в нем одинаково принимали и русских и украинцев и всех остальных.
Хочется проснуться в тот год, когда Украина еще не скакала, а Российская Федерация не строила из себя святую невинность, не занималась ментальным превосходительством над всем остальным миром.
В тот год, когда еще не был сбит Боинг.
В тот год, когда не была разрушена Сирия - мне ее тоже очень жаль, даже сейчас, после освобождения Пальмиры, потому что я не верю в то, что сирийская война закончится хорошо, я не верю в то, что Кремль решит этот конфликт лучше, чем в Донбассе, по многим разным причинам не верю.
Хочется вернуться в тот год, когда у России и Грузии не было спорных территорий, когда Приднестровье не было отрезанным ломтем, когда не было войн в Чечне, которые вроде бы завершены, но шрамы-то остались.
Но...
Если бы кто-то вдруг на самом деле мог вернуть меня в 83-й год, я бы перед отправкой задумался...
Ведь в 83-м году уже была война в Афганистане. И судьба СССР по большому счету была предрешена. Не только из-за Афганистана. Советская система к 83-му году уже была надломлена где-то глубоко внутри, уже успела подгнить и появление Горбачева было предопределено - если не самого Горбачева, то какого-нибудь другого "могильщика Союза".
Нет, возвращаться надо куда-то раньше, в 70-е.
Хотя и это очень поздно, потому что Брежнев привел страну именно к тому, к чему и мог привести самовлюбленный болван, коллекционирующий медали на собственной груди. Он всю страну научил коллекционировать незаслуженные награды, заниматься самолюбованием, льстить самим себе, приучил к потребительству во все возрастающих объемах, а когда советская промышленность перестала удовлетворять растущие потребительские замашки брежневского гомо-советикуса, внимание которого было переключено с производства на потребление, самовлюбленный советский потребитель обратил внимание на западные картинки, пустил на них слюну и всей толпой ломанулся за джинсами, мафонами и китайскими пуховиками...
Нет, в 70-е тоже все было предрешено.
Надо возвращаться в 60-е.
А впрочем, и это поздно.
Хрущев пожалуй был не таким плохим руководителем, как принято считать, но все-таки он допустил грандиозную ошибку, оттоптавшись на фигуре Сталина. Он надломил систему. Именно этот надлом привел к тому, что обиженные на Хрущева партийцы привели к власти самовлюбленного болвана, да и сами стали такие же, дорвавшиеся до власти обиженки.
Получается, что надо в начало 50-х?
Нет, при всем уважении к товарищу Сталину, после Победы во Второй мировой и он допустил большую ошибку. Даже две. Одной ошибкой стала его конфронтация с Жуковым. А второй ошибкой стала шпиономания и избыточно жесткая политика для страны-победителя. Все-таки советский народ после Великой Победы заслуживал больше прав и свобод, чем ему оставил вождь всех народов. Этим и был предопределен приход Хрущева. Чтобы этого не произошло, Сталину следовало вовремя передать свои полномочия Лаврентию Павловичу. Которого впоследствии незаслуженно оболгали. А ведь он наверное был именно тем руководителем, кто должен был принимать страну после войны.
Так куда же возвращаться?
В 40-е - страшно, особенно в начало.
В 30-е тоже.
Быть нэпменом не хочу.
В гражданскую - боже упаси...
Куда возвращаться?
Во времена Николашки? - бездарного подкаблучника, отрекшегося от престола в пользу брата, который отрекся вслед? Во времена императора, устроившего мировую войну с двумя своими кузенами?
Куда возвращаться?
Во времена Александра? Или Екатерины? Но много ли мы знаем про времена Екатерины чтобы утверждать, что это были лучшие времена и при великой императрице не было совершено ошибок, предопредиливших дальнейший ход истории?
К Петру? К Ивану Васильевичу?
Про них мы знаем еще меньше. Про них тоже было написано столько всего, что уже не разобрать, где правда, а где нет. Их тоже - одни оболгали, а другие приукрасили.
Нет, пожалуй никуда не стоит возвращаться.
Что было, то было.
Прошлое не изменить.
Тем более - непонятно, что менять. Такое впечатление, что менять надо все от Рождества Христова. И даже раньше. От Сотворения Мира.
Такое впечатление, что как надкусили яблоко, как рванул Большой взрыв - так и понеслось - ошибка за ошибкой.
Наверное так происходит потому, что история непрерывна и ошибки прошлого предопределяют ошибки будущего, а обходиться без ошибок человеку не дано.
Поэтому не хочу уже просыпаться ни в 83-м, ни в 70-м, ни в другом году. Проснусь завтра.
И буду надеяться, что все остальные тоже проснутся.
В прямом и переносном смысле.
Конечно, мы не вернемся в прошлое.
Но мы можем проснуться в будущем.
