Французы делали главную ставку на «линию Мажино» – мощную линию укреплений на границе с Германией. Французские генералы предполагали, что немцы не смогут её преодолеть, в это время Франция мобилизует все силы, получит помощь от Англии, и снова начнётся позиционная война, как во время Первой мировой войны. Гитлеровцы били ставку противника стратегией блицкрига, подвижные соединения просто обошли наиболее сильные укрепрайоны противника, прорвались в тыл, вызвали волну паники и ужаса. В итоге французские гарнизоны сдались уже в глубоком тылу немецкой армии, либо боевые действия шли далеко в стороне от французских твердынь. Русские до начала вторжения вермахта почти не имели опыта боевых действий с современным, высокотехнологичным врагом. В Гражданскую войну воевали со своими же, самолетов и танков было мало, главную роль в наступлении, прорывах фронта играла конница. Война с Польшей велась также и закончилась поражением. В операции на КВЖД 1929 году пришлось иметь дело со слабыми китайскими войсками. В Испании враг был серьёзный – итальянцы и немцы, но там прошла обкатку не вся армия, а только группы военспецов. Конфликт на озере Хасан с японцами был незначительным.Только на Халхин-Голе летом 1939 года советские (русские) войска столкнулись с современной армией, имевшей массу самолетов, бронетехники и артиллерии. Японская армия была отлично обучена, дисциплинирована, имела большой военный опыт. Японцы в монгольских степях были наголову разбиты, и в итоге японская правящая верхушка решила, что нужно сначала решить задачу разгрома врага и захвата ресурсов в южных морях, и только затем идти бить северных варваров. Халхин-Гол сделал советских генералов самоуверенными. Мол, «броня крепка, и танки наши быстры». Все верили, что бить врага будем на его территории, и победа достанется малой кровью. Хотя уже в схватке с японской армией были отмечены ошибки Красной армии: японцы сначала господствовали в небе и спокойно бомбили наши войска; управление сражением с нашей стороны было неудовлетворительным, взаимодействие не налажено; прибывающие войска и резервы бросали в бой частями; ошибки одних приводили к неоправданным потерям других (героизм одних – следствие халатности и дурости других). Очевидно, что вермахт таких ошибок русским бы не простил. Так и получилось в суровые месяцы 1941–1942 годов. Война с Финляндией внесла свои коррективы. Однако врага разбили, стратегическую задачу по укреплению обороны северо-западной части страны и Ленинграда решили. Поэтому переоценка своих сил осталась. Таким образом, что западники, что русские воевали по старым схемам, верили в «линии Мажино, Молотова и Сталина», в количество танков и самолетов. Немцы нас за это жестоко наказали. Нам показали новую войну, стремительную, с отличным взаимодействием бронетанковых сил, авиации, артиллерии, разведки и спецназа.
Новаторы
Немцы с 1920-х годов отказались от традиционных методов подготовки солдат, не мучили маршировками, муштрой и нарядами по кухне. Поэтому гитлеровская армия качественно отличалась в лучшую сторону даже от армии кайзера, весьма хорошей и мощной. Она была пропитана философией непобедимости, уверенности в себе, что было доказано в Польской, Норвежской, Французской, Югославской и прочих кампаниях. Стремительных и победоносных. Армия была уверена в своих силах, командирах, полководцах. Солдаты имели удобную форму и снаряжение. Солдат вермахта учили именно воевать, это не были солдаты мирного времени, а бойцы. Им давали столько патронов, сколько они захотят расстрелять. Учились водить мотоциклы, автомашины, бронетранспортёры. Обращаться с рацией. То есть тому, чему в других армиях учили только в особых, специальных частях. Секрет немецкой молниеносной войны – в отличном взаимодействии разных родов войск. Немецкие ветераны в своих воспоминаниях не раз хвалили люфтваффе. Они расчищали путь танкам и пехоте в начале войны, громили оборонительные позиции и колонны противника, пытающегося контратаковать или отступить на новые позиции. Немецкие ВВС сохраняли боеспособность до самого конца войны, поддерживая и спасая свою пехоту. Всё это – результат учений в мирное время!
