Прежде всего, необходимо понимать, в каком контексте Вячеслав Володин решил напомнить, откуда у американцев появилась Аляска. Не было никакого «Вперед, на штурм Аляски»! Политик вскользь прокомментировал ситуацию с Норвегией, которая не пропускала российский грузы на Шпицберген. На острове три поселка под юрисдикцией России – Баренцбург, Пирамида и Грумант. Именно на Баренцбург норвежцы отказывались пропускать два контейнера, якобы это нарушает европейские санкции. Но позже вопрос был решен, и груз пришел адресатам на борту норвежского судна. Случилось это после инициации Государственной думой денонсации договора с Норвегией о разграничении морских пространств. Точнее, речь шла о проработке вопроса о денонсации. Но этого вполне хватило, и норвежцы быстро нашли лазейку в санкционном законодательстве. Депутат от коммунистов Николай Коломейцев проговорил в этой связи:
Возмутители спокойствия
«Представляете, если бы мы еще и поручили, – глядишь, и Америка бы начала рыбу поставлять, куда положено».
Володин в ответ:
«Америка пускай всегда помнит: там есть часть территории – Аляска. Вот когда они начинают пытаться распоряжаться нашими ресурсами за границей, прежде чем это делать, [пусть] подумают, что нам тоже есть что возвращать».
Как утверждает Володин, Петр Толстой (зампред Думы) предложил даже провести на Аляске референдум о вхождении в состав России. Очевидно, что кейс Аляски муссируется в российском руководстве. В середине июня представитель МИД Мария Захарова иронично поставила на место журналиста CNN. Дело было вокруг вопроса о словах Владимира Путина, посвященных его высказываниям о Петре I и возврате исторических земель. После небольшого ликбеза американскому журналисту, Захарова заявила:
«Я наконец поняла, почему представитель CNN так волнуется. Я никак не могла понять по поводу исторических земель. Вы про Аляску, что ли?»
Похоже, что про Аляску, Мария Владимировна и последующие слова Володина только добавили масла в американское пламя. Но первым, кто потребовал задуматься о статусе Аляски, были не Володин и не Захарова, а депутат Олег Матвейчук. Так получилось, что наиболее громкие заявления сейчас звучат из уст наших законотворцев. Матвейчук еще в середине марта предложил в ответ на украденные российские денежные резервы вернуть домой Аляску. Депутату показалось, что взаимозачет по схеме «Аляска за 330 млрд долларов» не совсем справедлив и призвал присовокупить к репарациям еще и русское поселение Форт-Росс в Калифорнии. Ироничное заявление российской стороны вызвало вполне серьезную реакцию в США. Сенатор от Аляски Лиза Мурковски, дабы не вызвать панику среди избирателей, написала в соцсетях:
«Этого никогда, никогда, никогда не произойдет!»
Надо отметить, что общий пропагандистский фон в Соединенных Штатах, похоже, переходит все рамки. Вокруг России средства массовой информации сформировали такой демонический ареол, что общественность на полном серьезе готова обсуждать возможный конфликт из-за Аляски. Иронично-провокационные заявления российских политиков воспринимаются в Соединенных Штатах за чистую монету. Или в российской риторике только доля иронии?
Аляска, домой!
Американцы давно просили Аляску у России. Впервые это случилось еще в Крымскую войну, но тогда свою роль сыграла позиция Англии, которая обещала не трогать русские владения в Северной Америке. Усиление Соединённых Штатов было совершенно не выгодно Лондону. Предлагали американцы тогда около 5 млн долларов. Добиться своего дипломатам из-за океана удалось только к 1876 году, когда Аляска перешла под американскую юрисдикцию за 7,2 млн долларов золотом. Среди причин, почему Александр II решился на продажу 1 519 тыс. кв. км территории были экономический кризис в Российской империи, долг перед Ротшильдами в 15 млн фунтов стерлингов, желание улучшить отношения с США и нежелание отдавать территорию Англии. Последняя вполне могла отвоевать у Российской империи этот кусок Северной Америки. Официально Аляску передали 6 октября 1867 года в Ново-Архангельске, столице Русской Америки, когда после оглашения договора спустили русский флаг и подняли американский. Так завершилось семидесятилетнее присутствие России в Северной Америке. Продажу 6 % русской территории можно назвать самой бездарной сделкой в истории империи. Во-первых, фактически были обесценены труды Шелихова, Баранова, Резанова и прочих отечественных исследователей и путешественников. Во-вторых, барк «Оркни» (Orkney), на котором перевозили золото за Аляску из Лондона, затонул в Балтийском море во время шторма. Деньги казна так и не получила. Полноценным американским штатом Аляска стала только 3 января 1959 года.
Возврат Аляски в родные пенаты спустя 155 лет американской колонизации выглядит немного анекдотично, но это только на первый взгляд. Регион относится к важнейшим военно-стратегическим территориям северного полушария. В XX веке американцы использовали его как потенциальный плацдарм для атаки на Советский Союз. Берингов пролив, к слову, в ширину всего 86 км – здесь возможность для высадки десанта, а также кратчайший путь для авиации и крылатых ракет. В современность эта угроза никуда не делась, и это приходится постоянно учитывать в военно-стратегическом планировании. Безусловно, Дальний Восток – это не самая комфортная территория для американского наземного наступления. Сказывается и отсутствие дорожной сети, и суровые климатические условия. Важно понимать, что современная Россия особое внимание уделяет Северному морскому пути и освоению Арктики. И здесь наличие американской Аляски совсем некстати. С этого плацдарма США фактически могут контролировать самую узкую часть пути – восточную часть упоминаемого Берингова пролива.
Есть ли у России силы и, главное – желание возвращать Аляску домой? Если брать в расчет силы Восточного военного округа (штаб в Хабаровске), то здесь собраны как минимум четыре общевойсковые армии, 11-я армия ВКС, Тихоокеанский флот, по две бригады ВДВ и морской пехоты. И это не считая массы отдельных подразделений окружного подчинения. Что есть у американцев? Аляскинское командование Вооруженных сил США может предложить одну воздушно-десантную дивизию, укомплектованную не полностью, а также части 11-й воздушной армии. В авиазвено на объединенной базе Элмендорф-Ричардсон входит 36 F-22A Raptor и 54 F-35 Joint Strike Fighter. Эта техника, по замыслу, должна стать главной ударной силой для сдерживания российской военной спецоперации. Флот у США на Аляске отсутствует (за исключением нескольких сторожевых кораблей), но американцы обещают, что ударная группировка Третьего флота прибудет в случае заварушки из Калифорнии всего за три дня. С оперативно-тактической точки зрения, самые большие трудности у российских войск возникнут при переброске войск через Берингов пролив. Это нетривиальная по сложности операция, для которой, ко всему прочему, у ВМФ недостаточно опыта. Но здесь возможны варианты. Один из них – это синхронизировать операцию по возвращению Аляски с возвращением Тайваня Китаю. Десантная операция КНР неизбежно вызовет пристальное внимание Белого дома. Не исключено, что Вашингтон примет решение вмешаться в конфликт – гарантии этого уже несколько раз звучали из уст американских политиков. Слишком много на себя взяла Америка в роли мирового стража демократии, и за это неизбежно последует расплата. Почему бы в момент воссоединения Тайваня и КНР не превратить ироничные заявления российских политиков в реальность? У Соединенных Штатов вряд ли хватит мужества спровоцировать ядерную войну сразу против двух держав – России и Китая. И возвращение Аляски в данном случае станет вполне достойной компенсацией за сотни миллиардов, украденных у нашей страны.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!