В этой статье мы поговорим об одном из последних больших полководцев испанских Габсбургов – Алессандро Фарнезе. Боевое крещение он получил в знаменитом морском сражении при Лепанто, а наибольших успехов достиг в Нидерландах. Причём воевать в этой провинции испанских Габсбургов ему пришлось в самый тяжёлый момент, когда многим казалось, что Нидерланды уже потеряны навсегда.
Род Фарнезе
Алессандро Фарнезе был представителем древнего аристократического рода, первые сведения о котором в исторических документах появляются около 1210 года. В то время предки героя нашей статьи были известны как синьоры де Фарнето (de Farneto). Среди них были и рыцари, и церковные иерархи (уровня епископов), и дипломаты. Возвышение Фарнезе началось в середине XVI столетия, когда девица из этой семьи – Джулия, которая в Риме была известна как Giulia la Bella (Прекрасная), стала любовницей знаменитого кардинала Родриго Борджиа, в будущем – римского папы Александра VI. Это ему (а также его детям Чезаре и Лукреции) приписывают массовое отравление своих врагов (современные исследователи относятся к этим средневековым легендам, придуманным врагами испанской семьи Борха, более чем скептически). Джулия родила от своего покровителя дочь Луизу, а её 25-летний брат Алессандро получил от него сан кардинала и три епископские епархии (любопытно, что духовный сан он принял лишь в возрасте 45 лет). Предполагаемая дочь Джулии и Александра VI – Луиза, вышла замуж за племянника папы римского Юлия II, который был злейшим врагом рода Ди Борджи (Борха). А брат «прекрасной Джулии» позже (в 1534 году) сам стал римским папой. После избрания понтификом он принял имя Павел III.
Павел III известен изданием очень важной буллы Sublimis Dei, в которой запрещалось обращение в рабство индейцев и всех прочих людей. Ему Николай Коперник посвятил свой труд «О вращении небесных сфер». Но в нравственном отношении Павел III мало отличался от своих предшественников. Известно, что он контролировал всех римских проституток, которые платили ему налог, как сутенеру. Продолжал этот понтифик и традиции торговли церковными должностями, а трёх своих внуков он сделал кардиналами, причём два из них на момент присвоения сана ещё не достигли совершеннолетнего возраста. Для своего незаконнорождённого сына – Пьера Луиджи, Павел III в 1537 году воссоздал герцогство Кастро (существовало до 1649 года). В 1545 году к этому герцогству были присоединены Парма (которая стала столицей) и Пьяченца. Герцогство Парма потом находилось во власти Бурбонов, Габсбургов, Наполеона, Сардинского королевства.
На этом гербе герцогов Пармы мы видим и щит Кастро, и единорога Фарнезе:Внук Павла III и второй сын Пьера Луиджи – Оттавио Фарнезе, стал супругом внебрачной дочери императора Священной римской империи Карла V – Маргариты. Эта девочка родилась 5 июля 1522 года, её матерью была фламандка Иоганна ван дер Гейнст. В 1533 году Маргарита получила право именоваться Австрийской, но более известна она именно как Маргарита Пармская. 29 февраля 1536 года эту девочку, которой ещё не было 14 лет, выдали замуж за герцога Флоренции Алессандро Медичи, официально считавшегося племянником папы римского Климента VII, хотя многие считали его сыном этого понтифика. В 1537 году Алессандро был убит своим кузеном Лоренцино Пополано де Медичи. Долго быть вдовой Маргарите не позволили: 4 ноября 1538 года 16-летняя девушка стала супругой 13-летнего Оттавио Фарнезе.
В этом браке Маргарита 27 августа 1545 года родила в Риме мальчиков-близнецов, один из которых умер в возрасте 4-х лет. Вторым был Алессандро Фарнезе (Alessandro Farnese) – герой нашей статьи. Как мы помним, Маргарита Пармская была уроженкой Нидерландов. Именно поэтому наследник Карла V – Филипп II в 1559 году назначил её наместницей этой провинции (эта должность называлась статхаудер или штатгальтер – буквально «держатель государства»).
