Кто в позапрошлом и прошлом веке занимался созданием новых видов оружия? О! Это были люди самых разных профессий, не только инженеры. Среди них встречались зубные врачи, причем далеко не один, важную роль в оружейном деле сыграл продавец сменных мужских воротничков, а затем его вдова, были среди оружейников фотограф и стекольных дел мастер – всех профессий и не перечислить. А были и те, кто вообще не имел диплома о техническом образовании, но… конструированием оружия все равно занимался, и у них иной раз даже получалось нечто весьма оригинальное. О чем, безусловно, следует рассказать.
Джозеф Рейфграбер
Поэтому сегодня наш рассказ будет о пистолете (и также его создателе), который сконструировал Джозеф Иоахим Рейфграбер, который родился 16 августа 1856 года в Австрии, затем в 80-е годы эмигрировал в США, где и умер 15 октября 1938 года в возрасте 82 лет, что, учитывая тяготы жизни того времени и качество медицины, следует признать за достижение. Был женат, оставил двоих детей – дочь и сына.Очень важный штрих в его биографии. Человек он был машинист по профессии и убежденный анархист по своим взглядам, правда, бомб не кидал и в президентов не стрелял, как иные другие анархисты. Зато в США издавал анархистскую газету на немецком языке Die Parole и выступал в качестве профсоюзного активиста. Не имел инженерного образования, однако в те годы отсутствие диплома мало кого волновало. Умеет человек что-то делать головой и руками – уже инженер. Если только руками – то мастер-механик. Но человек он был неординарный, это безусловно, да что там говорить – просто талантливый, хотя и чуточку… странный.Заниматься конструированием оружия начал довольно поздно. В самом начале ХХ века, когда ему было уже под пятьдесят. И… получал на свои разработки патенты. Причем разработки у него, хотя и не воплощались в металле, были весьма интересными. Ну вот, например, патент США № 729,413 от 26 мая 1903 года на «Автоматическое огнестрельное оружие».Предлагал он ни много ни мало, как автоматическую винтовку с газоотводным двигателем оригинального типа.
Как видите, использовалась схема свободного затвора, то есть ствол и затвор в момент выстрела не скреплялись, что требовало, во-первых – тяжелого затвора, а во-вторых – мощной пружины. То есть ружье у него, будь оно изготовлено, не могло бы стрелять мощными винтовочными патронами, но вполне годилось бы для стрельбы пистолетными и револьверными боеприпасами.Здесь, как вы видите, представлен самозарядный пистолет, внешне очень похожий на люгер. Но в конструктивном отношении это совсем не люгер во всех отношениях, а очень даже оригинальный пистолет. Прежде всего, обратите внимание на ствол, который на этом пистолете был заключен в кожух. На нем возле самой мушки было два газоотводных отверстия. Через них пороховые газы попадали в камеру, образуемую пространством между передней частью кожуха ствола и направляющим пояском на самом стволе, представлявшим собой обтюратор, и… давали определенный импульс затвору, вернее, усиливали (по замыслу автора) импульс отдачи ствола при выстреле.Сам ствол, помещавшийся внутри рамки пистолета, был соединен с массивной рамкой ствола, и вот по этой-то самой рамке затвор и скользил. Но назад после выстрела и ствол, и затвор откатывались сначала вместе на 10 мм и лишь после этого расцеплялись. Запирание же ствола затвором осуществлялось при помощи находящегося сверху на затворе качающегося рычага, установленного все на этой же самой рамке, выполненной за одно целое со стволом.
Пистолет Рейфграбера
Когда ствол и затвор находились в переднем положении, переднее плечо рычага опускалось и, упираясь в затвор, заклинивало его, не давая возможности сместиться относительно ствола. При откате ствола вместе с затвором назад заднее плечо рычага опускалось, попав на закругление задней заглушки рамки, а переднее поднималось и уже не мешало затвору отходить назад. Как видите, конструкция было весьма остроумной и в то же время простой, а запирание – очень надежным, не хуже, чем у парабеллума. И этим достоинства этого пистолета не исчерпывались, но… были в нем и серьезные «но».Прежде всего, совершенно непонятно, почему для своего армейского пистолета, а этот пистолет разрабатывался именно как армейский, Рейфграбер использовал относительно маломощный револьверный патрон .38 S&W (современное название .38 S&W Short), появившийся на рынке еще в 1877 году и снаряжавшийся… черным дымным порохом! Вполне возможно, что его прельстила популярность этого патрона, а также то, что его в это время уже начали снаряжать не только дымным, но и бездымным порохом. Вообще-то, трудно себе представить, как бы функционировал газовый механизм этого пистолета, стреляй он патронами с черным порохом – пространство между стволом и его кожухом приходилось бы постоянно чистить! И ведь это при том, что уже существовали и люгеровский 9х19, и маузеровский 7,63х25, и патроны разработки Джона Браунинга…
Пистолетов такого типа Рейфграбер в интервале 1906–1912 гг. сконструировал два .38 и .32 калибра. У «тридцать восьмого» рукоятка немного длиннее, так же, как и ствольная коробка. Кстати, и этот патрон имел закраину и легкую свинцовую безоболочечную пулю весом от 4,6 до 6,0 грамма, с дульной энергией до 156 Дж и начальной скоростью 215 м/с. Причем дымным порохом этот патрон снаряжался вплоть до 1940 года и только позже начинять его стали бездымным. И опять-таки, непонятно, почему этот патрон и этот калибр, и опять с дымным порохом…Можно предположить некую зашоренность конструктора, что он, возможно, не очень хорошо знал американские реалии того времени? Но нет: свой пистолет он делал вместе с Чарльзом Ф. Лефевером, разработавшим автоматический револьвер «Юнион», выпускавшийся компанией «Юнион Фареармз», которая, кстати, взялась и за производство пистолета Рейфграбера и примерно с 1910 по 1912 год выпустила его в количестве… около 100 штук!Интересно, что конструктор предлагал свой пистолет американской армии, но несколько запоздал, так как с выбором в пользу «Кольта» M1911 она уже успела определиться. Между тем стоило бы, наверное, переделать этот пистолет под патроны калибра 9-мм и 11,43-мм и пострелять из него. Очень может быть, что он в этом случае показал бы, ну скажем, далеко не худший результат. А еще этот пистолет отличался тем, что его было очень удобно разбирать для чистки, чем тоже может похвастаться далеко не каждый образец.
Разборка осуществлялась очень просто: извлекается магазин, затем рычаг разборки на раме пистолета справа следует повернуть вниз на 90 градусов, после чего можно извлечь из рукоятки блок УСМ целиком, причем он же играет роль и рукояточного предохранителя! Одновременно этот механизм служит затворной задержкой: если рука плотно не охватывает рукоятку, при отведении затвора назад он блокируется в заднем положении до тех пор, пока рукояточный предохранитель не будет нажат. Сняв блок УСМ, через заднюю часть рукоятки можно вынуть спусковой крючок, рама которого похожа на камертон, поскольку через нее проходит магазин.
Заглушку в задней часть рамки пистолета за полукруглый выступ надо повернуть на 45 градусов и извлечь ее вместе с направляющим стержнем возвратной пружины и самой пружиной. Теперь через открывшееся отверстие извлекаются ствол с рамкой и затвором.Причем ствол представляет собой сборку из трех деталей: самого ствола, скрепленного с рамой, скользящего по этой раме затвора и запирающего рычага, закрепленного на затворе. Экстрактор – простой прямоугольный выступ на раме ствола. Когда затвор по ней движется назад, он проходит через пропил внутри затвора и выталкивает гильзу. Также в затворе имеется отверстие для возвратной пружины, надетой на направляющую спицу.
Как уже здесь отмечалось, произвели этих пистолетов около сотни. Была предпринята и попытка сделать пистолет под патрон .32 ACP (7.65mm Browning), стрелявший бездымным порохом, путем замены ствола и магазина, но и из этого ничего путного не вышло.Причем пистолеты под патрон .32 газоотводных отверстий уже не имели: пистолет и без газоотводного «привода» работал как надо... Но в итоге, конструкция этого пистолета так и не пошла.
Ну а сам его автор, дожив до преклонных (даже более чем преклонных по меркам того времени) лет, тихо скончался и был погребен на Новом кладбище Белехемского мемориального парка в городе Сент-Луис, в штате Миссури, США. Новая родина удостоила его… очень даже памятным погребением.