ПАО «КамАЗ» сообщает о скором начале нового этапа испытаний перспективной колесной платформы КамАЗ-6355. Четырехосный грузовик уже прошел проверку в условиях средней полосы и теперь ему предстоит продемонстрировать свои характеристики и возможности в Арктике. По результатам таких испытаний будет определено реальное будущее новой разработки.
Грузовики для Севера
В 2014 г. была принята государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», рассчитанная на период до 2020 г. В ней предлагался широкий круг мер разного рода, в т.ч. создание перспективных образцов техники, способных обеспечивать полноценную логистику в сложных условиях Арктики.
Разработка новой автомобильной платформы осуществлялась предприятием «КамАЗ» в сотрудничестве с кафедрой «Колесные машины» МГТУ им. Баумана и Московским политехническим университетом. Поддержку проекту оказывало министерство образования и науки. Уже в 2015 г. были представлены первые наработки по теме, а в 2017-м на одной из выставок показали полноценный опытный образец, построенный на основе новых решений.
Вездеходное транспортное средство (ВТС) КамАЗ-6345 «Арктика» представляло собой трехосное шасси на базе шарнирно-сочлененной рамы, пригодное для установки различных кузовов или специального оборудования. Все основные агрегаты были разработаны с учетом работы в холодном климате. В дальнейшем опытная машина КамАЗ-6345 прошла необходимые испытания на площадках завода-разработчика.
Конструкторские работы по теме «Арктика» на этом не закончились. В 2019 г. представили новый опытный образец, КамАЗ-6355. Это было четырехосное шасси на основе уже известных решений и некоторых новых идей. Позже второй вариант «Арктики» прошел заводские испытания. Как сообщается, проверки на площадках Научно-технического центра завода завершились успешно.
На днях «КамАЗ» сообщил о скором старте нового этапа испытаний. В июне КамАЗ-6355 отправится в Ямало-Ненецкий автономный округ, где пройдет проверку в условиях реальной эксплуатации. Опытному грузовику предстоит показать ходовые характеристики на всех ландшафтах и грунтах, характерных для Севера. Также он должен будет подтвердить расчетную работоспособность при температурах до -60°C.
Технические особенности
Грузовые шасси «Арктика», КамАЗ-6345 и КамАЗ-6355, построены с использованием общих решений, но заметно отличаются друг от друга, за счет этого обеспечивается разный уровень характеристик. Так, трехосный грузовик при полной массе 30 т способен перевозить 13 т груза, а четырехосная машина весит 40 т и перевозит 16 т.
Как и предшественник, КамАЗ-6355 строится на раме сочлененной компоновки с шарниром, обеспечивающим отклонение только в горизонтальной плоскости на угол до 45°. Такая мера позволила обеспечить максимально возможную маневренность и минимальный радиус разворота при длине машины порядка 14 м.
Восьмиколесное ВТС «Арктика» комплектуется турбированным дизелем «КамАЗ» новой модели мощностью 450 л.с. и автоматической коробкой передач Allison. Трансмиссия обеспечивает полный привод. Все агрегаты силового блока и трансмиссии доработаны с учетом эксплуатации при низких температурах.
Ходовая часть построена на мостах, выполненных на основе одной из существующих конструкций. Два передних моста устанавливаются на листовых рессорах. Две задние оси соединены жесткими продольными балансирами. Подобная конструкция ходовой части не может показывать высокие характеристики на сильно пересеченной местности, но полностью соответствует особенностям Арктики.
Шасси КамАЗ-6345/6355 могут комплектоваться двумя типами шин, обозначенными как «габарит» и «негабарит». В первом случае используются шины диаметром 1960 мм и шириной 716 мм. На таких колесах грузовик показывает удельное давление не более 1,5 кг/кв.см. «Негабаритные» шины отличаются меньшим диаметром (1920 мм) и увеличенной шириной (1052 мм). С ними удельное давление падает до 1,1-1,15 кг/кв.см.