Первые годы жизни Алессандро Фарнезе
А её муж находился в Парме, которую он оспаривал у собственного деда – римского понтифика Павла III, а потом у Юлия III, желавших присоединить герцогство к папской области. Окончательно вопрос решился лишь в 1551 году. Единственный сын этой четы с 1556 г. находился при дворе Филиппа II – вначале в Брюсселе, а потом, с 1559 года – в Мадриде, где он воспитывался вместе с инфантом Карлосом и другим знаменитым бастардом Габсбургов – доном Хуаном Австрийским, который позже возглавит флот Священной лиги в грандиозном сражении при Лепанто. Некоторые полагают, что сын Маргариты при дворе Филиппа II находился в роли почётного заложника и должен был гарантировать её лояльность, как наместницы важной провинции. Алессандро Фарнезе и наследник престола дон Карлос были двоюродными братьями и племянниками Хуана (сын Карла V). При этом Алессандро Фарнезе был самым старшим из них – он родился на 2 года раньше своих однокашников.
Кстати, именно тогда, при Филиппе II – в 1561 году, Мадрид и стал столицей Испании: до тех пор королевский двор «кочевал» между Толедо и Вальядолидом. Первые годы жизни Алессандро Фарнезе провёл в Италии и потому, несмотря на последующее воспитание в Мадриде, испанцем так и не стал. Все считали его итальянцем.
В 1565 году Александр Фарнезе вернулся к матери в Нидерланды и в том же году женился на португальской принцессе Марии. Свадьба состоялась в Брюсселе. Старший сын этой четы – Рануччо, будет наместником отца в Парме, а после его смерти займёт герцогский престол.
Между тем в Нидерландах стремительно нарастали противоречия между местными буржуа, купцами и центральной испанской властью. О предпосылках восстания этой провинции и начале Восьмидесятилетней войны было рассказано в статье «Железный герцог» Альба и революция в Нидерландах. Напомним, что в 1566 году в Нидерландах началось «Иконоборческое восстание», подавить которое, а также наказать его зачинщиков и активных участников, было приказано герцогу Фернандо де Толедо Альба, который прибыл в Нидерланды в августе 1567 года. Маргарита Пармская отправилась к мужу в Италию, где и находилась, с небольшим перерывом в 1580-1581 гг. до смерти в 1586 году. Что касается Алессандро Фарнезе, то он принял активное участие в войне Священной лиги против Османской империи (1570-1573 гг.). В сражении при Лепанто (7 октября 1571 г.) он возглавил небольшой отряд из трёх генуэзских кораблей, который сражался в центре – против основных сил османского флота, возглавляемых адмирал Али-пашой Муэдзинзаде. В абордажном бою корабль, на котором находился Алессандро, захватил вражескую галеру.
Неудачи Испании в Нидерландах
В Нидерландах политика террора, на которую сделал ставку герцог Альба, оказалась неэффективной. В 1673 году он был отозван и после возвращения в Испанию оказался в опале (как и его сын Фадрике). Смилостивился король только в 1580 году, когда понадобилось завоевать Португалию. 25 августа 1580 г. Альба разгромил португальскую армию в битве при Алькантаре и через 2 дня вошёл в Лиссабон. Эта победа и стала последней в жизни «железного герцога». А мы вернёмся в Нидерланды, куда наместником вначале был направлен Луис Рекесенс-и-Суньига. Он попытался действовать «не кнутом, а пряником»: в 1574 году упразднил пресловутый Совет по делу о мятежах, который в Нидерландах называли «Кровавым». Был отменён и введённый герцогом Альба налог «алькабала», который, будучи механически перенесён на территорию Нидерландов, оказался чрезвычайно разорительным: из-за высокой степени разделения труда и традиционно высокой посреднической активности получилось, что каждый товар по пути к потребителю облагался налогом до семи раз. Но полумеры не действовали, война продолжалась, и именно тогда жители осаждённого Лейдена разрушили дамбы, затопив местность вокруг. В марте 1576-го Рекесенс умер, и на его место был назначен дон Хуан Австрийский – сводный брат Филиппа II, внебрачный сын Карла V, герой Лепанто, который 7 октября 1571 года в нетерпеливом ожидании таранного удара флагмана османского флота не молился, а под звуки военного оркестра танцевал весёлую сарабанду на артиллерийской палубе своего корабля.
Дон Хуан Австрийский и Алессандро Фарнезе в Нидерландах
На помощь он призвал из Италии старого знакомого – Алессандро Фарнезе, племянника и однокашника по Мадридскому двору, который был его подчинённым в битве при Лепанто. Алессандро привёл с собой около 9 тысяч ветеранов. Кроме того, примерно 4 тысячи солдат пришли к Хуану из Лотарингии с Петером Эрнстом I, графом Мансфельда. Кстати, уж если мы говорим об испанской армии и её командирах. В английской книге «Воспитание молодого дворянина», написанной в начале XVII века, можно было прочитать:
«Отправляйся во Фландрию, представься там эрцгерцогу и посмотри на его армию. Познакомься с испанскими капитанами: у них можно многому научиться. Там ты станешь совершенным в военной дисциплине, там примером и поощрением в тебе пробудят отвагу.»
