Продолжая тему нашей работы на юге Воронежской области, как и обещал, расскажу просто потрясающую историю, которая произошла в июле этого года. Как обычно, все началось со звонка россошанского борца с итальянским фашизмом и его последователями, Николая Савченко, который пригласил нас своими глазами увидеть нечто, не укладывающееся в привычную нам картину мира и выходящее за рамки понимания.Вместе с нашим новым автором Валерием мы приехали в Россошь и с круглыми глазами услышали подробности истории, довольно сбивчиво рассказанной по телефону.История заключалась в том, что добровольные помощники Савченко из числа подрастающего поколения (да, там не все равнодушные потребилы) на итальянских сайтах обнаружили информацию о некоем памятном месте в районе бывшего хутора Зеленый Яр, что между селами Новая Калитва и Первомайское.
Интересное место, с интересным ландшафтом и рельефом. Действительно, лоскутное одеяло.Было решено создать мини-экспедицию и отправиться в тот район для проверки этой информации. Информация подтвердилась, и тогда Савченко обратился к представителю власти в этом районе, который не смог предоставить никакой информации на этот счет. Полное ненаигранное недоумение. Ответ руководителя Новокалитвенского сельского поселения Россошанского муниципального района Воронежской области А. И Заболоцкого неоднозначно говорит о том, что
.Однако, несмотря на такой ответ, памятник-захоронение на территории района имеется.
Это снимок взят с одного из сайтов "не для всех", о них речь пойдет в следующей статье на эту тему. Это открытие незаконного захоронения, потому и все фигуранты "обрезаны" на фото.Единственная информация, которая сохранилась в архивах, относится к событиям более чем десятилетней давности, когда в этом районе работал некий военно-исторический поисковый клуб «Феникс» из города Пятигорска Ставропольского края. Но все попытки найти следы «Феникса» Савченко сотоварищи свелись к получению информации в том, что это образование было закрыто решением Пятигорского городского суда еще в 2010 году.Сложно даже представить, что надо было делать в те мягчайшие и либеральнейшие годы, чтобы навлечь на себя такую немилость властей. Но происходившее в Пятигорске не играет особой роли в нашей истории. Но само по себе вызывает удивление, что какую-то информацию отрабатывал поисковый клуб не из Воронежа или Богучара (там очень сильные поисковики), а приехавшие бог знает откуда гости.Выдвинувшись в район расположения объекта, к слову, это примерно в 40 километрах от Россоши, мы потратили довольно много времени на то, чтобы туда доехать. Знаете, эти направления от деревни к полю и обратно, грунтовые дороги и просто колеи не располагают к быстрому перемещению.Но такова особенность российских дорог в глубинке. За почти час пути нам практически никто не встретился, что в полдень рабочего дня довольно оправдано. Единственный белый «Дастер» довольно долго глотал за нами пыль, но потом тоже куда-то свернул. Итак, хороший асфальт сменился плохим, потом очень плохим, потом грунтовой дорогой, потом полевой колеей. И наконец прибыли.Вот этот холмик и оказался конечным пунктом назначения нашего маршрута.
Подняться на него пришлось пешком, на тридцатиградусной жаре это было довольно увлекательное дело. Но мы поднялись и на некоторое время раскинувшиеся перед нами просторы отвлекли нас от того, зачем мы приехали. Но правда, русская степь – это шикарное зрелище.А на вершине холмика, практически незаметное снизу, нас ждало вот такое интересное сооружение:
Могила не могила, памятник не памятник, но похоже на нечто из этого всего. Табличка на двух языках, и согласитесь, надпись более чем двусмысленная. Всем воинам, павшим в боях в 1941-43 годах. Намекает на то, что здесь погибали солдаты разных армий, но мы об этом знаем и так. А русский и итальянский языки только подтверждают эту мысль.Металлическая полоса металла, на которой установлены две минометные мины ничего особенного из себя не представляла. А вот третья, на которой приварены несколько предметов, уже привлекла внимание.
Первое, что бросилось в глаза – это размер подков. Я спросил, это что, от пони? Они были непривычно маленькие. Местный историковед Василий пояснил, что такие подковы – атрибут многих раскопок в Россошанском районе: подковы итальянских мулов. Нож тоже был довольно примечательным.На плите также насыпом лежали гильзы, пули, пряжки, звенья пулеметных лент. Обычные находки с мест боев. Все довольно ржавое, как положено предметам, почти 80 лет пролежавших в земле.Но самое интересное – плита с предметами держалась на гвоздях, вбитых в раствор между кирпичами. И эти гвозди держали не намертво, наоборот, они очень легко вынимались. Мы вынули гвозди и сдвинули плиту. Под ней оказалось небольшое, примерно 25х25 сантиметров отверстие, а под ним бетонный склеп размером чуть больше метра на метр и глубиной около полутора метров.
А в склепе лежали черепа и человеческие кости…Вообще место этого могильника (я не знаю, как правильно назвать такое незаконное захоронение) лежит довольно далеко от обжитых мест. До ближайшего населенного пункта несколько километров. Потому работа по созданию этого склепа вызывала даже невольно уважение: кирпич, песок, цемент, воду и все прочее надо было мало того, что привезти, так еще и затащить на этот холм. Это была работа не для слабаков.Что касается костей, то согласитесь, это не просто взять и в чистом поле найти человеческие останки. Конечно, в 90-е организовать что-то такое было очень просто, но что кладка, что полученная информация свидетельствовали о том, что все произошло в более позднее время. Но тем не менее, вопросы есть.
