Напомним, в конце июня фрау Меркель заявляла, что продление санкций против России увязывается в Европе с продвижением реализации минских соглашений, касающихся Украины. О том же самом толковали и другие ведущие европейские политики, когда речь заходила о санкциях против Москвы. Толковали обособленно и дуэтом с фрау канцлерин, где тон непременно задавала она. Например, известно июньское совещание Меркель с Франсуа Олландом, после которого дама из Германии сообщила, что «продление санкций против РФ необходимо». Некоторые персоны из Венгрии, Италии и из пары других мест ворчали по поводу антироссийских санкций, но потом кланялись боссам из ЕС и поступали по их указке. Иного и быть не могло в «единой Европе». Иное возможно только по образцу откалывающейся от ЕС Великобритании (впрочем, она отнюдь не против антироссийских санкций и с Западом в этом вопросе абсолютно едина).
Также напомним, что недавно Совет ЕС продлил секторальные санкции против Российской Федерации на 6 месяцев, с 31 июля по 31 января 2017 года. Сама Меркель в момент продления пояснила, что такое решение, «к сожалению, необходимо», поскольку соглашение о прекращении огня на востоке Украины не выполняется.
Как вдруг, выступая 11 июля на мероприятии, организованном Христианско-демократическим союзом в коммуне Цингст, фрау Меркель выразила приверженность достижению соглашения межу Евросоюзом и Москвой. Соглашение, о котором шла речь, позволило бы отменить экономические санкции против России. Фрау Меркель хочет «хороших отношений с Россией»! Да и не она одна. Многие, оказывается, хотят.
«Мы все хотим хороших отношений с Россией», — цитирует немецкого канцлера ТАСС со ссылкой на «Bloomberg».
По словам Меркель, многие бы хотели снятия с России санкций. «Я и сама хотела бы этого», — призналась она.
Что касается упомянутых ваше минских договорённостей, то фрау Меркель подчеркнула, что в этом направлении она как раз «интенсивно работает над достижением прогресса». Прозвучало и немного конкретики: «Но мы также хотим, чтобы украинцы вновь получили доступ к своей границе. Именно поэтому я жду, что все стороны пойдут на компромисс».
Что до российской позиции, то её, как напоминает ТАСС, неоднократно озвучивал министр иностранных дел России Сергей Лавров. По его словам, вопрос о передаче контроля над границей между РФ и Украиной не будет решён до выполнения предваряющих пунктов минских соглашений: «Украинцы хотят этого постоянно. Но им многократно объясняли, что, пока нет амнистии, закона об особом статусе, который действительно будет гарантировать дополнительные права этим территориям, пока эти права в рамках особого статуса не закреплены в конституции Украины на постоянной основе, трудно рассчитывать на то, что Донецк и Луганск согласятся «авансом» выполнять то, что по минским договорённостям должно завершать политический процесс, а не быть его предварительным условием».
Откуда взялись подобные заявления Меркель, которая в последние два года в отношениях с Россией проявляла крайнюю несговорчивость?
Вероятно, немецкий лидер делает акцент на вопросе безопасности. Безопасности ФРГ и безопасности всей Европы.
Выступая в Бундестаге в преддверии саммита НАТО, канцлер Германии призвала не закрывать дверей для сотрудничества с Россией. По её словам, безопасность на континенте в долгосрочной перспективе можно обеспечить лишь в сотрудничестве с Москвой.
«Мы считаем, что безопасность в Европе на долгосрочную перспективу можно обеспечить только вместе с Россией, но не вопреки ей»,— цитирует Ангелу Меркель газета «Коммерсантъ».
Будущую архитектуру безопасности, по мнению фрау канцлерин, следует обсуждать на Совете Россия — НАТО. Она добавила, что «крайне заинтересована в конструктивных отношениях с Москвой», и призвала не закрывать политических коммуникативных каналов с Россией.
Вместе с тем Меркель выразила удовлетворение ходом укрепления потенциала НАТО, а планы по созданию ЕвроПРО назвала «важным шагом по защите людей на пространстве альянса». По её мнению, эта система не направлена против России.
Некоторые российские эксперты говорят о лукавстве Запада, проявляющемся тогда, когда речь в Европе заходит о санкциях против Москвы.
«Заверения лидеров стран Европейского союза о том, что главная мечта их жизни — это, скажем, преодоление голода в Африке и восстановление партнёрских отношений с Россией, кажутся весьма лукавыми, — сказал «Свободной прессе» политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок. — Хотя бы по той причине, что одну из этих заветных идей можно реализовать очень быстро и даже совершенно бесплатно».
«Лукавость в отношении антироссийских санкций, к сожалению, проявляют не только откровенно недружественные по отношению к нашей стране лидеры, но также и те, которые считаются «друзьями России» и даже критикуются за такую «дружбу» рядом своих коллег, а также брюссельской бюрократией», — напомнил эксперт.
Что касается конкретного заявления Меркель, то его, полагает аналитик, необходимо рассматривать в рамках электоральной стратегии, когда людям говорят то, что они желают слышать. «В Восточной Германии с большей симпатией относятся к России, поэтому канцлер и сделала такой реверанс. Ничего серьёзного, только слова», — резюмировал эксперт.
Старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ИАИ РГГУ Вадим Трухачёв увидел в заявлении фрау Меркель «лавирование»: «Хотела бы снять» и «сниму» — это разные вещи, — сказал он «СП». — Канцлер Германии вынуждена лавировать между разными группами влияния внутри собственной партии, одни из которых настаивают на снятии санкций, другие — на их сохранении. Она также обозначила условия, когда ограничения снимут: когда Украина получит контроль над границей. То есть пока Россия не надавит на ДНР и ЛНР таким образом, чтобы они сами себя отрезали от России и сдались на милость батальонам «Азов», «Донбасс» и иже с ними. Фактически это означает, что, пока канцлером Германии остаётся Меркель, никакие ограничении с России Евросоюз не снимет. А «хотела бы снять» — всего лишь красивая фигура речи, чтобы не согласные с ней однопартийцы не шибко ругались и ворчали».
Тем не менее, добавим, рассказав о своих «хотениях», Ангела Меркель сделала довольно необычное заявление. Необычно оно уже не только потому, что Меркель последнее время высказывалась довольно жёстко в адрес «агрессивной» России, но и потому, что никаких позитивных перемен в украинской ситуации нет.
По сути, позиция фрау канцлерин стала сближаться с позицией министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, который не раз заявлял о возможности поэтапной отмены санкций (при достижении прогресса по урегулированию конфликта на Донбассе). Недавно он отмечал, что «никто не заинтересован в экономическом разрушении России». Однако от слов до дела очень далеко.
И Меркель, и Штайнмайер, за чьими спинами стоят недовольные немецкие бизнесмены, хотящие полноценно сотрудничать с русскими, палец о палец не ударили, чтобы прекратить холодную войну и пойти против воли заокеанского гегемона. Наивно ведь думать, будто фрау Меркель останавливает украинская ситуация. Определяющим в её политическом поведении является вектор так называемого единства Запада. Стоит хоть кому-то отколоться, отречься от общей «санкционной» позиции — и хвалёное единство рассыплется.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас