В 1942 году во время битвы на Гуадалканале японская армия, доставляя припасы на побережье, столкнулась с проблемой нехватки транспортных средств, которые перевозили бы провиант с корабля на пляж и далее вглубь плацдарма к действующим подразделениям. Грузы, оставленные на пляже, часто обстреливались кораблями союзников. Перспективы сохранить и доставить их в другое место были иногда очень мрачными: большая часть снаряжения могла быть просто уничтожена. Только по этой причине командование армии и флота принимает решение о разработке специальных грузовых транспортных средств, необходимых для перевозки грузов непосредственно с морских транспортных и грузовых судов на внутренние склады. Так получила развитие идея грузовика-амфибии, концепция которой впервые была озвучена еще после Китайско-японской войны, когда впервые столкнулись с проблемами десантных перевозок. Отсутствие амфибийных машин в целом в Императорской армии Японии (IJA) побудило в середине 1943 года выдать техническое задание на создание трех специализированных транспортных средств для нужд десантных морских отрядов и армейских подразделений, дислоцированных на тихоокеанских островах и в Юго-Восточной Азии, где местность изобилует водными препятствиями. Такими средствами должны были стать грузовой автомобиль-амфибия, легкая служебная машина-амфибия и эквивалент американского десантного гусеничного носителя (LVT).Первой началась работа над грузовой амфибией. Разработка была поручена фирме Toyota. И это было логично, поскольку эта компания много лет исследовала и разрабатывала полноприводные автомобили 4x4. За основу будущей машины инженеры фирмы взяли свой 2-тонный средний грузовик «То-Ки» с формулой 4x4.
Идею использовать серийный грузовик японцы, скорее всего, подглядели у США, где уже использовали амфибию General Motors DUKW. Но, в отличие от американского аналога, японские военные попросили закрытую кабину экипажа и грузовой отсек с более высокими бортами. Корпус грузовика выполнили по лодочному. В передней части корпуса в моторном водонепроницаемом отсеке находился двигатель, а за ним кабина с экипажем. Но, в отличие от своего американского собрата, кабина была закрытого типа с люком в крыше и боковыми дверями для посадки/высадки экипажа. Среднюю и заднюю часть занимала открытая погрузочная платформа с одной широкой дверью.
Чтобы выиграть время, Toyota оставила основные компоненты трансмиссии на своем месте. Однако они, как и шасси, были вынесены за пределы корпуса-лодки. Также был сохранен один из ключевых элементов грузовика «То-Ки»: автомобиль с его инновационной раздаточной коробкой мог работать как в 2-колесном, так и в 4-колесном приводе. В общей сложности, без нагрузки, автомобиль весил 6,4 т. Масса полезной нагрузки – 2 т. Габаритные размеры автомобиля составляли 7,6 м – в длину, 2,2 м – в ширину и 2,4 м – в высоту в целом. Амфибия была оснащена 6-цилиндровым бензиновым двигателем мощностью 65 л. с. (по другим данным – 63 л. с). Такой же стоял и на грузовике «То-Ки». Двигатель разгонял машину да максимальной скорости в 65 км/ч. О скорости на воде данные, к сожалению, отсутствуют. Для откачки воды из корпуса и моторного отсека была разработана дренажная система и установлены помпы: с левой и правой стороны в передней части машины. Для движения по воде в задней части корпуса был установлен гребной винт. Но полностью отсутствовал руль направления. Повороты на воде водитель осуществлял с помощью передней пары колес. При этом, согласно документам, подготовленным после войны специалистами США, все четыре колеса при включении винта отключались от силового привода. Штатного оборонительного вооружения амфибия не имела.Бронированный стальной корпус имел толщину 5 мм, что обеспечивало броневую защиту от ружейного огня и шрапнели.
Новый автомобиль получил имя «Су-Ки»
Сзади грузового отсека была распашная дверь для легкого доступа (выхода) к транспортному средству, загрузки/разгрузки любого полезного груза. Но производилась ли погрузка техники и грузов на борт с помощью лебедки? Неизвестно. Так же непонятно, входили ли в комплект машины аппарели для загрузки легкой техники или личного состава?
Получившаяся машина по сравнению с союзным DUKW была совсем другим зверем: легкобронированным, с закрытой кабиной, полным приводом, но перевозила всего 2 т груза (против 3,3 т на воде у американца).В период с ноября 1943 года по август 1944 года было произведено 198 амфибий. «Су-Ки» поступила на вооружение в декабре 1943 года или январе 1944 года и участвовала в боях до конца войны. Десантные амфибии «Су-Ки» использовались японскими вооруженными силами на островах Тихого океана, но в основном на Соломоновых островах и островах Гилберта.Так, во время подготовки десанта на остров Эллис была собрана практически половина имеющихся «Су-Ки». Японские военные также разработали свою тактику действий, связанную с новыми амфибиями. В начале, как обычно, берег обрабатывала корабельная артиллерия и авиация.
После этого под прикрытием авиации с транспортов к берегу шли плавающие танки «Ка-Ми» и «Ка-Чи». Вместе с ними на воду выходили амфибии «Су-Ки» с десантом на борту, чтобы поддержать танковую атаку на берегу. Во втором эшелоне шли другие амфибии с подкреплением или снаряжением и боеприпасами и т.п.Однако операция, целью которой было уничтожение аэродромов союзников, закончилась провалом. При этом было потеряно до полутора десятков машин-амфибий.
Вместе с этим кампания на острове Эллис подняла вопрос о строительстве специального десантного корабля по типу американской бронированной амфибии LVT. Работы над проектом были начаты вначале 1944 года и с перерывами продолжались до середины 1945 года. Однако даже опытного образца сделано не было.Причина крылась в том, что фирма Toyota, проведя анализ применения машин «Су-Ки», бросила все силы на ее модернизацию. Так, вариант «Су-Ки 2» должен был быть уже гусеничным, чтобы улучшить проходимость, а ещё – лучше бронирован, чтобы действовать в боевых порядках с танками. На машине также планировали установить 2–3 пулемета для самообороны и поддержки десанта на берегу. Разработка этой, уже средней, штурмовой амфибии началась в конце 1944 года. Полезная нагрузка осталась такой же, как и на предыдущей машине, а количество десанта было сокращено до 18–20 человек (против 25 у предшественника).
Весной 1945 года Toyota приступила к усовершенствованию «Су-Ки 2»: на машину планировали установить тяжелые и легкие пулеметы, гранатометы, а также усилить защиту в целом. Так появился, пока на бумаге, вариант «Су-Ки 3». В результате установки целого семейства вооружения уменьшился объем перевозимого груза, численность десанта также уменьшили. Однако война закончилась в сентябре 1945 года, и построить прототип новой амфибии японцы не успели. По окончании военных действий большая часть амфибий досталась американской армии. Но американские военные их нигде более не применяли, а просто разобрали на металлолом.
Сегодня на острове Понапе в Микронезии можно встретить несколько брошенных амфибий «Су-Ки». Среди них находится единственный более-менее целый экземпляр, правда, в достаточно плачевном состоянии.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!