Мы весьма тщательно все засняли, потому что глава районной администрации поставил в известность полицию, а мы передали (уже на момент публикации) все фотовидеодоказательства в СК РФ в Москве.Вообще именно на территории возле бывшего хутора Зеленый Яр было захоронение итальянских военнослужащих, погибших именно в 1943 году, в боях с советскими войсками, освобождавшими Россошанский район от заразы. Советских братских могил и иных захоронений в этом районе не было, по крайней мере, документальных свидетельств об этом нет.
Примерно в том районе, где сходятся две лесополосы и было то кладбище.Значит, получается, что кости итальянские. Если, конечно, речь не идет о каких-то нелегальных захоронениях криминального характера. Кто-то (под подозрением бывшие участники пятигорского поискового клуба) приехал в эту местность и организовал там это нелегальное захоронение. Привезя все необходимые материалы, заказав таблички, перекопав местность в районе бывшего (итальянцы в 90-е вывезли все кости с того кладбища) кладбища итальянских военнослужащих и переместили кости в этот склеп.В том, кому принадлежит идея создания такого памятника, лично ни у Савченко, ни у меня сомнений нет. Не раз упомянутый Алим Морозов, главный поклонник итальянского фашизма в Россоши, ныне покойный, не раз говорил и писал о некоем аналоге «Могилы мира» как под Аустерлицем, но в Зеленом Яру. Так что чья идея – понятно. То, что Морозов умер, остановит создание новых проектов, а вот старые, как очевидно, живут и процветают.Кто финансировал поисковые работы останков и постройку памятника, тоже понятно. Все те же, кто стоит за созданием целого ряда «памятных мест» от Дона до Ливенок Белгородской области. Клуб итальянских альпийских стрелков и их спонсоры. Любители организовать что-то незаконное на нашей земле.
Савченко по какому-то наитию решил открутить табличку, чтобы оставить ее как доказательство, которое возможно придется представить Следственному Комитету или иной инстанции. Так табличка с надписью на двух языках с сооружения была убрана. Естественно, дыру в склеп мы закрыли, как и было. В любом случае, негоже, чтобы на кости, чьи бы они не были, лилась вода и падал снег. Это все-таки некрасиво.Ну и после нас на это место должны были приехать коллеги с воронежского телевидения, которые тоже решили осветить находку нелегального могильника.Однако, тут началась детективная часть моего повествования. На пути назад у нас на хвосте снова появился белый «Дастер», который проводил нас практически до асфальта. Мы вернулись в Россошь, и уже через час, когда приехали коллеги, мы поменялись местами и отправились восвояси.Каково же было наше удивление, когда еще через час раздался звонок и Савченко мне сказал, что с сооружения исчезли все следы: гильзы, пули, ленты. Неизвестно кто унес даже пластину, которая закрывала склеп. То есть, произошло именно то, чего мы не хотели. Сложно сказать, какими мыслями руководствовались те, кто зачистил могильник от всех свидетельств принадлежности, но вышло все откровенно странно. Все это свидетельствует о том, что фашистские прихвостни в Россоши по-прежнему сидят и пытаются контролировать ситуацию. Возможно, просто надеются на то, что когда все закончится в плане изоляции России Европой, то итальянские хозяева должным образом оценят старания и рвение своих прислужников. Историко-юридическое отступление. Говорят, в Италии есть такой закон из цикла «Pax Romana» или «Римского мира», по которому итальянские солдаты должны покоиться в итальянской земле. И сами итальянцы этим очень гордятся.Интересно, какие чувства и мысли у итальянцев вызовут черепа их предков, которые будут валяться в бетонной яме, под дождем и снегом? Мне кажется, торжественного и радостного тут очень и очень мало. Я бы с удовольствием задал бы вопросы итальянской стороне, если бы была такая возможность. То, чему мы стали свидетелями, как кости и черепа пусть наших врагов, но вот так бесцеремонно скинуты в бетонную яму, а теперь еще и открыты всем стихиям… Это перебор в плане безнравственности.Со своей стороны, не могу не выразить чувства глубокого удовлетворения тем, что еще одно незаконное и нелегальное «памятное место» итальянских оккупантов перестало быть таковым. Причем, сделали это не кто-то там, а откровенные пособники этих итальянских оккупантов.Детектив получился странный, со странным концом первой серии. Жаль, конечно, что коллеги смогли снять только пустое сооружение, но ничего. Тот, кто решил сохранить весь этот антураж до лучших времен, будет разочарован тем, что эти лучшие времена уже никогда не настанут. А там, в далекой солнечной Италии, некоторым ответственным людям было бы неплохо задуматься над тем, что кости их предков валяются под открытым небом. Даже не в земле, в теперь безымянном бетонном склепе. Но каждому, как говаривали союзники итальянцев в той войне, свое. И каждому воздастся по делам и мыслям его.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!