Вернете ли вы кредит, сколько потратите на отпуск и когда заведете ребенка – нет, можете не признаваться. Они и так все узнают.
Они – специалисты, работающие с большими массивами информации (коротко – «биг дата», big data). Как? Да просто изучив вашу страницу «Вконтакте».
«Комсомолка» поговорила с виртуальным сыщиком 21 века и поняла: прятаться - бесполезно.
БОЛЬШОЙ СКРИПТ СЛЕДИТ ЗА ТОБОЙ
Анализ большого массива информации – штука в общем-то не новая. Вопрос только – где найти этой самый массив. И в том, чтобы усадить за работу десятки (если не сотни) людей.
Так было раньше.
Теперь же информация лежит на поверхности. Ну, то есть – в социальных сетях. Например, в «Одноклассниках» или «Вконтакте».
Несколько лет назад студент Национального технологического исследовательского университета (тот самый МИСиС) Артур Хачуян понял: время собирать «дату». Информацию, то есть.
Теперь Артуру 25, и его SocialDataHub – одна из лидирующих на рынке «массовой аналитики». В компании работают порядка 40 человек, но всю основную работу за них делают машины.
- Специальные скрипты собирают и структурируют информацию из 11 соцсетей, причем круглосуточно, - говорит Артур Хачуян. – Там множество самых разных программ – порядка 50 тысяч.
ГОЛОВА ТЕРРОРИСТА
Справки о преступниках, например, ребята из SocialDataHub наводят иногда быстрее, чем люди в погонах.
Может, конечно, Артур Хачуян и не был первым, кто нашел в Сети страницу Акбара Джалилова, устроившего взрыв в петербургском метро 3 апреля.
Но он точно был первым, кто сделал это… по фотографии его оторванной головы.
- Ночью мне прислали изображение и попросили найти этого человека в соцсетях. Что мы, собственно, и сделали за несколько минут. Использовался скрипт наподобие Find Face – эта программа позволяет находить людей по фото, - говорит Артур.
- Но Джалилова можно было найти и без всяких программ, вручную, - справедливости ради замечаю я.
- Да, вы могли найти и через обычный поиск. Но вы бы тогда не увидели шесть его аккаунтов, которые он в разное время вел и удалял.
Команда Артура первой вышла на след смертника Джалилова в Сети.Фото: СОЦСЕТИ
Оказывается, «Вконтакте» хранит информацию обо всех профилях, удаленных после 2010 года. И аккаунт Джалилова не стал исключением.
Более того, проанализировав огромный массив информации, команда Артура выяснила: Джалилов связан с Антоном Коневым, устроившим нападение на ФСБ в Хабаровске 21 апреля. У Джалилова и Конева есть сразу несколько общих друзей, они ставили «лайки» в одних и тех же группах.
Увы: остановить террористов не получилось. Но у аналитиков есть все возможности отслеживать в социальных сетях их последователей. А заодно педофилов и других негодяев.
Когда речь идет о преступниках, Артур Хачуян охотно сотрудничает с властями - и считает это своим гражданским долгом.
Команда Хачуяна – это такие «Шерлоки» 21 века. Частные детективы в соцсетях. Говорят, что закон не нарушают.
- Нет, доступа к перепискам и закрытым чатам у SocialDataHub нет, - успокаивает нас Артур. – Это незаконно, да нам и не нужно. Всю информацию люди сами о себе рассказывают.
РЕКЛАМА НА УПРЕЖДЕНИЕ
И это, кстати, не преувеличение. Свадьбы, разводы, путешествия и рождение детей, салат на ужин, тосты на завтрак – народ транслирует в Сети каждый свой чих.
Компьютерам остается только все это собрать и проанализировать. Мониторят, кстати, не только социальные сети, но и популярных форумы, базы агентств недвижимости и доски бесплатных объявлений.
Машины видят, кто кому и за что ставит лайки. Кто пишет грустные статусы. Кто обзывается на тематических форумах. Кто продает машину и покупает телефон.
- Все это представляет огромную ценность для рекламных компаний, - говорит Артур. – Сейчас вы ищете что-то, например кеды, в поисковике – и потом неделю в соцсетях у вас висит реклама обуви. Так вот это – прошлый век. Рекламщики хотят знать, что вам понадобится завтра. И узнают через нас.
