В Соединенных Штатах на официальном уровне сделано заявление, которое с полным на то основанием можно расценить как объявление нашей стране войны за контроль над Северным морским путем. Высокий ранг и должность спикера – министра ВМС США контр-адмирала Кеннета Брейтуэйта не оставляют сомнений относительно серьезности озвученных намерений и не позволяют истолковать их иначе, чем прямой вызов, бросаемый Вашингтоном Москве.
Давайте попробуем разобраться, насколько велика возникающая в связи с этим угроза, и каковы могут быть последствия ее воплощения в жизнь.
«Свобода судоходства» ценой в Третью мировую?
Собственно говоря, мистер Брейтуэйт анонсировал ни много ни мало, а полное игнорирование позиции России относительно особых условий прохода иностранных кораблей (прежде всего – военных) в арктических водах, по Северному морскому пути. По словам руководителя американского военно-морского ведомства, его подчиненные в ближайшем обозримом будущем намерены «действовать в этом регионе гораздо настойчивее и инициативнее», дабы «положить предел притязаниям, предъявляемым на него Россией и, в определенной мере, Китаем». В чем подобные действия будут выражаться конкретно? Как утверждает министр, ВМС США планируют «проводить операции по обеспечению свободы судоходства непосредственно у Северных берегов России». Говоря другими словами, американские военные корабли собираются действовать на Северном морском пути, в акватории, являющейся нашими территориальными водами, совершенно как у себя дома.
Напомню – по решению Москвы сегодня для хождения по СМП боевые корабли под флагами иностранных государств обязаны, во-первых, официально запросить на это разрешения за 45 дней, во-вторых, сообщить предварительно все основные данные как самого судна, так и его капитана. Ну, и, в-третьих, если допуск на СМП будет получен, «визитеры» непременно должны будут принять на борт российского лоцмана. Понятно, что ничего из вышеперечисленного в ведомстве мистера Брейтуэйта делать не собираются и близко. Лучшее тому доказательство – недавняя хамская выходка эсминца ВМС США «Джон Маккейн», нарушившего наши морские границы в заливе Петра Великого. Оттуда янки, в буквальном смысле потерявших берега, пришлось выпроваживать явной демонстрацией готовности применить силу.
Такого же рода действиями является и целый ряд провокационных маневров, устраиваемых силами НАТО в Баренцевом море и достигших особой интенсивности в прошлом году. В мае 2020-го его почти целую неделю бороздили эсминцы ВМС США «Дональд Кук», «Портер» и «Рузвельт», а также фрегат ВМС Великобритании «Кент». Прочие «союзные силы» были представлены в виде подводной лодки «Улла» и двух патрульных самолетов Р-3С «Орион» норвежских военно-морских сил. В сентябре по тому же адресу пожаловала не менее представительная компания – оперативная группа, в которую входили эскадренный миноносец типа «Арли Берк» ВМС США и фрегат «Тур Хейердал» ВМС Норвегии, а также фрегат типа 23 «Сазерленд» ВМС Великобритании, который при поддержке вспомогательного судна «Тайдсприн» «осуществлял руководство действиями группировки». В северном небе кружили патрульные самолеты – американский Р-8 «Посейдон» и датский «Челленджер», поддерживаемые истребителями «Тайфун» британских ВВС. Всего же в маневрах участвовали 1200 с лишним военных из четырех стран.
Согласно официальному сообщению, британские морские волки «провели оперативную группу через множество маневров, проверив ее способность вести боевые действия на воде и вод водой в одном из самых суровых регионов на планете». Ну, то, что проверка показала результат скорее отрицательный, чем положительный – вопрос отдельный, и мы к нему вернемся чуточку ниже. Пока что стоит отметить – совершая подобные демарши, которые, по словам министра обороны Великобритании Бена Уоллеса «не нацелены на провокацию», НАТО вплотную подходит к крайне опасному рубежу, за которым, практически, неминуемо последует масштабное вооруженное столкновение. То, что Россия не намерена терпеть чужое военное присутствие у своих северных берегов, в Москве давали понять уже неоднократно и предельно четко. Однако до кое-кого эти предостережения никак не дойдут.
Северный морской путь и Запад: очень хочется, но очень холодно
Тот же Бен Уоллес с присущей «белым сахибам» из Лондона откровенностью потомственных пиратов и колонизаторов в своих выступлениях неоднократно признавал истинные побудительные причины действий Британии в регионе. Планируемое резкое наращивание активности британских ВМС в Баренцевом море вызвано тем, что «таяние льдов, сковывающий морские пути на Крайнем Севере, со временем позволит вполовину сократить срок доставки грузов из Китая в Европу». И это, конечно же, «может принести огромную прибыль» - уж что-то, а такие вещи мистер Уоллес и его соотечественники понимают прекрасно. И обеспокоены они исключительно тем, что «русские варвары» могут «попытаться бросить открытый вызов принципу свободы навигации». То есть – запретить кому попало шастать взад-вперед по своим территориальным водам, даже не ставя об этом в известность их хозяев. Действительно, варварство...
Именно в силу желания контролировать Северный морской путь и потенциальные сверхприбыли от его эксплуатации Лондон устами Уоллеса заявляет о том, что британские ВМС отныне намерены «расширять свое присутствие на Севере и продвигаться вперед», действуя не далее, чем в 100 морских милях от побережья России. Кстати говоря, цитировавшийся мною ранее Кеннет Брейтуэйт также анонсировал «регулярное патрулирование» наших берегов американскими военными кораблями именно по причине того, что «морские пути на Севере становятся судоходными». Более того, по мнению главы американского военно-морского ведомства это еще и «неотъемлемые право и обязанность США как доминирующей военно-морской силы в мире»... Одним словом, если послушать англосаксонских министров и адмиралов, то скоро сбудутся слова, вложенные великим русским поэтом в уста Петру Великому: «Все флаги в гости будут к нам!» Вот только в данной конкретной ситуации эти флаги (в вернее, военно-морские вымпелы) намерены пожаловать незваными и непрошеными. Что ж, соответствующей будет и встреча.
Изрядная доля иронии заключается в том, что все описанные выше грандиозные планы пока что, к счастью, весьма далеки от возможности практической реализации. Жизненная правда, скажем так, несколько отличается от победных реляций по поводу «чрезвычайно результативных операций», о которых, помнится, вещал командир фрегата «Сазерленд» Том Уивер. Еще в 2018 году свою полную небоеспособность в условиях «одного из самых суровых регионов на планете» показал авианосец «Гарри Трумэн». Главной силе американских ВМС – ударным авианосным группам в Баренцевом море делать нечего... Впрочем, как выяснилось в прошлом году, нормально функционировать там не могут и другие их корабли – упоминавшийся ранее эсминец «Дональд Кук» попросту замерз, как брошенные суровой зимой без гаража старенькие «Жигули». На нем «в силу неблагоприятных климатических условий» вышло из строя чуть ли не все бортовое оборудование и вооружение. Грозный корабль превратился в беззащитную лоханку, болтавшуюся на безжалостных студеных волнах.
Именно с учетом этих совершенно не афишируемых, но крайне неприятных фактов вся «серия маневров» военно-морской группировки НАТО под водительством «Сазерленда» свелась к довольно-таки бестолковому кружению по акватории Баренцева моря в районе норвежского полуострова Варде. Попыток реально продвинуться в направлении Северного морского пути через Карские Ворота никто даже и не стал предпринимать, понимая, что обойтись они могут крайне дорого. Кстати говоря, по имеющимся данным, британские «Тайфуны», до сего момента не забиравшиеся на Север дальше Исландии, в ходе упоминаемых маневров тоже показали себя далеко не соколами... При всем огромном желании «оседлать» Северный морской путь и диктовать на нем собственные условия и США, и прочие члены НАТО сегодня не могут этого сделать физически. Там для них слишком холодно...
Министр ВМС США может сколько угодно обещать собственным «союзникам» проведение операций по «обеспечению свободы судоходства», но пусть сначала уточнит, каким образом намерен он их осуществлять. С помощью парочки находящихся в далеко не лучшем состоянии ледоколов – против четырех десятков российских? Грандиозные планы Пентагона по закладке и постройке новых судов, в том числе и способных эффективно действовать в специфических условиях Крайнего Севера, доведение количества боевых единиц ВМС США до более полутысячи – это все, как говорится, журавль в небе. В 2020 году глава американского оборонного ведомства Марк Эспер вынужден был признать: военный флот США, в реальности не дотягивающий и до 300 вымпелов, отстает от китайского, имеющего в своем составе 350 надводных кораблей и подводных лодок, как минимум, количественно. Российские же силы, отлично приспособленные для действий в самых суровых широтах как на земле, так в небесах и на море, по своим боевым качествам превосходят все, что могут попытаться применить американцы на Крайнем Севере, многократно.
Тем не менее в Пентагоне, похоже, не до конца осознают данный факт и продолжают осуществлять действия, направленные на попытку изменить баланс сил в свою пользу. Одно из последних таких, мягко говоря, непродуманных решений – форсированная переброска на расположенную на Аляске авиабазу Эйельсон многоцелевых истребителей-бомбардировщиков F-35A Lightning II. Осуществляется она, опять-таки, «для сдерживания России». Сейчас расквартированные там 336-я и 335-я эскадрильи располагают двумя десятками «самых современных», но к концу нынешнего года количество этих машин планируется довести до 54. Один из местных сенаторов, Дэн Салливан, выступая в Вашингтоне, похвастал, что «такого скопления истребителей пятого поколения нет и не будет нигде больше на Земле!» Весьма сомнительный предмет для гордости – ведь энтузиазм столь крупное скопление техники, по большому счету, может вызвать разве что у тех, кто будет нацеливать на него «Кинжалы» и «Цирконы»...
Военные и политики Соединенных Штатов предпринимают все новые шаги, напрямую ведущие к потенциальной эскалации вооруженного конфликта на театре военных действий, где преимущество и шансы на успех будут однозначно не на стороне США и НАТО. Упорные попытки цепляться за давно не соответствующий действительности миф о собственном тотальном превосходстве и «доминировании» в мире могут привести в данном случае к весьма плачевному результату.
Александр Неукропный
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!