К вопросу о глобальных последствиях британского «Брекзита»: еще одна капля дегтя в бочке дегтя - Австрия, вроде бы чудом избежавшая победы на президентских выборах евровредного националиста Норберта Хофера. Напомним, в последний момент там как-то растасовали голоса, посланные по почте. Так вот, Конституционный суд евроспасительный результат отменил. Никто не уйдет от «Экзита».
Однако, здравствуйте!
«Голосование за то, чтобы покинуть Евросоюз, прошедшее в Британии, – это часть цунами, антиистеблишментного процесса, захлестнувшего раздираемую противоречиями Европу», - вещает CNN. Да что там Европа.
В статье двух супермодных американских аналитиков Яна Бреммера и Нуриэля Рубини говорится, что в мире больше нет стран или блоков, способных следовать «глобальной повестке дня». «В последние несколько месяцев группа стран – ведущих экономик мира – превратилась из слаженного оркестра в какофонию. Этот мир больше не мир G-7 («Большой семерки»), не мир G-20. Это мир G-0.
Из кинофильма «Золотой теленок» (Мосфильм, 1968 г., реж. М. Швейцер): «Попрошу всех свидетелей записать адреса и фамилии! Кто свидетели? Вы свидетель? Проявите сознательность, гражданскую активность, проявите свой гражданский долг!»
G-0 — глобальный «Экзит». Вот так она и начинается, та самая деглобализация, о которой «столько лет говорили большевики».
Первой реакцией на «Брекзит», естественно, стала идея сплотиться вокруг европейского «ядра» и жестко отомстить английским предателям, чтобы другим неповадно было.
Председатель Евросовета Дональд Туск заявил, что страны ЕС «кристально ясно» дали понять, что доступа Британии к европейским рынкам «по умолчанию» не будет.
Глава Еврокомиссии Юнкер, выступая в Европарламенте, обратился к лидеру британской «Партии независимости» Найджелу Фараджу: «Вы бились за выход. Британский народ проголосовал за выход. Почему вы здесь»?
Пока брутальные идеи остаются в области риторики. Однако их практическое применение способно больной Евросоюз довольно быстро добить.
«Думаю, что лучше всего относиться к этому таким образом, будто проект полной европейской интеграции поставлен на паузу. Я бы не преувеличивал бы значения этого», - заявил президент США Барак Обама.
То есть деликатное отношение к больному заключается в том, чтобы не концентрировать внимание на агонии - авось, не заметят. Уже заметили.
Резкий разворот турецкой политики и в первую очередь форсированное урегулирование отношений с Россией очевидным образом связан даже не с «Брекзитом», а с теми последствиями, которые он означает для судеб европейской интеграции. Как бы то ни было, Турция утратила надежду не только на членство в ЕС, но и, в значительной степени, стимулы к таковому членству.
Мир G-0 заставляет страны, обладающие волей к суверенитету, строить самостоятельные геополитические конструкции, отвечающие их суверенным интересам.
«У вас, думаю, будет много ситуаций, когда люди захотят вернуть границы. Они хотят вернуть контроль над деньгами. Они многое хотят вернуть. Они хотят сделать так, чтобы вновь иметь страну», - заявил Дональд Трамп.
Характерно, что вот это все Трамп говорит в Шотландии, которая собирается на выход из Британии как раз из-за «Брекзита». И, скорее всего, так и выйдет.
«Я действительно вижу параллель между тем, что происходит в США, и тем, что происходит здесь. Люди хотят видеть границы», - продолжает Трамп.
Трамп прав. Выход Британии из ЕС и выход Шотландии из Британии — это явления одного порядка. Люди хотят видеть границы. Маленький нюанс, простите за злорадство: когда Британский флот начнет уходить со своих родных баз в Шотландии, мы вспомним Севастополь. А если еще и Гибралтар?!
Из кинофильма «Брат-2» (кинокомпания «СТВ», 2000 г., реж. А. Балабанов): «Вы мне, гады, еще и за Севастополь ответите!»
А вы что думали? Когда лет через десять премьер Англии назовет распад Великобритании геополитической катастрофой, наверное, уже трудно будет отыскать либерального дурака, который бы объявил его реваншистом.
Однако, до свидания!