Бойцы вермахта
Гитлеру было мало вермахта. Он создал «резервную армию» – войска СС. Сначала как «охранные отряды» (нем. SS, аббр. от нем. Schutzstaffeln «отряды охраны»), затем как полноценную, отборную армию. Один из создателей и руководителей войск СС генерал Пауль Хауссер (Гауссер) готовил свои войска для быстрых атак. Такой подход, по словам помощника Хауссера – полковника Феликса Штейнера, требует «гибкого, легко приспосабливаемого типа солдата, физически сильного, с повышенной выносливостью».Большинство кандидатов, которые поступали в юнкерские школы, уже прошли отбор в СА, СС или гестапо, были рекомендованы своими командирами. Сначала курсанты учились владеть оружием, проходили физическую подготовку (полоса препятствий) и т. д. Затем учились на более высоком уровне, включая полевую связь, взаимодействие пехоты и артиллерии, десантирования на берегу противника, получали умения командовать небольшими подразделениями. Целью была подготовка самостоятельных, инициативных руководителей, будущей элиты Третьего (мирового) рейха. Таким образом, войска СС решали две главные задачи. Рядом с прежней армией создавалась новая, ещё более модернизированная, с повышенной мобильностью и боеспособностью, преданная лично фюреру, готовая выполнить любой приказ и умереть за вождя. Одновременно создавался альтернативный механизм формирования элиты рейха. Наверх выдвигались самые храбрые, верные идее и фюреру люди, независимо от происхождения. Благодаря СС, господами и офицерами новой Германской империи могли стать не только выходцы из аристократии, прусской «военной кости», имущих классов, но и дети рабочих, крестьян и служащих. Приток «свежей крови» – очень хорошее средство от разложения элиты. С 1934 года курсантов-юнкеров начали отбирать для первой офицерской школы СС в замке Бад-Тёльц в Баварских Альпах. Будущих командиров СС, элиту рейха, встречали не унылые казармы, а красивейшие места Европы. Физическое развитие шло параллельно с интеллектуальным, эстетическим. Курсанты изучали идеологию, музыку, аристократический этикет. Они усиленно занимались атлетикой и выходами в поле. В замке имелись футбольный стадион, площадки для занятия лёгкой атлетикой, залы для бокса, гимнастики, фехтования, бассейн и сауна. Физическая культура развивала мужество, силу, ловкость, дисциплину, самостоятельность, агрессивность (воинственность) и командный дух. Здесь ковались кадры, способные вести других. В дальнейшем такие школы СС появились и в других местах.
Элита – войска СС
Генерал Хауссер и его помощник Штейнер не были чистыми теоретиками. Они имели за плечами опыт Первой мировой войны, создания штурмовых групп. Штейнер командовал штурмовыми группами и уже тогда выработал методику подготовки личного состава, ставшую позже образцом для всех войск СС. Основываясь на своём военном опыте, Штайнер разработал концепцию развития вооружённых сил будущего. Он считал, что война будущего будет совершенно иной, чем Первая мировая. Это будет быстрая и скоротечная война, где всё решат скорость действий, связь, техническое оснащение и профессионализм солдат. Главную роль сыграют не многомиллионные армии, а небольшие мобильные, хорошо вооружённые и специально подготовленные ударные части. Они быстрыми ударами прорвут оборону врага, блокируют его и уничтожат.В 1936 году Штайнер возглавил полк СС «Дойчланд» и стал воплощать свою теорию в жизнь. Он создавал боевые подвижные группы, вооружал их пистолетами-пулеметами (автомат), снабжал большим количеством гранат. Это повышало огневую мощь подразделения. Бойцы СС получили пёстрые камуфляжные костюмы, которых в вермахте не было, за что получили прозвище «древесные лягушки». В войсках СС не усиливали различия между солдатами, унтерами и офицерами, но сохраняли железную дисциплину. Именно в войсках СС младшие чины обращались к старшим только по званию, не добавляя, как в армии, слово «господин». Это дало отличный результат, было создано боевое братство. Первые дивизии СС отличались высокой спаянностью и боеспособностью. Позднее Штайнер командовал дивизией СС «Викинг», 3-м танковым корпусом СС. Хауссер во время Второй мировой командовал 2-й танковой дивизией СС «Рейх», затем получил в командование 2-й танковый корпус СС в составе трёх танковых дивизий СС – «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», «Рейх» и «Мёртвая голова». В 1944 году командовал 7-й армией, группами армий «Верхний Рейн» и «Г» на Западном фронте. Таким образом, войска СС могли стать армией будущего «вечного рейха». Их система подготовки похожа на тренировки современных сил специальных операций. При этом немцы создали войска СС до того, как спецназ начали формировать в других странах.