«Арктика» оснащается кабиной К5, уже освоенной в других проектах «КамАЗ». Эргономика рабочего места водителя определена с учетом упрощения работы и управления всеми процессами. В задней части кабины имеется одно спальное место. Для эксплуатации на Севере предусматривается кондиционер и отопитель повышенной мощности. Также имеются средства обогрева лобового стекла и боковых зеркал.
КаамАЗ-6355 на выставке Comtrans-2019
За кабиной размещаются контейнер ЗИП и место для запасного колеса. Рядом находится гидравлический манипулятор «Инман» ИМ77 для работы с грузами. Максимальный вылет – 6,8 м, грузоподъемность – 1,1 т.
Опытное ВТС КамАЗ-6355 получило бортовой кузов. Серийные машины могут получать открытые и закрытые кузова, а также фургоны различного назначения. В частности, разработан полноценный жилой модуль с автономностью до 3 сут. Возможна установка специального оборудования – крановых, бурильных и иных установок.
Длина четырехосной «Арктики» достигает 12 м, ширина – 3,4 м, высота – 3,9 м. Клиренс превышает 600 мм. Снаряженная масса достигла 25 т, полная – 40 т. При таких размерах и весе, машина способна развивать скорость 50 км/ч. Высокие характеристики подвижности обеспечиваются как на дорогах общего пользования, так и на северном бездорожье. Шасси рассчитано на перемещение по мягкому и утрамбованному снегу, болотистой местности и т.д. Преодолеваются уклоны до 30° и броды глубиной 1,8 м.
Предприятие-разработчик раскрыло стоимость новой техники. В зависимости от модели и комплектации, ВТС будет стоить от 12 до 15 млн рублей. В результате этого «Арктика» становится самым дорогим изделием за всю историю завода «КамАЗ».
Вызовы и ответы
Вооруженные силы, гражданские и коммерческие структуры усиливают присутствие в Арктике и реализуют целый ряд важных проектов в сфере обороны, инфраструктуры или бизнеса. Основу арктической логистики составляют грузовые автомобили большой грузоподъемности, и от их характеристик зависит успешное выполнение намеченных планов.
В этом контексте руководство ПАО «КамАЗ» отмечает, что в нашей стране сейчас практически нет колесных платформ, способных перевозить грузы массой от 10 т в суровых арктических условиях. Существует, строится и эксплуатируется целый ряд грузовиков с подобными характеристиками, но они имеют ограниченный «северный» потенциал. Их конструкция лишь доработана под холодный климат, что смягчает эксплуатационные ограничения, но не убирает их полностью.
Текущий проект «Арктика» изначально разрабатывается с учетом всех вызовов и трудностей. Конструкция машины в целом и основных ее агрегатов адаптирована к работе в низких температурах. Шасси, включая шарнирное устройство и ходовую часть, выполнены простыми и эффективными, а также соответствующими условиям будущей эксплуатации.
Таким образом, впервые в отечественной практике для работы на Крайнем Севере создана не специализированная модификация готового автомобиля, а совершенно новая конструкция с особыми возможностями. Положительные последствия такого подхода очевидны. Предприятие-разработчик освоило новое направление и приобрело важные компетенции, а промышленность и армия теперь могут рассчитывать на получение техники, способной эффективно работать в Арктике.
Впрочем, пока не следует торопиться и проявлять излишний оптимизм. Автомобиль КамАЗ-6355 уже прошел испытания в условиях средней полосы, но еще не демонстрировал свои возможности в регионах будущей эксплуатации. Испытания такого рода начнутся в ближайшее время, и тогда станет понятен реальный потенциал техники.
Арктическое будущее
Можно ожидать, что будущие испытания «Арктики» в суровом климате покажут необходимость тех или иных доработок конструкции, но в целом будут успешными. Это откроет двум новым колесным платформам дорогу к серийному производству и к последующей эксплуатации в различных организациях.
Очевидно, что «Арктика» двух типов не будет производиться большой серией. Потребности армии и промышленности в такой технике значительно меньше, чем в «обычных» грузовиках. Кроме того, некоторое влияние на объем заказов окажет стоимость техники. Однако за рекордную цену Камский автозавод предложит заказчикам уникальное вездеходное транспортное средство с особыми возможностями – и выгоды от него полностью перекроют все расходы.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!