В конце 2021 года Сухопутные войска Вооружённых сил РФ получили два дивизионных комплекта зенитного ракетного комплекса «Тор-М2» и «Тор-М2ДТ» производства Ижевского электромеханического завода «Купол».Особый интерес здесь представляют зенитные ракетные комплексы, выпущенные в особом арктическом варианте: боевой модуль этих комплексов установлен на двухзвенных гусеничных вездеходах «Витязь».Арктический комплекс «Тор-М2ДТ» – это представитель семейства «Тор», предназначенный для несения службы в заполярном регионе, обеспечивая контроль воздушного пространства Арктики и противовоздушную защиту военных и промышленных объектов.О практическом использовании арктических «Торов» мы узнали зимой 2019 года, когда Минобороны РФ сообщило о начале использования военнослужащими Северного флота арктического зенитного ракетного комплекса «Тор-М2ДТ». Тогда личный состав оснащенного новыми комплексами дивизиона ПВО прошел курс обучения в учебном центре и выполнил первые боевые стрельбы на полигоне в Астраханской области.
Основная задача комплекса «Тор-М2ДТ» - обеспечить противовоздушную оборону войсковых формирований и государственных и военных объектов в сложных климатических условиях, при низких арктических температурах. При этом, огневые и разведывательные возможности арктического комплекса соответствуют базовому «Тор-М2».Комплекс обнаруживает средства воздушного нападения на дальности до 32 км, и может обстреливать ракетами сразу четыре из них. Комплекс способен перехватывать воздушные малоразмерные цели, летящие со скоростью до 700 м/сек, в любых метеоусловиях и в любое время суток, в условиях интенсивного огневого и радио-оптико-электронного противодействия.Отметим, что от основной версии комплекса, «Тор-М2ДТ» отличается несущей базой - боевой модуль размещен на шасси двухзвенного гусеничного плавающего вездехода ДТ-30ПМ-Т «Витязь», способного двигаться в условиях полного бездорожья - от южных пустынь до снегов Арктики.
В арктических комплексах использованы хладоустойчивые горюче-смазочные материалы, сохраняющие свои качества при 50-градусном морозе. Инженеры адаптировали к службе в Арктике все элементы «Тор-М2ДТ». Разработчики создали условия для эффективной боевой работы экипажа при температуре воздуха в минус 50-60° C.Ходовые характеристики арктического комплекса «Тор-М2ДТ» впечатляют: скорость движения по дорогам с твердым покрытием – до 43 км/час, по грунтовым дорогам - до 30 км/час, по пересеченной местности - до 15 км/час, на плаву - до 4 км/час.Заметим также, что вездеход «Витязь» - единственная в мире машина, способная не просто преодолевать непроходимые пространства Арктики, но и плавать в ледяных водах океана.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!