Как это работает? Вот девушка вступает в условную группу «Все мамочки Петербурга» и пишет где-то в комментариях – мол, я на шестом месяце.
Это значит, ей нужна коляска. И одежда для младенца. И памперсы, много памперсов. Угадайте, какую рекламу она будет получать.
Еще пример: молодой папаша через «Авито» купил машину. Похвастался в «Фейсбуке» - мол, первый автомобиль! Значит, он уже начал выбирать автокресло. И рекламщики еще поборются за его кошелек.
ХОТИТЕ КРЕДИТ? РАДУЙТЕСЬ ЖИЗНИ В СОЦСЕТЯХ
Впрочем, вы можете понадобиться не только полицейским, спецслужбам и рекламщикам. Вами, скорее всего, заинтересуются и в банке, и в страховой компании.
- Человек обращается за кредитом. Банк хочет проверить – вернет человек деньги или нет? Мы даем точный прогноз, - говорит Артур.
По его словам, один из главных критериев платежеспособности – активные поездки по миру. Ну и, конечно, хороший заработок.
- Мы узнаем из открытых источников, не собирается ли человек менять работу, не ругает ли начальство в постах, не впадает ли в уныние после рабочего дня. Это, кстати, и HR-специалистов интересует, - рассказывает Артур.
В общем, мораль такая: хотите получить кредит – побольше фото из поездок, поменьше грустных постов о работе.
И пожалуйста, никаких снимков на краю ущелий. А то за страховку придется переплатить.
- В соцсетях видно, какого образа жизни придерживается человек. Если он экстремальщик, обязательно будут фото. И если он захочет застраховать жизнь, ему это обойдется дороже, - объясняют в SocialDataHub.
«НЕ ПУБЛИКУЙТЕ ТО, ЧТО ЗА ЧТО БУДЕТ СТЫДНО»
В SocialDataHub признаются: откровенность некоторых сограждан поражает.
Фотографии страниц паспорта водительских прав, банковских карточек, домашние адреса – чего только не увидишь на страницах соцсетей.
- Особенно меня умиляют дамы, которые фотографируют визы своих малышей и выкладывают в Сеть. Я не знаю, почему они это выкладывают. Наверное, просто не задумываются о последствиях, - пожимает плечами Артур.
При этом число закрытых аккаунтов «Вконтакте» сокращается. Люди хотят, чтобы на них смотрели.
99 процентов мам в декрете каждый божий день публикуют фото своих детей – причем многие начинают еще в роддоме (если не в кабинете УЗИ).
Подростки выкладывают снимки со «вписок», о которых нельзя рассказывать родителям.
По словам Хачуяна, любого из нас можно найти в соцсетях за пару минут. И сделают это не люди, а роботы.Фото: СОЦСЕТИ
«Лайки» - вообще отдельная история.
Недавно вот, например, узнали, что «лайкали» в соцсетях кандидаты в партию «Единая Россия» и в Общественную палату. Попадалась и обнаженная натура.
- Люди думают, что они действуют анонимно, но это не так. Анонимности не существует, - говорит Артур.
И как с этим жить дальше? У Хачуяна есть ответ на этот непростой вопрос.
- Просто не публикуйте то, за что вам потом будет стыдно, - говорит он.
КОЭФФИЦЕНТ ДЕРЗОСТИ ТАКСИСТА
- Одна таксомоторная компания попросила нас узнать, как водят машины их водители, - говорит Артур Хачуян. - На основании этого рассчитывали для них страховку. На самом деле, это было просто: в каждой машине есть навигатор, который фиксирует все перемещения машины. По кадастровому реестру мы посмотрели: как часто водитель заезжает за стоп-линию, как входит в повороты, где останавливается.
В общем, коэффициент дерзости таксиста рассчитали без проблем. Может, самых дерзких даже уволили – как знать?
А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ
Если вас нет в соцсетях, не спешите радоваться. Вас там все равно могут найти.
В этом убедился житель Москвы, получивший в 2015 году повестку из военкомата. Парень спешно закрыл все аккаунты. Но не учел, что его друзья любят выкладывать фотографии с вечеринок. На нескольких отыскался и призывник. Списались с друзьями, навели справки…
Парнишка попал на сборочный пункт и благополучно отдал долг Родине. Но отношение к соцсетям наверняка пересмотрел.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас