9 октября 1944 года, во время московских переговоров союзников, Уинстон Черчилль мягко и вкрадчиво обратился к товарищу Сталину: «…Давайте урегулируем наши дела на Балканах… А? У нас есть там интересы… Не будем ссориться из-за пустяков…»
Товарищ Сталин согласился – обменяв преимущественное советское влияние в Румынии и Болгарии на британское влияние в Греции. Хотя и знал, что Уинстону Рендольфовичу очень – так, что вискарь порой не лез в горло — свербит вопрос Греции. И можно было бы основательно поторговаться. Но впереди была Ялтинская конференция…
А наших «союзников» — британцев, действительно очень волновал «греческий вопрос».
Еще 9 сентября 1944 года передовые части 3-го Украинского фронта, ведя боевые действия против Болгарии, вышли на линию Русе, Палатица, Карнобат, Бургас. А в ночь с 8 на 9 сентября началось восстание в Софии, правительство Муравиева было свергнуто, образовано правительство Отечественного фронта во главе с Георгиевым.
Немецкое командование, прекрасно понимая, что войска Вермахта в Греции могут оказаться в котле, начало спешную эвакуацию своих бравых вояк.
Эвакуироваться немцам охотно, с огоньком и веселым задором помогали греческие партизаны Народно-освободительной армии Греции (ЭЛАС) – вооруженные отряды Национального освободительного фронта Греции (ЭАМ). Эти бравые хлопцы к сентябрю 1944 года имели в своем составе 10 дивизий, кавалерийскую бригаду, 1-й Корпус (легко вооруженный) — для действий в Афинах. И даже несколько танков и бронетранспортеров. И мощную поддержку местного населения. В отдельные моменты в рядах ЭЛАС сражалось бойцов даже больше, чем у нашего батьки Сидора Ковпака.
И к середине октября, надавав немцам пендюлей – преследуя и терроризируя отходящие части, греческие антифашисты контролировали практически всю территорию своей страны. (Что интересно, британская авиация, которая господствовала в воздухе, как-то не заметила эвакуацию немцев из Греции. А немецкие морские транспорты почему-то спокойно прошли через Эгейское море под носом британских кораблей и подлодок. На вопрос советского командования: «Как так получилось, что немцы спокойно вывезли самолетами с острова Крит 50 тыс. солдат?», — британцы, с присущей им холодной яростью, гордо ковырялись в носу. Бывает.)
12 октября 1944 года партизаны городских легко вооруженных отрядов ЭЛАС вступили в центр Афин. И сняли к такой-то матери нацистскую символику с Афинского Акрополя. Причем, как отмечают многие историки, массовой экзекуции нацистских прихвостней и коллаборантов в городе и окрестностях не наблюдалось.
А зря…
В этот же день, 12 октября 1944 года, британские войска начали… операцию по освобождению Греции от немецко-фашистских захватчиков.
(Потом операцию «Манна» англичане завернут в «фантик» оказания гуманитарной помощи пострадавшему от оккупации населению)
Черчилль боялся, что Коммунистическая партия Греции попытается взять власть. Осознавая весь гигантский облом Империи в ходе Второй мировой войны, стремился сохранить хотя бы влияние в Средиземноморье. И потому приказал в спешке снимать войска с действующего (!) Итальянского фронта. (За два месяца – с 12 октября до 12 декабря – британцы увеличили численность своих войск с первоначальных 8 тыс. до 40 тыс. «освободителей»)
«Освободители» в Греции действовали так успешно, что английский главнокомандующий Генри Уилсон, браво доложил Черчиллю — Афины освобождены с 13 на 14 октября британскими частями! А уже 18 октября 1944 года в Афины торжественно и триумфально въехали (на джипах) парашютисты 5-го шотландского батальона и привезенные ими члены «правительства национального единства». Тот факт, что «освободителей» почему-то встречал почетный караул ЭЛАС, британцев не смутил.
Фашистские прихвостни повылазили из схронов. И со всех концов Греции начали сползаться под защиту англичан…
Главнокомандующий союзными силами в Греции британский генерал-лейтенант Рональд Скоби в кратком выступлении сказал, что теперь в Греции будет демократия. И выдвинул ультиматум – он потребовал от ЭЛАС немедленно сложить оружие.
Партизаны, глядя на скалящих зубы из-за спин британских солдат бывших полицаев и щуцманов – новые хозяева пообещали выплатить им задержанное старыми хозяевами жалованье, послали британцев в пешее эротическое путешествие.
Представители коммунистов в правительстве страны отказались подписать декрет о роспуске ЭЛАС и 1 декабря 1944 года вышли из его состава. В Греции возник правительственный кризис.
А 3 декабря 1944 года в Афинах состоялась многотысячная демонстрация греков. Демонстранты скандировали лозунги «Нет новой оккупации!» и «Коллаборационистов к суду!»
Полиция, ультраправые и «активисты» (из фашистских недобитков) открыли огонь…
5-го декабря 1944 года по приказу Черчилля в бой против ЭЛАС вступили британские вооруженные силы.
Ну, как вступили? Понимая, что закаленные в боях партизаны, отлично знающие местность и пользующиеся поддержкой населения, быстро наваляют британским воякам, «освободители» решили привлечь… «батальоны безопасности» — бывших коллаборационистов.
И началась гражданская резня. Бойня.
Пленных коммунистов британцы отправляли в концентрационные лагеря, демократично развернутые в Северной Африке.
Бойцы ЭЛАС предпочитали не брать в плен вояк из «батальонов безопасности». Их аккуратно развешивали на деревьях.
«Активисты» же отыгрывались на симпатизирующем левым местном населении. Которое стройными рядами отправлялось в британские концлагеря.
За первый месяц боев со стороны ЭЛАС погибло около 3 тыс. солдат, со стороны «правительственных сил» — 3,5 тыс. А британцы потеряли всего 265 человек. Убитыми и пропавшими без вести.
В конце концов, Черчилль довел число «освободителей» до 100 тыс. Войска перебрасывались в Грецию даже тогда, когда американские и британские дивизии мужественно выравнивали линию фронта (в смысле — драпали) в Арденнах, а Черчилль умолял Сталина раньше начать наступление на Висле и Одере – оплачивая кровью советских солдат аферы и хотелки западных демократов…
8 мая 1945 года. Оставшийся на острове Крит небольшой гарнизон немецких солдат, получив сообщение о капитуляции гитлеровской Германии, аккуратно сдал оружие на склад и, обложенный со всех сторон партизанами, стал курить бамбук — дисциплинированно ждать «старших», которые определят их судьбу.
11 мая 1945 года. Высадившиеся на Крите «освободители» (британцы) быстро поняли, что партизаны ЭЛАС как-то не рады их прибытию и почему-то желают видеть британцев исключительно купающимися в море. И запросили помощи… у немецкого гарнизона. Гитлеровцы дисциплинированно разобрали оружие со складов и даже обеспечили британцев танковым прикрытием силами двух оставшихся в боеспособном состоянии танков батальона «Крит» (был развернут на базе танковой роты 212-го танкового батальона, выведенного к тому времени в Пруссию). Оказав помощь британцам, избавленные от блокады гитлеровцы – наконец-то покушавшие нормально, опять сдали оружие на склады и так же дисциплинированно отправились в почетный плен.
(Хотя об этом эпизоде и говорится в 79-й серии фильма «Вторая мировая. День за днем», а доктор Марлен фон Ксиландер (в книге «Die deutsche Besatzungsherrschaft auf Kreta 1941 – 1945») упоминает о некой «британской помощи немцам на Крите в конце войны», основательных документальных подтверждений этому эпизоду лично я не нашел)
А гражданская бойня в Греции продолжалась до октября 1949 года. Еще в 1947 году британцы вывели из Греции свои войска, оставив там одну дивизию. Британия осознала, что ей не справиться с «греческим вопросом».
И с 1947 года Греция перешла в сферу влияния США. Полились огромные деньги, вкладываемые в обучение и вооружение «активистов» — любителей «Баварского» и ценителей арийского порядка.
В 1952 году счастливые греки, потеряв в гражданской войне около 300 тыс. человек с обеих сторон, вступили в НАТО.+
Ровно через 70 лет после начала «освобождения» Греции, западный мир вновь задействует свою любимую стратегию геополитического противоборства с влиянием России – разжигая и поддерживая костер гражданского противостояния.
На этот раз в Восточной Европе. В Украине.