И если мы хорошенько проснемся, то весь этот кошмар прекратится - кошмар с процентами, кредитами, долгами, кошмар Донбасса, кошмар Карабаха, безвременье Приднестровья, застрявшего где-то между прошлым и будущим... прекратится топтание России на месте, возникающее оттого, что она боится сделать шаг вперед, потому что впереди у нее нет Путина, без которого ей обещали ужос-ужос...
Если мы хорошенько проснемся - наступит будущее, которое намного лучше прошлого.
Это не значит, что в будущем мы не совершим никаких ошибок.
Но если мы проснемся по-настоящему, то ошибок будет намного меньше.
И это будет лучше, чем возвращение.
А главное - вернуться нельзя, а проснуться - можно!
Нагорный Карабах. В ночь на субботу начались ожесточенные бои. Странное чувство. Словно когда-то я об этом уже слышал. Да. Действительно слышал. Только это было очень давно.
1988 - Погром в Сумгаите. 1989 - появление отрядов самообороны. 1990 - чрезвычайное положение. 1991 - обстрел Степанакерта. Декабрь 1991 - вывод внутренних войск МВД СССР. 1992-1994 - война.
Этот конфликт начался за три года до того, как ликвидировали СССР. И продолжился после ликвидации СССР. Но за последние 20 лет он так и не был разрешен. И снова все пришло к состоянию войны.
Такое чувство, что мы просто сделали какую-то странную петлю и пришли к тому же, от чего уходили. Подошли к той же ситуации. Только с другой стороны.
И не нужно говорить, что конфликт в Нагорном Карабахе нас не касается - подобные мнения лишь усиливают чувство дежавю. Потому что прошлый раз некоторые тоже надеялись отгородиться от этого конфликта. Было такое мнение, что если ликвидировать СССР, дать независимость национальным республикам, то все их разборки друг с другом Россию уже не коснутся.
Но эта политика привела лишь к тому, что в дополнение к разборкам Армении и Азербайджана появились разборки Грузии и Абхазии, Грузии и Южной Осетии, Грузии и России, а два года назад и разборки России с Украиной.
Ликвидация СССР не решила ни одного конфликта, а только породила множество новых - в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье, Донбассе.
И война на территории бывшей Югославии - тоже результат ликвидации СССР.
И происходящее на Ближнем Востоке - в Ливии, Ираке, Сирии - тоже является следствием разрушения глобальной системы безопасности, которая держалась на балансе сил СССР (Варшавского договора) и США (НАТО).
Кто-то говорил нам, что в 1991 году была совершена бескровная революция, мягкий переход от социализма и плановой экономики к демократии и рынку.
Да, 18-21 августа 1991 года действительно погибли всего несколько человек.
А 12 июня вообще никто не погиб. И 8 декабря тоже.
Большая кровь пролилась позже.
В Карабахе, Чечне, Абхазии и Южной Осетии, в Донбассе.
И это не считая тех, кто тихо и незаметно умер на всей территории ликвидированного СССР, не вписавшись в рынок. Не считая тех, кого убили, отбирая квартиры, кого выставили на улицу, кто покончил с собой, оставшись без средств и смысла к дальнейшему существованию.
Но самое страшное даже не то, что осталось позади, в 90-х.
Самое страшное - то, что ждет нас впереди.
Самое страшное - не то, что за раздел СССР и переход к дикому капитализму пришлось заплатить сотнями тысяч погибших в войнах и миллионами погибших на улицах и в домах.
Самое страшное - то, что эти жертвы были напрасны и раздел СССР ничего не решил. И ликвидация советской системы ничего не решила.
Мы приходим к тому же состоянию, в котором были 25 лет назад. Только приходим к этому врозь и с разной скоростью. Кто-то приходит быстрее - например, Молдавия и Украина. Кто-то медленнее. Кто-то уже пришел - как Донбасс и Нагорный Карабах.
Мы приходим к тому, от чего надеялись убежать, только теперь мы разделены, теперь у нас нет общей страны, общей идеи, общей цели. Теперь каждый из нас трясется за свое ничтожное хозяйство со своими хатками и полированными чемоданами на колесах - держится за них и надеется, что чужие проблемы его не коснутся, обойдут стороной, где-то там, далеко, армяне и азербайджанцы постреляют друг друга, плохие русские с плохими украинцами постреляют друг друга, хорошие сирийцы постреляют плохих и... и все успокоится?
Нет, ничего не успокоится.
Самое страшное впереди.
Нагорный Карабах сам по себе очень мал.
И не оттого исчез СССР, что столкнулся с проблемой Карабаха.
Нагорный Карабах - это индикатор. Индикатор того, что народы, которые живут в России и вокруг России, не могут жить в мире и согласии при той системе, которая существует в данный конкретный момент.
Это индикатор глубокой патологии общества на всем постсоветском пространстве.
Это индикатор потери управления.
Наша власть, а она вся примерно одинакова, на всем пространстве бывшего СССР, стремительно теряет контроль над ситуацией. Где-то этот контроль уже потерян, где-то еще сохраняется.
Возобновление войны в Нагорном Карабахе - индикатор этого процесса.
Это примерно как маячок на аварийной конструкции. Если сработал один маячок - значит вся конструкция уже пришла в негодность и начинает рассыпаться. И процесс обрушения как правило идет с ускорением, необратимо.
На самом деле, Нагорный Карабах - не первый маячок. Первым был Донбасс. Конфликт в Донбассе, который Россия не смогла разрешить, перед которым Кремль оказался бессилен - он был первым таким маячком.
Но события в Нагорном Карабахе намного более символичны.
Символизм этих событий в том, что прошлый раз, когда сработал маячок Нагорного Карабаха, разрушился Союз.
А что будет теперь?
Нет, не говорите, что теперь это происходит за пределами России.
Все пространство бывшего СССР - это единая социальная конструкция, единая система, единое общество. Народы, проживающие на пространстве бывшего СССР, неразрывно связаны друг с другом - эта связь формировалась несколько веков, начиная с Российской империи и заканчивая Союзом. И с ликвидацией СССР связь народов не исчезла - 25 лет слишком малый срок для этого. Тем более, что Россия продолжает оставаться многонациональным государством, с которым неразрывно связана экономика и политика всех соседей.
Даже украинская политика самостийности на самом деле полностью зависит от России, поскольку построена на противопоставлении России и без упоминания России теряет всякий смысл.
Все республики, вышедшие из СССР - единая система.
И конфликт в Нагорном Карабахе - признак непригодности системы в ее текущем виде. Признак того, что власти республик не могут решать спорные ситуации мирным путем, а народы не могут жить в сложившейся системе, не участвуя в конфликтах.
Нагорный Карабах - индикатор того, что сложившаяся за последние 25 лет система непригодна для дальнейшей жизни.
Ни рыночная экономика, ни демократия западного образца не дали нам стабильности и возможности жить в согласии, мирно трудиться и развиваться.
Все, что мы получили от постсоветской системы - это разделение, противопоставление, алчность, жадность, культ потребительства, кредиты, проценты, аварийное жилье, сырьевые экономики, зависимость от иностранного капитала...
Да, еще мы получили колбасу, колготки, японские телевизоры (последнее время китайские) и полированные чемоданы на колесах в ассортименте.
Но эти полированные чемоданы на колесах очень быстро горят - спросите у жителей Донбасса. А японские или китайские телевизоры в подвалах не показывают, потому что нет ни света ни телесигнала. И колбаса очень быстро исчезает из магазинов, когда на улицах начинают стрелять.
И не нужно думать, что у России сильная армия и самый лучший в мире президент, поэтому в России стрелять не будут.
Мне тоже хочется надеяться, что в России стрелять не будут.
Но что будет делать Россия, когда гуманитарную помощь придется отправлять не одному Донбассу, а всем республикам разрушенного Союза?
И главное - кто пришлет гуманитарную помощь самой России, если золотовалютные резервы кончатся раньше, чем вырастут цены на нефть?
Мы не останемся сухими, когда кругом будет ливень.
Тем более, что происходящие события в действительности являются результатом решений, принимавшихся в 1990-1991 годах в Москве.
Тем более, что Россией управляют люди с теми же целями и тем же уровнем сознания, что и в других республиках бывшего СССР. Не надо думать, что кругом дураки, а в Кремле умные - это не так. Всеми республиками бывшего СССР управляет гнилая постсоветская элита. Просто у России больше денег и природных ресурсов, но это не решает проблем, которые находятся у руководства в голове.
Алчная постсоветская элита не решила никаких проблем и конфликтов, существовавших в позднем СССР или возникших после его раздела. Она только создает новые и новые проблемы.
Мы сделали некую петлю и пришли к существовавшим ранее проблемам с другой стороны, создав по пути множество новых.
И решением будет только новое большое объединение народов, живущих в России и на границах с Россией.
Но решение это будет лежать через крах постсоветской феодально-капиталистической системы, через отказ от демократии западного образца, через коллапс либеральной экономики.
И увы, снова через войну.
Может быть я сгущаю, хотелось бы в это верить...
Но с новостями про события в Нагорном Карабахе меня посетили очень плохие предчувствия.
Потому что я уже слышал это. Когда-то давно.
Это означает войну.
Но потом, после этой войны, когда все рухнет и будет отстроено заново, а оно неизбежно рухнет и неизбежно будет отстроено - проблема будет решена. И эта и многие другие.
И наступит мир. Новый мир.
Может быть на сто, а может быть даже на триста лет вперед.
А может быть и дольше.