Другая хотелка -- декарбонизация через развитие ядерной генерации. Однако сейчас цена урана ~вдвое ниже чем его себестоимости, потому добывать его не торопятся, а всё что уже нашли, предполагается разрабатывать только при росте цен. Также на картинке показано что лучше не тупить с быстрыми реакторами и закрытым циклом в надежде что с ураном всё будет хорошо ещё восемьдесят лет. Специально обученные люди очень хвалят Казатомпром, но его просто не хватит на всё.
Ещё одна хотелка от мистера Маска, который заказывал побольше никеля. Картинки нет под рукой, но она примерно такая же, с разрывом между хотелками и реальностью. За десять лет никто и никак не может увеличить производство никеля в разы. То же самое с кобальтом, независимо от успеха или провала перехода на соотношение 8+1+1 или даже 9+0.5+0.5 (никель+кобальт+марганец) в батарейках. На железо-фосфатных можно ездить, но недалеко и не быстро -- электрическому автобусу подойдёт, автомобилю нет.
Пока не озвученная, но уже фактически неизбежная хотелка от водородизаторов -- рутений, иридий, платина и палладий. Также никто не сможет и не захочет закрывать дефицит этих металлов просто из-за его существования. Это не является препятствием для водородизации, поскольку пиролиз метана лучше чем электролиз воды во всех отношениях, и пиролиз не требует редких металлов; также потребление водородно-электрического транспорта может существенно не изменить сумму потребления платины и палладия в транспорте, хотя для некоторых функций нужен именно рутений. Но дефицит и рост цен по модели палладия возможен и вероятен.
Всё это складывается в странное электрическое будущее, в котором попытки избавиться от нефтегаза и угля провалились, и попытка сокращения их использования наверно тоже, отчасти из-за феерически потраченного на добычу крипты (потребление майнеров уже сравнялось со всей Норвегией, пишут о расконсервации старых угольных станций без подключения их к сети) и прочих подобных технических извращений; сразу многие металлы в дефиците и из-за сокращения добычи, и из-за роста спроса; и невозможность вернуть всё как раньше приходится совмещать с непониманием как действовать дальше, потому что всё тут написанное уже следует из общедоступных материалов, но лпрам это не помогло.
Особый интерес представляет вынужденная замена меди. Заменять в общем-то нечем, кроме двух вариантов: алюминий или графен. Вряд ли графен достигнет того уровня технологической готовности и экономической доступности, чтобы сколько-нибудь заменять медь -- это вариант для "после 2050 года" (то есть не при нашей жизни). Остаётся алюминий, который может быть просто алюминием с большим сопротивлением, трудностью пайки, коррозией и прочими прблемами; также он может быть не просто алюминием, учитывая водородизацию, а гиперпроводящим алюминием -- это эффект снижения сопротивления до смешных ненулевых значений при 20К, что как-бы случайно совпадает с температурой жидкого водорода. Очевидно что ни в печатных платах электроники, ни в проводке, ни где угодно 20К не будет; однако для электросети и крупного транспорта этот вариант принципиально небезнадёжен, особенно если медь подорожает в разы, будет труднодоступной или даже необщедоступной. Интересный эффект и интересные перспективы его внезапного "открытия" лпрами.
В целом получается картина светлого будущего в мрачных тонах: не будет как мечтается, либо будет очень не для всех, либо для некоторых не будет вообще. Всё сразу несколько выправляется, если на стороне спроса исчезает один крупный потребитель с высоким уровнем жизни и большим населением, вроде штатов или Европы, но сокращение запасов и обеднение руд делает неизбежным сокращение добычи. Что там насчитали в USGS, похоже на подсчёты запасов угля в Англии, где получилось "на 1100 лет", а на самом деле было совсем иначе. Сейчас аналогично складывается почти со всеми металлами, да и не только металлами. А до тех пор понятно на что фантики менять.
"Если отбросить невозможное, оставшееся окажется правдой, даже если оно немыслимо." Не так ли, мистер Спок?