Быстрота, мобильность и мощь
Немцы обогнали весь мир и в создании отрядов специального назначения, диверсионных групп. Они первыми отбросили прежние «рыцарские» правила войны и соединили разведку с силами спецназначения. Сегодня спецназ – неотъемлемая часть вооруженных сил. Но в начале Второй мировой войны всё было иначе, диверсии считались недостойным, нецивилизованным методом войны. В Британии управление специальных операций создали в 1940 году. Тогда акции специального назначения именовались «иррегулярными». Инициатива и планирование были делом начальниками разведок ВМС, сухопутных сил и службы специальной разведки. Однако получить разрешение на такие операции было делом сложным. Высшее руководство Британии с удовольствием пользовалось плодами таких операций, но ответственность за них брать не спешило. Даже Черчилль прибегал к таким спецоперациям только в крайнем случае, часто встречая противодействие МИДа и казначейства. Также нужно было получить разрешение морского командования, а адмиралы вечно боялись ответственности. В результате британцы хорошо отстали от немцев в этой сфере. Гитлеровцы создали секретное управление Абвер-2 в 1938 году. Абвер готовил диверсантов для заброски в тыл врага, планировал и проводил террористические акты и диверсии, тренировал повстанцев для действия в тылу противника. Также формировались подразделения, куда набирали фольксдойчей – этнические немцев, которые родились и выросли за границей и представителей национальных меньшинств. Например, западных украинских националистов. Абвер готовил будущих повстанцев-боевиков, «пятую колонну» в тылу врага. Немецкие диверсанты хорошо показали себя в Польской кампании в 1939 году. В 1940 году был создан спецполк «Бранденбург». Спецподразделения полка, который затем развернули в дивизию, в течение 1940–1944 годов принимали участие в диверсионно-разведывательных операциях практически на всех фронтах. В целом операции были успешными. Таким образом, гитлеровцы опередили весь мир в создании полноценного спецназа и тем самым получили большое преимущество над противниками.
Диверсанты и спецназ рейха
Стоит отметить, что Советский Союз, имеющий огромный опыт иррегулярной, партизанской войны во время Смуты 1917–1921 годов, вполне мог опередить в этом деле Германию. До конца 30-х годов у нас имелись диверсионно-партизанские отряды в западных пограничных округах, нацеленные на партизанскую деятельность в тылу врага, вторгнувшегося в наши земли. Совершенно точно было определено, что лучшие объекты для атак летучих партизанских отрядов – это пути сообщения вражеской армии, склады с топливом. Партизан-спецназовцев готовили очень хорошо: топография, взрывное дело, вождение автомобилей, парашютизм, тактика действия небольшой группы и т. д. В тайники закладывали оружие, боеприпасы, взрывчатку, снаряжение. Готовили диверсантов-парашютистов и для заброски во вражеский тыл. Планировалось создать спецназ при советской разведке. То есть Россия объективно опережала немцев в деле создания спецназа, а британцы, американцы и французы были вообще сильно отстающими в этом важном деле. Однако в 1937–1938 годах партизанско-диверсионные отряды и группы распустили, тайники и схроны ликвидировали, многие опытные кадры были репрессированы. Дело в том, что шла борьба за власть. Сталин ликвидировал «пятую колонну», троцкистов (Как Сталин разгромил «пятую колонну» и спас народ от поражения в Великой Отечественной войне
Советская Россия
). Очевидно, заговорщики были и среди военной верхушки. Падение каждого троцкиста, революционера-интернационалиста сопровождалось чисткой его окружения, команды. Каток репрессий прошёлся и по особым частям, так как их командные кадры подбирала и расставляла прежняя военная верхушка. А спецчасти казались весьма опасным инструментом, пригодным для военного переворота. К тому же была принята новая военная доктрина – война малой кровью на чужой территории. Ставка на крупные механизированные, авиационные и десантные соединения. Партизанские, диверсионные действия на своей территории не предусматривались. До идеи участия спецназа в наступлении не дошли. Правда, уже война с Финляндией показала жизненную необходимость спецназа. Из добровольцев начали создавать лыжные подразделения, которые совершали рейды по финским тылам, боролись с «кукушками». В 1940 году старый военспец, участник войны в Испании – Хаджи Мансуров, предложил создать спецчасти в армии, в каждом округе. Его здравое предложение не поддержали. Дело с мёртвой точки сдвинул только глава НКВД Лаврентий Берия. Этот человек вообще очень много сделал для Родины, но, к сожалению, был полностью очернен, демонизирован (Чёрный миф о «кровавом палаче» Берии
; Часть 2). Уже перед самой войной, в июне 1941 года Берия приказал создать разведывательно-диверсионный аппарат. Поручили это дело звезде нашей разведки Павлу Судоплатову. Так, благодаря различным «перестройкам», мы к началу войны не имели единого спецназа. А немцы, проявив ум и находчивость, использовали наш и свой опыт (партизаны в Африке в годы Первой мировой), создали войска будущего, спецназ, силы спецопераций.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!