Но дисциплину испанские солдаты готовы были соблюдать только при условии своевременной выплаты жалованья. А с этим делом после отставки герцога Альба, который жёстко выбивал с нидерландцев деньги на содержание армии, было плохо. Луис Рекесенс, как мы помним, в 1574 году отменил алькабалу, Мадрид денег присылал мало и неохотно. И к осени 1576 года солдатам испанской армии уже 2 года не платили жалованье. В результате 4 ноября 1576 года, ещё до прибытия дона Хуана в Нидерланды, в Антверпене произошёл инцидент, известный как «испанская ярость» – разграбление города озлобленными и вышедшими из-под контроля ландскнехтами. Это ещё больше осложнило ситуацию в Нидерландах и оттолкнуло от Испании даже прежде лояльные города и земли. Но, с другой стороны, напуганные разгромом Антверпена депутаты Генеральных штатов, которые заседали в то время в Генте, опасаясь новых погромов в других городах, выступили с предложением так называемого «Гентского умиротворения». Нидерланды объявлялись неделимой территорией с полной свободой торговли и перемещения. Признавалась и власть Филиппа II, но высказывалось требование об отмене законов, направленных против кальвинистов. Войска, участвовавшие в разграблении Антверпена, были объявлены вне закона. Дон Хуан, прибывший в мятежную провинцию в январе 1577 года, подписал Брюссельскую унию, которая гарантировала восстановление прав и вольностей Нидерландов и даже утверждение Вильгельма Оранского статхаудером Голландии и Зеландии. С другой стороны, Генеральные штаты признавали главенствующее положение католицизма в Нидерландах. После этого Брюссель открыл ворота перед Хуаном, который въехал в город в феврале 1577 года. Продолжив переговоры с Генеральными штатами, он согласовал текст «Вечного эдикта», который практически совпадал с положениями «Гентского умиротворения», кроме одного пункта: Хуан объявил себя статхаудером всей территории провинции. И этого оказалось достаточно для возобновления боевых действий, поскольку Зеландия и Голландия, где наиболее сильны были позиции кальвинистов, изначально не были настроены на компромисс и искали лишь повод к новому противостоянию. К тому же дон Хуан напугал всех своими планами союза с ярым католиком – герцогом Гизом и освобождения Марии Стюарт, которая должна была восстановить католичество в Англии (с последующей женитьбой на ней). Не возражал он и против брака с Елизаветой Английской, что не вызывало у данной королевы ни малейшего энтузиазма.31 января 1578 года армия Хуана атаковала и разгромила превосходящие силы повстанцев у Жамблу. Дон Хуан тогда командовал пехотинцами терции, Фарнезе – кавалерией.
В июле 1578 года боевые действия в Нидерландах возобновились, и 22-хтысячная армия Хуана заняла Намюр и Шарльмон. Новое обострение вызвало гнев Филиппа II, у которого уже не было денег на эту войну. Генеральные штаты потребовали от него отозвать Хуана, и король пошёл навстречу, но неукротимого бастарда Габсбургов было уже не остановить. Отказавшись уйти из Нидерландов, он отправил к Филиппу II письмо с просьбой о помощи, обещая ему завоевать и другие области мятежной провинции. Ни денег, ни войск он не получил, а в это время на его армию надвигались войска Вильгельма Оранского, которыми командовал генерал Боссо и отряды немецких протестантов, сформированные на английские деньги. Удара можно было ожидать и со стороны гугенотов Франции. После неудачной попытки атаковать Боссо у Рименана, Хуан вернулся в свой лагерь близ Намюра. Здесь в его войсках началась какая-то эпидемия (предполагают, что это был брюшной тиф). Одной из жертв болезни стал и этот блестящий бастард, который умер, не дожив до 32-х лет – 1 октября 1578 года. На посту наместника Нидерландов его сменил племянник – Алессандро Фарнезе. В следующей статье мы продолжим рассказ об Алессандро Фарнезе и поговорим о его деятельности в Нидерландах, а также о походах во Францию.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!